Россия всё менее привлекательна для гастарбайтеров

01 января 1970

 

О необходимости повышения квалификации трудовых мигрантов до отъезда в Россию в интервью с нашим корреспондентом размышляет Михаил Курцер, председатель Комитета по трудовым отношениям и кадровой политике Российского союза строителей, член Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям.

— Михаил Григорьевич, недавно Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец затронула злободневную тему: неудовлетворительная профессиональная подготовка трудовых мигрантов. Вы разделяете ее точку зрения?

— Правоту такого вывода подтверждают опросы руководителей строительных предприятий Москвы, проведенные группой исследователей из МГУ им. М.В. Ломоносова. 80% опрошенных считают, что в отрасли наблюдается дефицит опытных специалистов. Если неквалифицированных рабочих легко нанять, то крановщиков, электросварщиков, монтажников, каменщиков, электриков, штукатуров приходится долго разыскивать.

Это же говорил президент РСПП Александр Шохин, выступая на одном из форумов. Он сделал вывод, что кадрами не обеспечены почти все категории строительной отрасли. А производительность труда в отрасли составляет сегодня 21% от производительности труда в США и 33% от европейского уровня.

В строительстве на каждого занятого выдается добавленной стоимости на $30 тыс. в год, и это вдвое меньше, чем на стройках США, которые в свою очередь существенно отстают от Ирландии, Испании и Нидерландов. На треть лучше российских, показатели в строительстве у занятых в этом секторе в Греции, Польше, Турции и Чили.

— Дмитрий Медведев на одном из последних совещаний сказал, что «создание высокоэффективных рабочих мест и подготовка современных специалистов остаются в числе основных задач государства». Сможет ли отрасль быстро нарастить производительность труда?

— Трудно допустить, что такое отставание можно наверстать быстро. Мировой опыт показывает, что среди развитых стран пока нет модели, когда бы рост экономики сопровождался систематически сокращающейся занятостью. А значит, наращивать скорость развития экономики можно лишь привлекая все новые трудовые ресурсы. Неслучайно два года назад утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. В этом документе официально утверждается, что для дальнейшего поступательного развития российской экономики привлечение иностранных работников является необходимостью.

По словам завкафедрой управления миграционными процессами Института госуправления и права Юрия Рощина, мигранты в нашей стране создают шесть-восемь процентов ВВП. Неплохой вклад в экономику России.

— Тем не менее, идеалисты продолжают настаивать: справимся своими силами! Повысим производительность труда, разовьем малый и средний бизнес, проведем модернизацию. Ведь Владимир Путин поставил задачу создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

— Все это необходимо. Но чтобы изменить ситуацию, особое внимание предстоит обратить на структуру отставания производительности труда. Основная причина — неэффективная организация труда, нехватка квалифицированных кадров (49%).

В некоторых наших строительных компаниях, по словам экспертов, до 25% рабочих — мигранты. И это, конечно, не самые квалифицированные рабочие, попадающие на наши стройки случайно. В таких условиях выполнить задачу, на которую нацеливает правительство, — к 2017 году удвоить объем вводимого в стране жилья, — невозможно.

Поэтому лучшим вариантом привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа считаем не систему квотирования, которая скоро отомрет, а организованный набор специалистов. Это позволит подготовить иностранца к миграции, выяснить его квалификацию, устранить факты коррупции при выдаче разрешительных документов, создавать приемлемые условия для приезда и проживания. Такой положительный опыт был накоплен в СССР. Это был элемент государственного регулирования, который, мы считаем, должен быть возобновлен.

— Для таких надежд есть основания?

— Сейчас уже разработан (и справка об этом опубликована на сайте ЕврАзЭс) механизм оргнабора иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. А миграционный центр «Восток» в Санкт-Петербурге в прошлом году приступил к трудоустройству мигрантов из Таджикистана по системе оргнабора. Это позволяет таджикским мигрантам найти подходящие вакансии и заключить договор с работодателем в Санкт-Петербурге, находясь ещё на родине.

Правительство Кыргызстана недавно обсудило и подписало новый законопроект, предполагающий организованный набор и отправку трудовых мигрантов в Россию. У Кыргызстана уже есть неплохой опыт сотрудничества с Россией на принципах оргнабора. С 2006–го по 2008 год до полутора тысяч жителей республики работали на строительстве знаменитого бизнес-комплекса «Москва-сити». Посредником здесь выступила крупная турецкая компания «Энка Иншаат», также задействованная на этом объекте. Она взаимодействовала со службами занятости РФ и КР, в результате чего совместными усилиями были отобраны и подготовлены на базе кыргызстанских профессионально–технических лицеев специалисты различных строительных профессий.

Возможное решение проблемы нелегальной миграции (оргнабор!) предложил и президент Узбекистана Ислам Каримов. В ходе беседы со спикером российского Совета Федерации Валентиной Матвиенко он говорил о бесправном, унизительном положении трудовых мигрантов. По его мнению, приехавший в страну работник должен заранее знать, где и в каких условиях он будет жить, какую работу выполнять, и какую зарплату получать. Кроме того, как говорил Ислам Каримов, мигрант должен быть официально представлен Министерством труда своей страны, а не вербоваться через сомнительных посредников.

С нарастанием миграционных процессов на постсоветском пространстве все более актуальной становится необходимость принимать политические решения о проведении единой миграционной политики всеми странами: и теми, откуда едут мигранты, и теми, где они потом работают.

— Допустим, политические решения будут приняты. Кто же тогда будет заниматься трудоустройством мигрантов?

— Заниматься оргнабором должно, конечно, не государство, а бизнес-сообщество. Подбор трудовых ресурсов в стране пребывания, их гарантированное трудоустройство должны осуществляться членами СРО (саморегулируемых организаций), прошедшими аккредитацию и получившими статус уполномоченной организации в области подбора трудовых ресурсов. На федеральном уровне эти организации могли бы объединиться в национальную систему с передачей функций контроля СРО.

Пути решения этой проблемы ищут российские законодатели. Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект о господдержке некоммерческих организаций (НКО), которые участвуют в социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, сообщила недавно пресс-служба законодательного собрания РФ.

В случае, если поправки вступят в силу, НКО смогут рассчитывать на господдержку, в том числе в виде грантов. О том, что некоммерческие структуры могут участвовать в работе с мигрантами, говорится и в тексте стратегии государственной национальной политики России.

— Как подобная практика осуществляется в других странах?

— В конце прошлого года правительство Москвы провело международную конференцию «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений». Различные аспекты миграционной политики обсуждали представители Франции, Австрии, Испании, Германии, российских общественных организаций и научных учреждений.

В рамках этой статьи интерес представляло выступление Натальи Власовой, вице-президента фонда «Миграция ХХI век». Она рассказала об опыте миграционной политики Филиппин, где есть предвыездная (в том числе профессиональная!) подготовка трудового мигранта, обеспечение правовой защиты граждан, работающих в других государствах, активное использование частно-государственного партнерства в предвыездной подготовке, четкое взаимодействие государственных и негосударственных структур и разделение функций между ними.

Странам-отправителям трудовых мигрантов следует заняться их подготовкой: от обучения профессии до знания языка страны будущего пребывания, заявил недавно постоянный представитель ООН в республике Таджикистан Александр Зуев. Это понимают и в республике. В Программе развития профессионального образования в Республике Таджикистан на 2011-2015 годы сказано: «… действующая система профессионального обучения взрослых в ее нынешнем состоянии пока далека от того, чтобы стать реальным инструментом сокращения бедности и социального развития страны, в силу ее недостаточной развитости, подходов и качества».

— Если у Таджикистана не хватает ресурсов для самостоятельной подготовки высокопрофессиональных кадров, не может ли Россия взять на себя часть этой задачи?

— Казалось бы, передовой опыт Филиппин должен интересовать наших среднеазиатских соседей. Однако, нашествие чужестранцев, России, похоже, не грозит. Недавно мне попалось сообщение о том, что организация по изучению общественного мнения Gallup опросила более 40 тысяч человек в 12 странах бывшего Советского Союза на предмет готовности покинуть родину при возможности. Положительно на этот вопрос ответили лишь 5% жителей Узбекистана, 6% жителей Киргизии и 11% жителей Таджикистана…

Ринат Каримов, председатель ЦК профсоюза трудящихся мигрантов, комментируя эти данные, увидел причину в том, что Россия как основной источник рабочих мест становится всё менее и менее привлекательной: «Несмотря на то, что население растёт, а рабочих мест на родине больше не становится, люди не горят желанием ехать на заработки в Россию. В первую очередь, на их настрой влияют рассказы тех, кто вернулся..., не найдя возможность легально устроиться на работу».

Его мнение разделяет Леонид Гункевич, сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» в Свердловской области. Он считает, что вскоре наши регионы начнут борьбу за трудовых мигрантов…

На рынке труда усиливается конкуренция. Так, в Таджикистане уже активно занимаются профессиональной подготовкой будущих трудовых мигрантов арабы, немцы… Недавно Сафиалло Девонаев, начальник миграционной службы РТ предложил представителям миссии Всемирного Банка организовать ознакомительные поездки с целью изучения рынков труда Южной Кореи, Государства Катар, ОАЭ и Государства Кувейт.

Пока миграционный поток из Средней Азии не развернулся в сторону других стран, нашему государству и некоммерческим организациям, заинтересованным в трудовых ресурсах, следует найти совместные со среднеазиатскими государствами пути подготовки будущих трудовых мигрантов, ОСОБЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, и их организованного набора.

Если строительные организации России заинтересованы в наборе высококвалифицированных рабочих, им предстоит создавать пункты профессиональной подготовки в странах СНГ. В этом, конечно, должен посодействовать Совет руководителей миграционных органов-участников СНГ, созданный для координации сотрудничества по всему спектру миграционных проблем.

Валерий ВАСИЛЕВСКИЙ

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.