Ответственность за безответственность

01 января 1970

 

В ноябре 2012 года мы купили квартиру. При оформлении сделки купли-продажи нотариус показал нам справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам прежних хозяев, а также о наличии в квартире приборов учета потребления газа, холодной и горячей воды, электросчетчика. Как только получили ключи, к нам зачастили представители предприятий – поставщиков коммунальных услуг. Мы передали им копии документа о купле-продаже, справки от паспортистки, что в квартире никто не прописан.

Спустя 2 года (в феврале 2015 года) пришел новый инспектор газоснабжающей организации и уведомил о наличии у меня задолженности за потребление газа в размере 179 тысяч сумов. Выяснилось, что предыдущий контролер не ввел в компьютер данные о новом владельце, а также о том, что в квартире никто не прописан.

Нас вызвали в райгаз, сообщив, что еще до покупки квартиры (17.12.2011 г.) было принято решение Тошкентшахаргаза, предусматривающее по истечении срока поверки прибора учета расчеты с абонентом за потребление газа производить по нормативам. Прежние владельцы квартиры своевременно провели поверку 17.02.2012 г., что подтверждено сертификатом. По требованию инспектора они представили его копию в райгаз для ввода данных в компьютер. Оригинал документа находится у нас.

Но информацию о проведении поверки счетчика и отсутствии задолженности газовики также не ввели в информационную базу. Межповерочный интервал прибора учета еще не истек. Нас заставляют заплатить мнимые начисления, хотя по сегодняшним показаниям счетчика у нас имеется предоплата за потребление газа. Получается, что при покупке квартиры без долгов мы почему-то оказались с долгами.

Как можно выяснить, введены ли в информационную базу райгаза данные об оплате абонентом потребления газа, проведение поверки счетчика? Должен ли потребитель контролировать свое­временное их внесение в компьютер? Несут ли работники газоснабжающей организации ответственность за то, что «забывают» это сделать?

С.Нурмухамедова,

бухгалтер.

 

«КОММУНАЛЬНАЯ АМНЕЗИЯ»

– В последнее время участились случаи, когда поставщики газа выставляют потребителям необоснованные начисления, в том числе связанные с несвоевременно проведенной поверкой, хотя сами при этом нарушают порядок ее проведения. Довольно типичная ситуация, когда, установив после поверки счетчик, работник предприятия-поставщика «забывает» внести данные о нем в компьютер. Такая «коммунальная амнезия» прогрессирует, и есть основания полагать, что может обрести хроническую форму.

Согласно Положению о порядке поверки приборов учета газа1 (далее – Положение) межповерочный интервал газовых счетчиков для физических лиц составляет 1 раз в 4 года (пункт 3 Положения). Если прежний хозяин квартиры передал поставщику сертификат о проведенной поверке в 2012 году, газоснабжающая организация не имеет права производить новым владельцам жилого помещения начисления якобы за то, что счетчик не поверен, и требовать плату за это.

Пункт 29 Положения предусматривает, что после проведения поверки и установки прибора учета газа счетчик регистрируется (представителем поставщика), использованный газ подсчитывается согласно показаниям прибора учета. Эти данные вносятся в базу данных райгаза. Если работник газоснабжающей организации не сделал это своевременно, то ответственность за свою безответственность должен нести он, а не потребитель. Предъявлять абоненту требования о необоснованных начислениях – нарушение законодательства и прав потребителей.

Как лечить «коммунальную амнезию»? Принципиальной позицией потребителей и опираясь на законодательство. Пункт 30 Положения устанавливает, что лица, виновные в нарушении требований Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

 

«ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ» ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Поставщики нередко используют в отношении абонентов «шоковую терапию». Один из ее инструментов – необоснованные начисления за потребление коммунального продукта сразу за несколько прошедших лет. Ничего не подозревающие граждане вовремя платят за коммунальные услуги, кто-то вносит их авансом, и тут нежданно-негаданно выплывает кругленькая сумма, иногда зашкаливающая под миллион. Есть чем повергнуть в шок добросовестного плательщика.

Возникает вопрос: почему о задолженности (реальной или мнимой) поставщик не информирует потребителя своевременно? Договор на поставку газа (далее – Договор) предусматривает, что абонент должен платить за полученный газ в течение 10 дней после окончания каждого месяца (пункт 6.2 Договора). В случае неуплаты в установленный срок поставщик должен уведомить потребителя о необходимости уплаты (пункт 6.3 Договора). Если он не оплатит стоимость потребленного газа в течение 3 дней после получения уведомления, он подлежит отключению от сети газоснабжения (пункт 6.4 Договора). Однако в течение 2 лет абонент не получал ни устных, ни письменных уведомлений от поставщика. Не исключено, что речь может идти о необоснованной, мнимой задолженности и даже вымогательстве, когда недобросовестный представитель предприятия-поставщика злоупотребляет служебным положением. Поэтому настаивайте, чтобы поставщик изложил требования о начислениях письменно (выдал справку, уведомление и т.п.).

 

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Контролировать поставщика, внес он или нет в информационную базу данные о плате за потребление газа, о проведении поверки счетчика и т.п., не входит в обязанности потребителя. Однако, чтобы избежать проблем с газоснабжающей организацией, поговорка «Доверяй, но проверяй» – здесь как нельзя кстати. Поэтому абонентам рекомендуется периодически проводить сверку платежей в райгазе.

Но в данном случае потребитель тоже не исполнил своих обязанностей, нарушив тем самым Договор. Точнее, не заключил его собственноручно, передав для этого документы и справки через проверяющего. Пункт 6.8 Договора устанавливает, что каждому розничному потребителю газоснабжающее предприятие открывает лицевой счет с указанием данных абонента, а также технических характеристик прибора учета газа – периодичности и даты последней поверки, акта о пломбировании счетчика после поверки, даты и объема последних показаний. Сделай потребитель это своевременно – проб­лемы могло и не возникнуть.

Правила пользования газом в быту на территории Республики Узбекистан2, утвержденные в 1997 году, а также Договор не содержат регламента для нового квартировладельца при смене собственника жилого помещения, как, например, недавно принятые правила оказания коммунальных услуг3. В них (речь идет о теп­лоснабжении, водоснабжении и водоотведении) говорится, что при смене собственника жилого помещения новый квартировладелец обязан заключить договор с поставщиками водо- и теплоснабжения в 7-дневный срок со дня изменения владельца жилого помещения. В Договоре же газоснабжения в пункте 4.2 предусмотрено лишь, что потребитель при смене места жительства обязан подать письменное заявление на отключение его от сети.

Для решения проблемы, возникшей у потребителя, следует обратиться с заявлением к руководителю райгаза, приложив копии договора о купле-продаже квартиры; платежных документов бывшего владельца и свои; сертификата о проведении поверки газового счетчика; справку о количестве прописанных в квартире граждан. Нотариусы не оформляют сделку купли-продажи без наличия справок об отсутствии задолженности по платежам за коммунальные услуги бывшего владельца, а также подтверждающих наличие приборов учета потребления коммунальных продуктов. Если вы намерены доказывать свою непричастность к начисленной вам задолженности, которую считаете мнимой, потребуются копии справок бывшего владельца, представленные в нотариальную контору. Если обращения в газоснабжающую организацию (районную, городскую) не принесут результата, обращайтесь в прокуратуру, Антимонопольный комитет, суд.

Практика свидетельствует о том, что причинами противоречий при расчетах за потребление коммунальных продуктов часто являются обе стороны. Даже добросовестные плательщики часто допускают правовой нигилизм. Иногда вместо того чтобы разобраться, почему возникла задолженность, предпочитают «договариваться» с представителями поставщика. Но тогда безответственность будет цвести пышным цветом, не оставляя надежды, что за ней должна последовать ответственность.

Чтобы избежать проблем, потребителю следует несколько раз в год производить сверку оплаты коммунальных услуг непосредственно в офисе поставщика.

После установки прошедшего поверку счетчика потребителю следует уточнить в офисе поставщика, внесены ли данные о поверке в информационную базу.

При начислении поставщиком задолженности, которую потребитель считает необоснованной, требуйте, чтобы он обосновал ее в письменной форме.

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

 NORMA.uz


1Утверждено постановлением Агентства «Узстандарт» и Узгоснефтегазинспекции, зарегистрированным МЮ 30.07.2014 г. N 2604.

2Утверждены Минкомобслуживания, зарегистрированы МЮ 14.10.1997 г. N 370.

3Утверждены Постановлением КМ от 15.07.2014 г. N 194.



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.