Новая «транспортная программа» Узбекистана на 2015-2019 годы оценивается в $10 млрд.

30 апреля 2015

                                                           

В диалоге по вопросам развития транспорта участвовали национальные и международные эксперты, дипломаты и ответственные работники.
 
28 апреля 2015 года в Ташкенте состоялся расширенный диалог по вопросам развития транспорта и транзита в Узбекистане и Центральной Азии с привлечением руководителей и ответственных специалистов международных организаций, представителей дипломатического корпуса, национальных и международных экспертов.

Мероприятие было организовано в рамках совместного проекта Программы развития ООН в Узбекистане и Всемирного банка «Национальная стратегия структурных реформ Узбекистана на период до 2030 г. «Видение – 2030».

С приветственной речью выступили директор Центра экономических исследований Баходур Эшонов и заместитель Постоянного представителя ООН в Узбекистане Фарид Караханов. В ходе «круглого стола» были представлены основные выводы и рекомендации исследовательского проекта ЦЭИ «Транспортный сектор и транзит в Узбекистане в контексте экономической трансформации в средне- и долгосрочной перспективе: проблемы и решения».

Эффективный транспортный сектор является важнейшей составляющей экономического развития. Ключевой стратегической задачей транспортной политики Узбекистана должно стать выстраивание транспортной системы так, чтобы обеспечить относительное снижение цен на транспортные услуги, оперативность, надежность и доступность услуг транспорта для хозяйствующих субъектов, диверсифицировать транспортные маршруты и стать связующим звеном в трансконтинентальных и региональных логистических схемах.

Как отметил в своем докладе координатор исследований ЦЭИ Бахтиёр Эргашев, после обретения независимости Узбекистан переформатировал пространственный каркас страны, сформировал новые транспортные магистрали. Тем самым была снижена зависимость республики от транспортных коридоров в северном направлении, обеспечивая выход на новые рынки.

Новые железные дороги по маршрутам «Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус» и «Ташгузар – Байсун – Кумкурган» сформировали меридианную ось «северо-запад – юго-запад Узбекистана». Этот транспортный коридор накладывается на широтные (восток-запад) транспортные магистрали «Андижан – Ташкент – Самарканд – Бухара». Их ключевым фрагментом стало строительство автомагистрали через перевал Камчик, обеспечившее бесперебойное автосообщение между Ферганской долиной и остальной частью страны.

Реализуемые в настоящее время проекты реконструкции Национальной автомагистрали и строительства электрифицированной железнодорожной магистрали «Ангрен – Пап» являются логическим продолжением политики по стягиванию пространственного каркаса страны.

За 2000-2012 гг. протяженность железных дорог в Узбекистане увеличилась с 3471,5 км до 4191,8 км, а объемы перевозимых грузов – с 46,9 до 76,7 млрд.
т/км.

Построено и реконструировано 679 км автодорог, в том числе 489 км участков, входящих в состав международных транспортных маршрутов, и 190 км дорог государственного значения. Это позволило увеличить протяженность автодорог высшей категории на 557 км, общую длину мостов и путепроводов – на 2743 километров.

Активная политика развития транспортных коридоров расширила и диверсифицировала схемы международных транспортных маршрутов для экспорта и импорта товаров. В результате только в 2000-2013 гг. внешнеторговый оборот Узбекистана увеличился более чем в четыре раза – с $ 6,2 млрд. до $29,5 млрд. Импорт за эти годы увеличился с $2,9 млрд. до $13,9 млрд., а экспорт вырос с $3,3 млрд. до $15,6 млрд. В настоящее время вклад транспортного сектора в ВВП республики составляет более 9%, в занятости – 4%.

Отмечены качественные структурные изменения в самом транспортном секторе. Растущий спрос со стороны экономики на грузоперевозки преимущественно удовлетворяется сектором автомобильных перевозок – его доля в общем объеме грузоперевозок сегодня составляет около 90%. При этом сам автотранспортный сектор в настоящее время более чем на 85% представлен частными перевозчиками.

C 2005 года транспортный сектор Узбекистана становится одним из приоритетных направлений инвестиций. Около $7 млрд. было выделено на развитие транспортной инфраструктуры в 2011-2015 годах.

Новая «транспортная программа» Узбекистана на 2015-2019 годы оценивается в $10 млрд. Ее основными направлениями является дальнейшее развитие 2400 км Узбекской национальной автомагистрали, строительство около 300 км дорог общего пользования, приобретение свыше 990 единиц новейшей дорожно-ремонтной техники, электрификация железнодорожных коммуникаций.

Растущая экономика Узбекистана предъявляет новые требования к транспортному сектору.

Прогнозные расчеты показывают, что при сохранении текущих высоких темпов экономического роста (около 8% в год) на период до 2030 гг. объем грузоперевозок будет расти примерно на 9,2% ежегодно и увеличится в целом в 4,4 раза – с 1387,3 млн. тонн в 2013 году до 6041,3 млн. тонн в 2030 году.

При этом по автомобильному транспорту ожидается ежегодный рост в среднем на 9,4% или в целом в 4,6 раза – с 1258,6 млн. тонн в 2013 году до 5811,6 млн. тонн в 2030 году.

По железнодорожному – в среднем на 5% или в целом в 2,3 раза – с 63,7 млн. тонн в 2013 году до 146 млн. тонн в 2030 году.

Рост объемов грузовых перевозок потребует увеличения объема инвестиций в транспортный сектор экономики с 3,55% к ВВП (средний показатель за 2005-2012 гг.) до 4,6% к ВВП в 2030 году.

Одновременно с увеличением объемов инвестиций в повестке дня стоит совершенствование институциональных вопросов (регулирование сектора, совершенствование тарифной политики), дальнейшая оптимизация транспортно-логистической системы, ориентированной на потребителя, в сочетании с повышением качества и расширением спектра услуг, дальнейшая диверсификация транспортных маршрутов для экспорта/импорта и транзита грузов.

Одной из важнейших задач была названа необходимость сокращения доли транспортных расходов в себестоимости продукции, напрямую воздействующих на конкурентоспособность отечественных товаров.

Основной причиной роста цен в секторе автомобильных грузоперевозок стал устаревший автопарк компаний-перевозчиков, что приводит к повышению потребления топлива и увеличению себестоимости перевозок.

Обновление парка грузовых автомобилей в Узбекистане, по расчетам, требует увеличения их числа с 37 тыс. до не менее 120 тыс. в 2030 году.

Грузовой парк отечественных автоперевозчиков мог бы расти быстрее при совершенствовании системы долгосрочного льготного банковского кредитования на приобретение современных автотранспортных средств плюс снижение таможенных платежей при импорте не производимых в стране грузовых автомобилей модельного ряда.

В железнодорожном транспорте в числе первоочередных задач названо изменение принципов установления тарифов на железнодорожные перевозки и расширение доступа транспортно-экспедиторских компаний к инфраструктуре железных дорог.

Особое внимание было уделено вопросу надежности и оперативности грузоперевозок, которые находятся в прямой зависимости от качества и разветвленности железных и автомобильных дорог, состояния подвижного состава, оптимальной схемы размещения логистических центров.

Повышение оперативности и надежности системы транспорта и логистики предполагает доведение доли электрифицированных железных дорог до 45% к 2030 году, обновление парка локомотивов, увеличение доли контейнерных перевозок до 25-30%.
 
Средняя скорость передвижения по автомобильным дорогам Узбекистана должна вырасти до 70-80 км/ч, по железным – до 70-100 км/ч.

Транзит грузов для Узбекистана может стать одной из важных статей экспортных поступлений. Транзитную привлекательность автомобильных коридоров страны повысит сокращение времени таможенных процедур транзитных грузов, наличие необходимой инфраструктуры на международных транспортных магистралях, упрощенное процедурное оформление внешнеторговых операций.

В условиях, когда в Центральной Азии усиливается конкуренция транспортных маршрутов, идущих в обход Узбекистана, транзитный потенциал страны повысит более тесное интегрирование национальной транспортной системы с международными транспортными коридорами. Актуально, в частности, формирование новых транспортных коридоров: Термез – Мазари-Шариф – Андхой – Герат – Иран и активизация планирования строительства железной дороги «Герат – Андхой – Мазари-Шариф» и международного железнодорожного коридора «Европа – Узбекистан – Китай» через строительство железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай», сообщил в заключение Бахтиёр Эргашев.

В ходе диалога Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Узбекистане Борибай Жексембин, в частности, подчеркнул, что XXI век будет столетием кардинальных перемен поставки товаров на мировые рынки. Особая роль в мировой торговой архитектуре отводится государствам Центральной Азии, через которые будут проходить транспортные пути из Китая в Европу. И создавать такие коридоры нужно в тесной координации.

Чрезвычайный и Полномочный посол Турции в Республике Узбекистан Намик Гунер Ерпул отметил, что 60% мировой торговли сегодня приходится на долю Китая, который выделяет $40 млрд. на строительство сети железных дорог. Часть из них пройдет по территории стран Центральной Азии, принеся им соответствующие дивиденды.

Немалое внимание в ходе диалога по вопросам развития транспорта и транзита в Узбекистане и Центральной Азии было уделено интеллектуальному управлению транспортными системами.

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.