Занимательная промышленность, или Это еще не все!

01 января 1970

Пожалуй, эксперимент удался! На страницах газеты «Правда Востока» уже был опубликован материал «Занимательная промышленность, или Прикоснемся к масштабу» (11 сентября), в котором мы попытались метафорически визуализировать некоторые достижения отечественной индустрии. Чарвакское водохранилище наполняли минеральной водой, обогревали с помощью кондиционеров город, строили из кирпича аналог Великой китайской стены и так далее. Сегодня представляем вашему вниманию еще несколько любопытных фактов, наглядно демонстрирующих масштабы развития отечественной промышленности.

Факт 1.

Темза, сэр!

Жилые дома, промышленные объекты, лестницы, ограждения, мосты, опоры линий электропередачи, ирригационные каналы и многое другое — воплощение в жизнь строительных проектов любых масштабов и любой сложности сегодня стало возможным во многом благодаря обширной географии предприятий по производству железобетонных конструкций и изделий. В стране нет ни одного региона, который не был бы представлен производством этой продукции. Всего за десять лет объемы ее выпуска увеличились почти в три раза. Вероятнее всего, эта тенденция сохранится и в дальнейшем, поскольку за те же десять лет производство цемента прибавило к прежним показателям порядка 2,5 млн тонн, а сейчас в связи с реализацией нескольких масштабных проектов в цементной промышленности ожидается еще более крупная цифра. Только в Сурхандарьинской области в рамках Программы развития промышленного потенциала на 2015-2017 годы, подписанной в мае главой государства, к 2018-м появятся два новых цементных предприятия с годовой проектной мощностью более 1,7 млн тонн. Здесь же, кстати, в рамках этой программы в два раза увеличат объемы производства железобетонных изделий на 150 тысяч кубометров. В прошлом году здесь выпустили в пять раз меньше.

Если собрать воедино все железобетонные конструкции, произведенные отечественными предприятиями с 2010 по 2014 годы, мы получим объект, сравнимый по своим масштабам с гигантским резервуаром, который воды, например, Темзы (имеется в виду средний расход воды в реке) наполнили бы только спустя примерно четыре с половиной часа. Это при том, что каждую секунду из реки утекает столько воды, сколько один человек в среднем расходует за четыре года.

Факт 2.

Города в краске

Двадцать лет назад красок и эмалей выпускали мало, и это ощутимо било по карману потребителей. А уж красить в несколько слоев было совсем непозволительной роскошью. Тогдашние объемы производства лакокрасочной продукции не достигали и десяти процентов от нынешних. Не могло быть речи и о том, чтобы купить в любом строительном магазине или заказать по интернету, например, огнезащитную краску, как это можно сделать сейчас.

Всей выпущенной в стране за последние пять лет лакокрасочной продукции, учитывая средний расход (200 граммов на квадратный метр), хватило бы для того, чтобы покрасить всю территорию, например, Берлина, Нью-Йорка и еще 44 местностей, сравнимых по площади с Ватиканом.

Факт 3.

Мыльные стадионы

Отечественные производители туалетного мыла стали одними из тех представителей малого бизнеса, которые преодолели в прошлом десятилетии огонь, воду и медные трубы конкуренции. Противостоять маститым зарубежным компаниям, которые заняли авторитетные позиции на рынке косметической продукции не одно десятилетие назад, было чрезвычайно сложно. Но именно столь строгие условия выживания и сыграли решающую роль в уверенном становлении собственной индустрии туалетного мыла. Чтобы начать соответствовать сформировавшимся требованиям покупателей, производители в корне пересмотрели параметры качества своей продукции, выпускаемой в промышленных масштабах. Были изменены гамма ароматов и химический состав, от которого теперь требовалось не просто убивать бактерии, но и делать это с минимальным ущербом для кожи. Появилось достаточно большое количество мыловаров — индивидуальных предпринимателей, которые строили свой бизнес в том числе на воплощении индивидуальных предпочтений потребителей. Так лет пять назад в стране начался период жесткой конкуренции уже между отечественными производителями различных категорий. В итоге совокупная масса всего произведенного в республике за этот период туалетного мыла сравнима со средней массой болельщиков на заполненных до отказа стадионах «Камп Ноу» (Барселона), «Уэмбли» (Лондон), «Бунёдкор» (Ташкент) и «Динамо» (Самарканд) вместе взятых.

Факт 4.

Крышка для озера

Начиная примерно с середины прошлого десятилетия в нашей стране появилась возможность в большом количестве и оперативно строить крупные складские помещения, камеры хранения плодоовощной продукции и другие объекты сельскохозяйственного назначения, временные помещения и так далее. В строительстве всех этих объектов используются стеновые и кровельные сэндвич-панели. Именно тогда в Узбекистане началось бурное развитие производства этого строительного материала, ставшегося сейчас практически незаменимым. Если сопоставить объемы производства сэндвич-панелей в стране и средние расценки на них у зарубежных поставщиков, выходит, что за счет прекращения этой статьи импорта ежегодная экономия валютных средств составляет ориентировочно семь миллионов долларов.

Если в один слой сложить все сэндвич-панели, произведенные отечественными предприятиями за последние пять лет (имеются в виду полные годы, то есть период с 2010 по 2014 годы), получится огромный пласт, которым можно было бы накрыть, например, озеро Маккензи в Австралии. С высоты птичьего полета водоем кажется небольшим, на самом же деле от одного берега до другого здесь более двух километров. Кстати говоря, аналогичная картина получится, если собрать воедино все произведенные в стране за тот же период оконные и дверные рамы.

Факт 5.

Под ногами керамика и глазурь

Всегда интересно наблюдать за тем, как инвестиционные договоры с годами в корне меняют ситуацию того или иного промышленного направления. Аналогично пять лет назад обстояло дело и с созданием в 2010 году в Сырдарьинской области совместного узбекско-китайского предприятия «Peng Sheng» (сейчас входит в состав СИЗ «Джизак»). Много лет подряд производство керамической глазурованной плитки в нашей стране сопровождалось то резким повышением, то резким снижением объемов, после чего ежегодные показатели также на несколько лет практически застыли в пределах 650-700 тысяч квадратных метров в год. Ввод в эксплуатацию СП «Peng Sheng» тогда еще мало о чем говорил. Понятно было, что это хороший шаг, но насколько он был хорош особенно отчетливо стало видно только сейчас. Во-первых, ежегодный объем выпуска в 2011 году резко увеличился с 744,3 тысячи почти до 3,9 млн квадратных метров керамической плитки и с тех пор каждый год стабильно увеличивается в среднем на миллион квадратных метров. Во-вторых, успех «Peng Sheng» стал хорошим трамплином для создания в СИЗ «Джизак» еще более мощного производства. В следующем году планируется ввести в эксплуатацию совместное узбекско-китайское предприятие, которое будет ежегодно производить шесть миллионов квадратных метров керамической плитки. То есть совокупный объем практически удвоится. Что же касается дней минувших, резюмируем следующее: всей произведенной в стране за пять лет керамической плитки хватило бы на то, чтобы облицевать, скажем, 12 государств размером с Монако.

P.S. А знаете ли вы, что средняя совокупная емкость пылесборников всех выпущенных в стране за последние пять лет пылесосов сравнима с совокупным объемом цистерн 72 бензовозов? С этими большими ярко-оранжевыми спецмашинами длиной примерно пять-шесть метров, думаю, все хорошо знакомы.

Автор: Марк Орлов, «Правда Востока».



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.