01 января 1970
Частая «заморозка проектов» и иные внешние факторы стала нормой от которых страдают профессионалы любого уровня. Бьярке Ингельс, на примере которого мы как раз проверяли архитектурную смекалку, из 200 проектов, сделанных за последние восемь лет, смог реализовать лишь одиннадцать. Бюро Захи Хадид все лето боролось за реализацию проекта стадиона в Токио. SANAA уже четвертый год пытается получить разрешение на строительство в Париже.
Сами проекты на пути к реализации так часто существенно меняется, что уже никто и не обращает внимания на первоначальные концепции. Все тот же Бьярке Ингельс смог опередить Нормана Фостера в борьбе за строительство самого дорогого небоскреба в мире, но уже на первых этапах вынужден существенно перекраивать проект и искать более простые альтернативы.
Чтобы не обманывать ни себя, ни читателей, archspeech выбрал восемь проектов, которые либо уже начали строиться в этом году, либо получили последние разрешения и будут построены до 2020 года.
Башни «Ворота Копенгагена», Дания
Steven Holl Architects
Строительство двух башен «Ворота Копенгагена» по проекту Стивена Холла начнется в 2016 году. Победив в конкурсе еще в 2008 году, бюро наконец получило все разрешения для начала строительства. «Ворота» формируются здесь за счет двух подвесных мостов на высоте 65 метров. При этом из-за геометрии участка они сходятся под углом, продолжая ломаный ритм объемов башен.
Сам переход между башнями была заложен еще в техническом заданию к конкурсу, но именно Холлу удалось убедить жюри своей идеей открытых смотровых террас, ориентированных как на город, так и на море. Доступ на них будет осуществляться с уровня улицы для всех желающих – пешеходов и велосипедистов.
Впрочем, несмотря на существенную задержку в реализации проекта, сотрудникам бюро скучать не приходится. Помимо участия в конкурсе на Софийской набережной в Москве, в компании на данный момент сразу восемь проектов находятся в стадии строительства.
Изображения © Steven Holl Architects
Хранилище музея Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме
MVRDV
В отличие от американского коллеги, голландскому бюро MVRDV не пришлось долго ждать реализации проекта, но судьба у него была непростой. Еще на этапе конкурса студию отстранили от работы за мнимое нарушение регламента. Так что сначала пришлось оправдывать свою победу в суде, а потом еще раз доказывать состоятельность проекта – уже перед культурными институциями.
Здание для архива художественного музея Бойманса ван Бёнингена архитекторы видят в форме перевернутого зеркального купола. Такую форму авторы оправдывают желанием оставить как можно больше пространства под общественную площадь, а зеркальная поверхность должна будет помочь «растворить» объект в Музейном парке, который был реализован по проекту ОМА в 1994 году.
Большую часть здания займут сами хранилища, закрытые для посетителей. Но архитекторы предусмотрели на разных уровнях и общественные галереи, которые будут связаны между собой зигзагообразными лестницами. А на озелененной крыше для посетителей откроют ресторан, продолжающий тему растворения в окружении парка.
Изображения © MVRDV
Мост-сад в Лондоне
Heatherwick Studio
Проекта моста стал возможен благодаря актрисе Джоанне Ламли. Именно Ламли продвигала идею «висячих садов», уговаривала Томаса Хизервика и искала инвестиции для проекта. Впрочем, это не помешало британской консервативной общественности затормозить стройку практически на год. В качестве одной из акций был даже организован альтернативный конкурс, высмеивающий саму идею проекта.
При ширине в 30 метров длина моста составит 366 метров. Естественно, проект сразу же окрестили лондонским Хай-Лайном. Судя по изображениям, новый мост больше будет напоминать парк, поделенный на различные функциональные зоны. Растительность будет плавно меняться с севера на юг, продолжая ландшафт двух берегов, а зимой пространство украсят рождественские ели.
Работы должны начаться уже в январе 2016 года, а открыть мост для публики планируют летом 2018 года.
Изображения © Heatherwick Studio
Центр Мэгги в Лидсе
Heatherwick Studio
Тему сада в городском контексте Хизервик продолжает в проекте центра реабилитации больных раком. Все разрешения на строительство уже получены и сдача в эксплуатацию ожидается в 2017 году.
Участок был окружен со всех сторон больничными зданиями. Поэтому вместо того, чтобы застраивать последний участок зелени, архитекторы, наоборот, решили раскрыть центр для публики. Отведенные под комнаты для терапии объемы разной высоты, которые сами архитекторы сравнивают с садовыми горшками, окружают остекленный внутренний атриум.
Новый центр станет уже 19-м подобным объектом, построенным в память архитектора Мэгги Кезуик-Дженкс. Играя большую социальную роль, эти проекты не только не испытывают бюрократических проблем при постройке, но и постоянно номинируется на главные архитектурные награды. Так, последний построенный центр в Ланаркшире по проекту бюро Reiach and Hall Architects вошел в шорт-лист на Приз Стерлинга и долгое время даже лидировал у букмекеров.
Изображения © Heatherwick Studio
Жилой комплекс One Thousand Museum в Майами
Zaha Hadid Architects
62-этажный жилой небоскреб станет первым высотным объектом для Захи Хадид в Западном полушарии. На первых этажах также разместятся несколько арт-музеев, что и дало название всему комплексу. Главной особенностью здания стал внешний экзоскелет, который соберут из 4800 частей, доставленных из Дубая.
Не обошлось и без технологических новинок. По заявлениям архитекторов, башня станет первым зданием в США, где внешний каркас будет сделан при помощи стеклофибробетонной несъемной опалубки.
Близок к завершению еще один жилой комплекс по проекту Хадид. Расположенный вдоль парка Хай-Лайн, он служит еще и прекрасным примером комплексного подхода, где даже строительные навесы проектируются в стиле архитектуры основного здания.
Изображения © Zaha Hadid Architects
Жилой комплекс Pyramid Tower в Иерусалиме
Studio Daniel Libeskind
Еще один жилой небоскреб появится в самом центре Иерусалима рядом с рынком Махане Йехуда. В совместной работе Даниэля Либескинда и местного архитектора Игуля Леви (Yigal Levi) на 26 этажах разместятся 200 апартаментов, бутик-отель, магазины на первых этажах и ресторан с обсерваторией на крыше.
Форма пирамиды, отсылающая к традициям древнего города, была выбрана с целью минимизировать падающую на общественную площадь тень. Рисунок фасада построен на чередовании геометрического орнамента стекла и камня, по словам архитекторов, заимствованного из архитектурного наследия Иерусалима.
Изображения © Studio Libeskind
Музей Джорджа Лукаса в Чикаго
MAD Architects
Может показаться странным, но первоначальный проект музея, представленный еще в ноябре 2014 года, был отвергнут властями города, поскольку занимал часть парковки, расположенной рядом. Почти год ушел на переговоры с властями и корректировку проекта (общая площадь была сокращена на четверть), но в итоге музей Джорджа Лукаса все-таки получил одобрение городского совета и будет построен к 2019 году.
Участок под застройку выделен в музейном кампусе Чикаго — парке площадью почти 250 000 кв. метров, где уже красуются три крупнейших институции города: Планетарий Адлера, Аквариум Шедда и Музей естественной истории им. Филда. Здание в форме искусственного ландшафта, открытого для доступа с любой стороны, организовано вокруг центрального куполообразного атриума, который соединяет три независимых уровня экспозиции. На самом пике импровизированной «горы» запланирована обсерватория с круговым обзором в 360 градусов с видами на Чикаго и озеро Мичиган.
Изображения © MAD Architects
Музей Нобелевской премии в Стокгольме
David Chipperfield Architects
Непростая судьба ждала и музей Нобелевской премии по проекту Дэвида Чипперфильда. Занявшая первое место концепция буквально с первых дней подвергалась постоянной критике как музейных работников, так и общественности. Спустя полтора года бюро британского архитектора представило «значительно уменьшенный» вариант музея, который, наконец, всех удовлетворил.
Прямоугольный объем здания визуально поделен на три горизонтальных уровня: входное лобби, музейное пространство с галереями, библиотекой и конференц-залами замыкается центральной аудиторией как главным пространством музея. Описывая свой проект, Чипперфильд говорит о желании воплотить идеалы премии и создать площадку для вдохновения будущих поколений.
Примечательно, что и в соседней Финляндии не слишком рады новым музейным объектам. Конкурс на здание музея Гуггенхайма в Хельсинки, завершенный этим летом, стал одним из самых крупных за последнее время. Концепция победившего японо-французского дуэта обошла издания всего мира, но проект до сих пор находится в подвешенном состоянии. Причина проста — современный европейский город не может позволить себе тратить 125 млн. евро на проект, который никогда не сможет себя окупить.
Изображения © David Chipperfield Architects
Комментарии