Есть собственники жилья. «Товарищей» не хватает

01 марта 2016

 

Одним из признаков успешного и динамичного экономического развития является строительство жилья. Ведь если жилье строится, значит, на него есть спрос и, соответственно, имеются платежеспособные потребители. А если новостроек в стране становится все больше, значит, в республиканском «хозяйстве» почти все о’key. А потому, глядя на то, какими темпами «штампуются» в Навои элитные многоэтажки, наш ежегодный прирост национальной экономики на 8% выглядит вполне убедительно.

Вопрос в другом – как управлять этим расширяющимся жилищным хозяйством. Вроде бы есть Закон «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2006г. N ЗРУ-32) и подзаконные акты, в которых расписано, кто, как и за что отвечает. Однако, как оказывается, в нормативе 10-летней давности при всем желании нельзя учесть некоторые сегодняшние реалии. Попробуем проиллюстрировать этот тезис беседой с председателем Навоийского подразделения ассоциации ТЧСЖ и руководителем товарищества «Мустанг Октулпор» (на его балансе 4 пятиэтажных дома) Аскаром ХАМИДОВЫМ.

 

Последнее одиннадцатое ТЧСЖ в нашем городе было образовано во второй половине прошлого года в новом, только что принятом в эксплуатацию и незаселенном доме. Сие наводит на грустную мысль, что товарищества – это чисто формальные структуры, которые ничего не значат и полностью зависят от местных властей.

Да нет здесь ничего придуманного или высосанного из пальца. В Законе о ТЧСЖ достаточно подробно прописан статус товарищества, его права и полномочия. Дом того новообразованного товарищества действительно не полностью заселен жильцами, но определенное количество собственников квартир есть. Они и образовали ТЧСЖ. Ведь им надо было оплачивать коммунальные услуги, производить расчеты за свет, горячее и холодное водоснабжение. А здесь без товарищества никак не обойтись…

 

– Так ведь и я почти о том же. По-моему, для жильцов многоквартирных домов ТЧСЖ стали всего лишь аналогами жэков. Например, я собственник квартиры в пятиэтажке. Хожу в свой жэк и оплачиваю ежемесячно коммунальные услуги, в том числе электроэнергию и водоснабжение. Мой знакомый, живущий в другом микрорайоне, делает то же самое, но в товариществе. Получается, что ТЧСЖ – те же жэки, только под другой вывеской?

К взиманию платежей можно добавить наличие в штатах товариществ кассиров, слесарей, сантехников, уборщиц. На этом сравнение ТЧСЖ с жэками можно закончить. ТЧСЖ, ­
в отличие от жэка, отвечает за содержание дома за счет квартировладельцев. И дело не только в организационно-правовых различиях между ними, хотя это ключевой аспект, и никто не собирается принижать его значимость. По-моему, главный «разлом» проходит на уровне ментальности.

Вот вы живете в доме, в котором ваша и другие квартиры являются частной собственностью жильцов. Дом обслуживает жэк – структурное подразделение ЖКУ государственного предприятия – НГМК. В вашем доме прохудилась крыша. Вы с другими жильцами обращаетесь с заявлением в жэк. Коммунальщики за счет ресурсов комбината должны отремонтировать кровлю.

Не кажется ли вам, что в подобной практике заложено противоречие? Нонсенс в том, что в доме, где все ­жилье является частной собственностью, сохранность и работоспособность общекоммуникационного пространства обеспечивает государство.

Совершенно по-другому и логически завершенной выглядит эта ситуация в доме, которым управляет товарищество. Кровля дала течь – не беда. Собрали правление товарищества или созвали собрание жильцов и решили провести ремонтно-восстановительные работы. Суть в том, что владельцы квартир сами или через своих представителей в правлении ТЧСЖ решают и за свой счет устраняют возникшие жилищно-коммунальные проблемы.

И это не какие-то теоретические рассуждения. Навоийские ТЧСЖ в прошлом году взяли банковские кредиты почти на полмиллиарда сумов. Все они, как правило, выданы на срок до 5 лет под 9% годовых. За их счет и проводят капремонт в домах. Вот вам чисто рыночное решение конкретных проблем.

 

Нельзя ли конкретнее пояснить, как это все выглядит на практике. Непонятно, как товариществам удается получать банковские кредиты. Ведь у них нет активов, которые в качестве залога были бы интересны кредитным учреждениям. Во-вторых, раз товарищества так хорошо адаптировались в условиях рынка, то почему процесс «тчсжации» в нашем городе идет столь медленно? Ведь на 1 января текущего года в областном центре было зарегистрировано 11 ТЧСЖ, под управлением которых находится всего 91 дом.

Вопросы капитального ремонта всегда выносятся на общее собрание ТЧСЖ. Здесь до жильцов доводится информация о стоимости капремонта кровли, подвального помещения, другого общего имущества дома. Жильцы сами определяют, что в первую очередь нуждается в восстановлении. На собрании им также сообщается, что для капремонта можно привлечь банковский кредит, сумма которого и проценты по нему будут заложены в расходы на техническое обслуживание дома (ТОД). Исходя из них и рассчитывается размер обязательных взносов. Например, в ТЧСЖ «Порлок Юлдуз Коммуналчи», чтобы погашать банковский кредит и проценты по нему, собрание приняло решение об увеличении взносов с 385 сум. за квадратный метр до 470 сум. В ТЧСЖ «Гульвоз» взнос вообще «подскочил» до 520 сум.

Почему банки нас кредитуют, я бы даже сказал, охотно это делают без обеспечения? Да потому что в залоге у них находится наш главный актив – текущие платежи за коммунальные услуги. Ведь все товарищества кредитуются в банках, в которых обслуживаются. Поэтому банкиры прекрасно осведомлены о денежных потоках ТЧСЖ, их финансовой устойчивости.

Что касается второй части вопроса, то отвечу, что комбинат готов хоть завтра «сбросить» с себя бремя ЖКХ. Оно и понятно, этот непрофильный актив ему только в тягость. Но избавиться от него быстро нельзя. До сих пор дает о себе знать статус моногорода Навои, в котором именно на НГМК были завязаны ЖКХ и большая часть «социалки». Что такое Навои вчера, хорошо демонстрируют сегодняшние Зарафшан и Учкудук. Здесь комбинат – главный работодатель, на его балансе находится вся жилищно-коммунальная сфера. В этих городах нет ни одного ТЧСЖ.

О том, что расставание с прошлой моделью отношений между городом и некогда градообразующим предприятием будет непростым, демонстрирует прошлогоднее знаменательное событие. НГМК только в 2015-м передал городской администрации безвозмездно все хозяйство по благоустройству областного центра. В том числе весь автопарк спецтехники, оснащенной GPS.

С жильем и того сложнее. Ведь, чтобы передать жилой дом городской администрации, горняки должны капитально отремонтировать все общедомовое хозяйство. Но такие расходы даже для небедного комбината проб­лематичны. Одно время дома передавали товариществам под обещание НГМК возместить свою «долю» в капремонте строительными материалами. Однако и этот вариант оказался недолговечным из-за несоблюдения договорных обязательств.

 

– От того, что моя пятиэтажка находится под «колпаком» ЖКУ и до сих пор не вошла в «гильдию» ТЧСЖ, мне ни жарко ни холодно. Но почему в Навои не прижились сервисные управляющие компании, которые должны обслуживать товарищества? Может быть, подобный бизнес непривлекателен из-за малого количества ТЧСЖ? Или и здесь ключевую роль играет какая-то местная специфика?

Еще как играет. Вот вам для наглядности пример. Все товарищества, не установившие приборы учета в подвальных помещениях на общие трубопроводы горячего и холодного водоснабжения, сегодня «по уши» в долгах перед объединенной системой НГМК (ОС). Как решать эту проблему, никто не знает. И все – товарищества, ОС, городской хокимият – выжидают, кто сделает первый шаг. Проще говоря, подаст иск и с помощью суда попытается доказать свою правоту.

У нас, конечно, не английское право, но, похоже, без судебного прецедента вопрос с мертвой точки не сдвинется. Ведь вся «закавыка» в том, что каждая из сторон по-своему права.

ОС – наш родной монополист со времен образования Навои. Эта структура комбината обеспечивает город, физических лиц и его юридические лица питьевой, горячей и поливной водой, электроэнергией. Сейчас, может быть, этот вопрос не стоит выеденного яйца. Но в бурных спорах 10-летней давности, когда товарищества только формировались, ОС был у нас ключевым игроком в переговорном процессе по вопросу, где заканчиваются каналы поставщиков воды и электричества и начинается «вотчина» ТЧСЖ. Тогда договорились, что магистральная труба заканчивается у ввода в жилой дом. Дальше ответственность за обеспечение ресурсами несет товарищество.

Самым сложным и до сих пор неразрешенным оказался вопрос об учете потребления. Тогда далеко не во всех квартирах стояли счетчики на трубах горячего и холодного водоснабжения. А потому ОС справедливо заявила о необходимости поставить приборы учета в подвальных помещениях на трубах общего водоснабжения. В случае их отсутствия плата за воду будет браться по пропускной способности трубы, где мерилом потребления «кубиков влаги» служит сечение трубы.

Такой счетчик для одной трубы стоит около 6 млн сум. Отдельные ТЧСЖ согласились с требованием ОС, и пошли миллионные расходы. Руководители других товариществ, увидев, что приборы учета не отличаются надежностью и требуют постоянного ремонта, заняли выжидательную позицию и предпочли «пикироваться» с ОС, подключив к «дискуссии» в качестве треть­ей стороны чиновников городской администрации.

Сейчас вопрос о качестве водомеров отпал. Но и потребители подтянулись. Ныне более 99% квартир в многоэтажных домах Навои оборудованы индивидуальными приборами учета, и жильцы не дают руководителям своих ТЧСЖ «добро» на приобретение и установку дорогостоящих общедомовых счетчиков. В качестве аргумента говорят: пусть ОС по примеру Навоийского горгаза заключает с каждым из нас договор, мониторит ситуацию, приходит и проверяет показания счетчиков, их соответствие установленным стандартам.

Естественно, ОС такой вариант не устраивает. Системе куда проще конт­ролировать потребление воды десятком товариществ, нежели тысячами индивидуальных потребителей. В результате сложилась патовая ситуация. Жильцы оплачивают потребление горячей и холодной воды по показаниям своих измерительных приборов. Товарищества, не установившие общедомовых приборов учета на трубы водоснабжения, увязают в долгах и неоплаченных счетах, выставленных им ОС, исходя из пропускной способности трубопроводов. И я даже не представляю, как будем выбираться из этой проблемы.

У этой водной истории есть и своя «излучина». У нас нет проблем с собственниками жилья, нам «товарищей» не хватает. Большинство членов ТЧСЖ по-прежнему исповедуют философию: моя квартира – моя крепость. Поэтому убедить их раскошелиться, скажем, на благоустройство придомовой территории пока не получается. Прагматичные рассуждения в лучшем случае сводятся к риторике: «Давайте обсудим, сколько будет стоить ремонт подъезда, а чисткой арыка около дома пусть занимается соответствующая городская служба».

Что касается «неприжившихся» УК, то тут все просто. Товарищества сами способны оказывать услуги своим жильцам. Если речь не идет о кап­ремонте, то, чтобы справляться с заявками жильцов, вполне хватает пары слесарей, одного сантехника, кассира и председателя ТЧСЖ.

У товариществ всего 2 источника доходов: взносы на содержание общего имущества домов плюс 15-процент­ный бонус от ОС за своевременную оплату электроэнергии. Этого нам хватает. Вся выручка идет на текущие расходы без каких-либо отложений в «кубышку».

Прошу учесть, что по закону товарищество – некоммерческая организация. Все полученные им доходы идут на удовлетворение нужд ТЧСЖ. Так что истечение срока налоговых льгот не особенно-то на них сказалось.

 

Беседовал

Амир Махмудов,

наш соб. корр.



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.