01 января 1970
Во время четырехдневного визита в республику эксперт ознакомится с Ташкентом и даст рекомендации столичным властям. Он также проведет семинар-тренинг о современной мировой архитектуре, а затем посетит Самарканд, ознакомление с главными достопримечательностями города.
- "Наша миссия – создавать и структурировать города таким образом, чтобы люди хотели жить в них. Поэтому современные города, когда они строятся или модернизируются по нашей концепции, стараются побуждать людей как можно больше ходить пешком или передвигаться на велосипеде. А если требуется моторизованный транспорт, то он должен быть общественным, а не частным. Если вы хотите помочь с решением проблемы изменения климата, а также обеспечить условия для улучшения здоровья населения необходимо создавать пространства для пешего передвижения и велосипедную инфраструктуру."
- Ян Гейл, датский архитектор и консультант по городскому дизайну
На чем базируется концепция в Алматы?
Гейл признается, что на протяжении своей работы он постоянно слышит примерно одно и тоже: «это никогда не сработает», «другой климат, природа, менталитет», «никто не откажется от машин» и т. п. Однако опыт подтверждал иное: города менялись, как постепенно, так и очень революционно.
Любое исследование в Gehl Architects начинается с определения сильных, привлекательных, уникальных сторон города. В Алматы это:
- природный потенциал. Алматы – «зеленый» город, близкий к природе;
- исторически сложившиеся широкие улицы, которые хоть и привлекают большое количество машин, но могут стать хорошей основой для правильной организации велосипедной и пешеходной инфраструктуры и системы общественного транспорта;
- 3неповторимый исторический и культурный облик города;
- большое количество молодежи, которая приносит жизнь и энергию в город;
- разнообразие. Всего – людей, зданий, энергетики. Это, по словам Гейла, показатель сильной активности.
Есть у города и слабые стороны:
- многочисленное автомобильное движение;
- загрязнение воздуха;
- распространение респираторных заболеваний как следствие предыдущей проблемы;
- неорганизованное пространство для людей;
- визуальный «мусор» – много рекламы, баннеров.
Рассмотрев структуру и организацию города и историю застройки, архитектор поделился еще одним наблюдением: размер старых кварталов гораздо меньше, город был более тесным и плотным. Именно такая застройка, по мнению Гейла, более предпочтительна для человека. А последующее увеличение кварталов – это проявление модернисткого подхода. В таких кварталах достаточно сложно создавать благоприятную для человека среду. «По мере дальнейшей застройки города очень бы хотелось, чтобы вдохновение архитекторы черпали из старой, более плотной структуры города» – подчеркнул Гейл.
Специалисты Gehl Architects дают следующие рекомендации на основе акцента на уникальных сторонах города.
- Реки и арычная система. На сегодняшний день она скрыта. Ее нужно подчеркнуть, а арыки заполнить водой.
- Транспортная система. Улучшение баланса в сторону пешеходного и велосипедного движения и выделенными полосами для общественного транспорта для улучшения мобильности населения. Уменьшение роли личного транспорта.
- Существующие исторические места и парки необходимо сделать привлекательными для людей.
- Эффективное использование существующих пространств без расстраивания города.
- Эффективное использование полос дорожного движения в пользу озеленения, разделительных полос, велосипедных и пешеходных дорожек. Оборудование «зебр» взамен подземных и надземных переходов.
- Для реализации озвученной программы понадобятся не только соответствующие нормативные документы, но и создание единой организации, отвечающей за комфортное пребывание людей на улице.
Комментарии