ico

Скажите продавцу, что получили его номер телефона на Stroyka.uz. Уточняйте о возможных скидках.


Скажите продавцу, что получили его номер телефона на Stroyka.uz. Уточняйте о возможных скидках.

Отменить
Все товары в категории Счетчики бытовые

Откуда берутся необоснованные задолженности за газ у узбекистанцев?

01 января 1970

Фраза из известного кинофильма "Не будут брать (лотерейные билеты) – отключим газ" давно стала цитатой. Она вписалась в нашу жилищно-коммунальную реальность как любое незаконное средство воздействия на потребителя. И не только со стороны газовиков, но и других коммунальщиков.

У нас поставщикам услуг дано право отключать потребителей от подачи ресурсов в определенных случаях: например, при неуплате за их потребление. Подачу газа могут прекратить также при самовольной газификации дома или квартиры, перестановке или установке дополнительных газовых приборов и т.п.

С 1 сентября 2005 года было наложено "вето" на подачу газа в квартиры и индивидуальные жилые дома, не оборудованные приборами учета газа. Но иногда коммунальщики начинают "давить на газ", переходя границы дозволенного, пренебрегая при этом установленными законодательством нормами и правами потребителей.

По данным Госкомитета по демонополизации и развитию конкуренции РУз (далее – Антимонопольный комитет, Комитет, Госкомдемонополизации), в последнее время стали "зашкаливать" обращения потребителей на незаконные действия работников газоснабжающих организаций.


В Комитет пошли жалобы на необоснованные начисления за неиспользованный природный газ, связанные с поверкой приборов учета газа, их установкой и так далее. При этом в большинстве случаев потребителей отключали от подачи газа. Достаточно сказать, что в структуре поступивших в Госкомдемонополизации за 9 месяцев этого года обращений, касающихся ЖКХ, жалобы на газовиков составили порядка 42%.



Специалисты Антимонопольного комитета внимательно изучили заявления потребителей, проанализировали причины, породившие проблемы с газоснабжением и эксплуатацией приборов учета, приняли соответствующие меры. Показательно, что 90% таких обращений решены в пользу потребителей и газоснабжающие организации (далее – Райгаз) произвели им перерасчет необоснованно начисленных задолженностей на сумму более 85,3 млн сумов.

Подробнее об этом рассказывает заместитель начальника управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомдемонополизации Акбарджон АБДУРАЗАКОВ.

– Акбарджон Абдужаббарович, как изменился характер обращений потребителей, касающихся газоснабжения?

– Анализ потребительских обращений в Комитет за 9 месяцев 2011 года демонстрирует следующую картину. В Госкомдемонополизации поступило 488 обращений потребителей, связанных с различными аспектами газоснабжения. 144 из них (29,5%) жаловались на необоснованно начисленные задолженности за неиспользованный газ, а 135 (28%) – на те же действия за несвоевременное проведение поверки газовых счетчиков; 60 (12,2%) были связаны с низким давлением газа; 46 (9,4%) – с подачей газа с большими и длительными перебоями; 28 (6%) – с несвоевременным информированием потребителей о необходимости проведения поверки газовых счетчиков и так далее.

Если взглянуть на вопрос в географическом разрезе, то по числу таких обращений лидирует Ташкентская область. За 9 месяцев этого года в Комитет из столичной области поступило 131 заявление по различным вопросам газоснабжения, из Хорезмской области – 77, Самаркандской – 66, Ферганской – 62, Бухарской – 27, города Ташкента – 55.

После их рассмотрения большей части потребителей произведен перерасчет необоснованно начисленной задолженности. Только по Ташкентской области эта сумма составила более 26,5 млн сумов, по Самаркандской – 18,9 млн, по Хорезм¬ской –12,5 млн, по Бухарской – более 8 млн, по Ферганской – 6,5 млн сумов.

Изучение обращений, связанных с вопросами газоснабжения, свидетельствует о том, что в последнее время изменилась их структура. Если прежде в основном преобладали жалобы на низкое давление газа, его недопоставку, то сейчас лидирующие позиции в этой статистике занимают обращения, связанные с необоснованным начислением задолженности, главным образом из-за несвоевременной поверки приборов учета.

ВАМ К ОПЛАТЕ МИЛЛИОН

– Можно проиллюстрировать эти тенденции конкретными примерами?

– Конечно. Вот 3 очень типичных примера, которые имеют место во многих регионах республики. К нам обратилась жительница Мирабадского района столицы, у которой дом был отключен от подачи газа безо всякого предупреждения. Причина заключалась в том, что она якобы своевременно не произвела поверку газового счетчика. Ей стали начислять оплату за потребление газа по среднему тарифу. В результате образовалась огромная задолженность в размере 1 млн 37 тысяч сумов. Такой подход – нарушение прав потребителей, поскольку они должны быть информированы о необходимости поверки. Но самое интересное – у женщины долг этот оказался искусственно созданным, поскольку она поверила свой счетчик в 2009 году. Работники газоснабжающей организации по какой-то причине не зафиксировали этот факт, не отразили его в базе данных.

Или другой пример, не связанный с поверкой, но тоже очень характерный. Житель Зангиатинского района своевременно оплачивал потребление газа по показаниям счетчика. Работники же газоснабжающей организации необоснованно начислили ему задолженность в размере 1 млн 31 тысячи сумов и отключили от подачи газа. Как это получилось? Газовики внесли в базу данных завышенные, не соответствующие прибору учета показания. В результате возник такой огромный мнимый долг. Мы проанализировали эти ситуации, проверили расчеты, в результате необоснованно начисленные задолженности были сняты с потребителей.

В территориальное управление Комитета по Самаркандской области поступило коллективное обращение 46 жителей из Самарканда, связанное с недопоставкой газа. Какой-то период в их домах вообще не было газа, тем не менее газовики необоснованно начислили задолженность в размер 7,5 млн сумов. После изучения вопроса газоснабжающей организации было выдано предписание и она произвела перерасчет – потребитель не обязан платить за неоказанную услугу.

– Поскольку значительная часть обращений связана с несвоевременной поверкой газовых счетчиков, давайте подробно остановимся на этом вопросе. В чем суть возникшей проблемы?

– Газоснабжающие организации одними из первых в республике включились в процесс ресурсосбережения. Оснащение жилищного фонда страны приборами учета газа наиболее активно пошло в начале 2000 года. Установка счетчиков – это безусловное благо как для потребителей, так и для экономики в целом. Прежде всего оплата коммунальных продуктов идет по реальным показаниям, а не по усредненным нормативам. Значит, экономятся средства жителей, а в масштабе страны – ресурсы. Но не стоит думать, что если мы установили счетчик, то это раз и навсегда. Приборы учета коммунальных продуктов, как и другие средства измерений, должны своевременно проходить государственный метрологический контроль – поверку.

Межповерочный интервал для бытовых газовых счетчиков всех типов составляет 1 раз в 4 года. Этот регламент предусмотрен номенклатурным перечнем групп средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, утверждаемым Агентством "Узстандарт" (статья 17 Закона "О метрологии" от 28 декабря 1993 года N 1004-ХII, далее – Закон).

Для чего необходимо проводить поверку? Статья 1 Закона устанавливает, что поверка осуществляется с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Необходимость ее проведения закреплена целым рядом статей Закона, другими нормативными актами. Если у прибора учета истек межповерочный интервал, счетчик может работать с погрешностями как в одну, так и в другую сторону. Значит, в минусе может быть как потребитель, так и поставщик газа.

Но, к сожалению, потребители в основной массе такие специфические документы не читают. Изучая их обращения, выяснилось, что они не были информированы о необходимости проведения поверки счетчиков, да и о самой ее процедуре. Поставщики же стали производить начисления за потребление газа по нормативам, которые гораздо выше, чем оплата по показаниям прибора учета. Расчеты в этом случае шли не за реальное потребление, а по числу прописанных в доме или квартире жителей, размеру отапливаемой площади, количеству газовых приборов у потребителя.


Предположим, у абонента установлен прибор учета газа в 2004 году. Значит, в 2008 году он должен был провести его поверку. Если это не было сделано, газовики "включали счетчик". Представляете, сколько за 3 года набегало по нормативу? Вот откуда получались такие огромные суммы задолженностей. Когда их предъявляли к оплате, люди недоумевали – ведь платим по показаниям счетчика. Что удивительно: среди обратившихся в Антимонопольный комитет много пенсионеров, которые в основном являются добросовестными плательщиками.



Чтобы досконально разобраться в проблеме, мы организовали заседание за "круглым столом" на тему "Защита прав потребителей в сфере газоснабжения". Участие в нем приняли представители АК "Узтрансгаз", Агентства "Узстандарт", Министерства юстиции, Федерации обществ защиты прав потребителей РУз. Следует отметить, что это был конструктивный диалог, во время которого все стороны стремились выявить причины, породившие проблемы с поставкой газа, эксплуатацией приборов учета, и найти пути их решения.

ГРОЗЯТ ЛИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ САНКЦИИ?

– К чему пришли участники "круглого стола"? Грозят ли потребителям санкции, если они вовремя не поверили свои счетчики?

– К рассмотрению этой проблемы постарались подойти объективно с учетом всех нюансов. Мы исходили из приоритета интересов потребителей, если они своевременно оплачивают потребление газа, не нарушают Правил пользования газом. Поверка приборов учета – это явление достаточно новое для нас. Поэтому о необходимости ее проведения, тем более в первый раз, работники газоснабжающих организаций должны своевременно информировать своих абонентов. Эта обязанность установлена законодательством.

В частности, пункт 37 Положения о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах и индивидуальных жилых домах (далее – Положение) устанавливает, что поставщик газа обязан донести до сведения потребителя данные о технических показателях прибора учета, правила и условия эффективной и безопасной их эксплуатации, срок службы (годности), период и сроки технического осмотра и поверочных испытаний. Пункт 14.12 Правил пользования газом предусматривает обязанность газоснабжающих организаций предупреждать абонентов о дате проведения технического обслуживания (ревизии) газового оборудования не менее чем за 3 суток объявлениями, вывешенными в подъездах домов, другими возможными способами.

Позиция представителей АК "Узтрансгаз" заключалась в том, что обязанность потребителей регулярно проводить поверку счетчиков закреплена в Договоре на поставку газа между поставщиком и потребителями. Но в ходе рассмотрения вопроса мы изучили состояние договорных отношений.

Потребители, обратившиеся с жалобами в Комитет, не все имели договоры с поставщиками газа. Но, как говорится, нет Договора – нет обязательств, ответственности сторон, прав и обязанностей. Тогда как можно применять санкции, не имея договорных отношений? Поставщики коммунальных услуг используют практику автоматического продления договоров. Но в его старой редакции не было пункта о необходимости проведения поверки приборов учета, да и вообще речь не шла об оснащении жилого фонда счетчиками. Недавно в них внесли изменения и такая ответственность была установлена. Но если не все абоненты их имеют, то инициатива заключения договоров прежде всего должна исходить от газоснабжающих организаций. Конечно, и потребители должны проявлять активность – ведь имея под рукой договор, они смогут защищать свои права в случае их нарушения другой стороной, обращаться с иском в суд. Исходя из этого мы рекомендовали газоснабжающим организациям провести инвентаризацию договоров.

Пункт 10 Положения устанавливает, что приборы с просроченным сроком поверок считаются неисправными и к эксплуатации не допускаются. Кто должен не допускать их к эксплуатации? Поставщики. То есть работники газоснабжающих организаций обязаны идти к потребителям и информировать об этом, принимать конкретные меры по проведению поверки, осуществлению контроля за этим процессом. Но реально счетчик стоит на месте. Потребитель добросовестно платит по его показаниям, не подозревая, что межповерочный интервал уже истек, потому что его никто не информировал об этом. Что делают поставщики? В одних случаях необоснованно производят перерасчет с начислением пени в виде дополнительных объемов потребляемого газа за якобы "погрешность" счетчика в результате несвоевременной поверки. В других – принуждают потребителей оплачивать за потребление газа не по показаниям счетчика, а по нормативам потребления. Прежде всего это нарушение законодательства самими поставщиками услуг.

Поэтому мы пришли к такому мнению: поскольку потребители не были своевременно информированы о необходимости проведения поверки, не был налажен контроль за этим процессом, требование оплаты по средним показаниям по истечении межповерочного интервала является необоснованным. Но при повторной поверке инициатива должна исходить от потребителей. Если они нарушат установленный порядок эксплуатации счетчиков, будут отвечать за это в соответствии с законодательством.


Во время обсуждения проблем отмечалась необходимость проведения инвентаризации ряда нормативных актов, касающихся взаимоотношений между потребителями и поставщиками газа; внесения предложений и дополнений с учетом современных реалий в документы, регулирующие вопросы поставки газа, эксплуатации газовых счетчиков. Например, Правила пользования газом были утверждены в 1997 году. Документ, безусловно, устарел – о необходимости проведения поверки газовых счетчиков там нет ни одного слова, поскольку процесс их установки начался позже.

КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?

– Какие шаги предпринимаются, чтобы ликвидировать информационный вакуум?

– Работники газоснабжающих организаций часто жалуются, что потребители не допускают их в свои дома или квартиры для технических осмотров. Поэтому они не могут оповестить абонентов должным образом о необходимости проведения поверки. По словам газовиков, они обращаются за содействием в ТЧСЖ, махаллинские комитеты, чтобы с их помощью довести эту информацию до сведения потребителей. То есть поставщики не могут справиться с этим сами, а у тех же махаллинских комитетов или товариществ хватает своих забот. Но потребители не должны отвечать за безответственность работников газоснабжающих организаций, нарушающих законодательство. Поэтому рассчитывать на эффективность устного оповещения населения не приходится.

Более результативными могли бы быть отправленные по почте предписания, информирование через СМИ, социальная реклама. Мы решили отчасти восполнить этот пробел, предложив разработать памятку для потребителя, в которой в доступной форме будут отражены основные права и обязанности абонента, выдержки из Правил пользования газом.

Но потребители должны знать, что, не допуская инспекторов к осмотру газового оборудования, они нарушают условия Договора (если он есть), Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан. Пункт 3.2 этих Правил устанавливает, что потребитель обязан допускать представителя газоснабжающей организации, а также специализированных предприятий, имеющих право работы с установками газоснабжения, для устранения аварий, в дневное время для осмотра инженерного оборудования, приборов учета и контроля, при наличии удостоверения, выданного руководством предприятия.

– Потребители часто сталкиваются со злоупотреблениями, превышением полномочий инспекторов коммунальных служб, поэтому иногда и не хотят впускать их в свой дом, препятствуя тем самым проведению технических осмотров. Это работает не на укрепление доверия и репутацию предприятий – поставщиков коммунальных услуг, а, наоборот, формирует негативное отношение к ним, порождает противоречия. Для оперативного решения различных вопросов, пресечения нарушений законодательства многие ведомства открывают "телефоны доверия", которые широко рекламируются. К сожалению, предприятия коммунальных услуг остаются для потребителей закрытыми структурами…

– Вот поэтому в ходе обсуждения за "круглым столом" поднимался вопрос профессиональной подготовки кадров для газоснабжающих организаций. Высказывались предложения, как оградить потребителей от подобных фактов, усилить ответственность инспекторов райгазов, напрямую работающих с населением. Конечно, защищая права потребителей, мы не снимаем с них ответственности за соблюдение установленных норм и правил при потреблении коммунальных продуктов. Ведь и с их стороны бывает достаточно нарушений: несвоевременная оплата за услуги, незаконное вмешательство в приборы учета и прочее. Необходимо помнить, что предъявлять требования, говорить о правах можно тогда, когда соблюдаешь свои обязанности.

КАК УПРОСТИТЬ МЕХАНИЗМ? ЕСТЬ ОПЫТ

– Понятен ли потребителям механизм проведения поверки приборов учета газа?

– Механизм поверки газовых счетчиков остается сложным для рядового потребителя. Люди не знают, что им делать, куда идти, к кому обращаться, какие расценки установлены на проведение работ, связанных с поверкой. То есть этот процесс требует корректив, которые должны стимулировать более эффективную работу механизма. В выигрыше от этого будут обе стороны: как потребители, так и поставщики.

НХК "Узбекнефтегаз" распространила на своем сайте информацию о порядке проведения поверки бытовых газовых счетчиков у населения. В ней говорится, что поверочные и ремонтные работы приборов учета осуществляют специализированные организации, имеющие соответствующее поверочное оборудование и лицензии Агентства "Узстандарт" на право проведения таких работ. Информацию об этих организациях и порядке проведения поверочных мероприятий населению обязаны представлять райгазы.

Мероприятия, связанные с государственной поверкой бытовых счетчиков, должны проводиться в следующем порядке:

1) райгазы проводят массовое оповещение населения, в том числе и через СМИ, о необходимости проведения плановой поверки газовых счетчиков;

2) абоненту направляется письменное уведомление об истечении межповерочного интервала за 7(!) дней вперед;

3) в течение 5(!) рабочих дней после уведомления представитель райгаза обязан снять счетчик и тут же на месте составить акт, передать его абоненту для проведения поверки. Чтобы у потребителей не возникало в дальнейшем проблем, они должны помнить, что снимать и устанавливать счетчик имеет право только представитель райгаза;

4) далее абонент везет счетчик в специализированную метрологическую лабораторию, за свой счет оплачивает расходы на поверку, а в случае необходимости – за ремонт газового счетчика.
Процедура проведения поверки там должна занимать не более суток. Если речь идет о ремонте счетчика, это займет больше времени;

5) после завершения поверки абонент представляет в райгаз копию подтверждающего документа и заявление на установку счетчика, после чего его представитель должен установить прибор учета в течение 2 суток;

6) расчет за потребление газа с момента снятия счетчика и передачи его на поверку производится по среднемесячному тарифу. Сроком окончания начисления нормативного тарифа считается дата заявления абонента на установку счетчика. Его снятие и установка работниками райгаза проводятся бесплатно.


Поскольку речь идет о широком охвате приборов учета газа, установленных как в многоквартирных жилых домах, так и в индивидуальном секторе, у метрологических лабораторий недостаточно мощностей для своевременного проведения поверки счетчиков. Поэтому за "круглым столом" прозвучало предложение о создании совместными усилиями Узстандарта и Узтрансгаза передвижных поверочных лабораторий, разработке графиков проведения поверок и оповещения населения.

– У нас есть опыт проведения поверки водомеров на холодную и горячую воду, предусматривающий более гибкий и доступный механизм. Например, чтобы сэкономить время и средства потребителей, ООО ИИ "TOSHKENT- ZENNER", занимающееся поверкой водомеров, предлагает потребителю на выбор несколько вариантов: либо он везет поверять счетчик сам, либо весь процесс – от снятия счетчика до его установки – выполняют работники компании. Кроме того, они практикуют мировой опыт, когда, снимая водомер на поверку, потребителю сразу предлагают установить уже поверенный, абсолютно исправный прибор учета, техническое состояние которого подтверждено сертификатом соответствия. Это тоже экономит время и средства потребителей.

– Предложения об упрощении механизма поверки, возможность сделать его более понятным для потребителей также обсуждались во время встречи. По ее результатам были обобщены проблемы, связанные с поставкой газа населению и эксплуатацией приборов учета, намечены возможные пути их решения. По итогам этой работы Комитет подготовил и передал в Кабинет Министров предложения по улучшению газоснабжения населения.

 

По материалам газеты "НОРМА" №44 (329) от 31.10.2011г

 



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.