ХУЖЕ УСЛУГИ - МЕНЬШЕ ОПЛАТА

01 января 1970

По своей социальной значимости жилищно-коммунальной сфере, пожалуй, нет равных. Проблемы, возникающие в ней, рикошетом бьют по потребителю. В то же время потребитель, не сознавая того, самым прямым образом влияет на развитие отрасли. Специфика ЖКХ в том, что реформы здесь приживаются медленно. Процесс этот длительный и поэтапный. Изношенные сети, требующая огромных вложений инфраструктура, большие долги, осложняющие работу ЖКХ, - все это сказывается на качестве услуг, размере тарифов.
В результате преобразований, происходящих в отрасли, коммунальная сфера перестала быть незамеченной и забытой, реформа повернула ее на рыночные рельсы. Тем не менее, она лидирует сегодня по числу потребительских обращений и жалоб. Жители, не очень вникающие в перипетии проблем этой сферы, ждут от реформы качественных услуг, обоснованных тарифов и готовы платить за это. При этом не задумываются, что в определенной степени ее успех зависит и от них. Например, люди не получая нормальных услуг, прекращают их оплачивать. В результате неплатежи растут, принося огромные убытки для отрасли, которая не может эффективно развиваться. Или взять сверхнормативное потребление коммунальных продуктов - сливы, незаконные врезки в систему отопления, перетопы, вмешательство в приборы учета потребления коммунальных продуктов и т. п.
Проблемы часто возникают из-за неосведомленности о своих правах и обязанностях как потребителей, так и поставщиков коммунальных услуг. Добиться, чтобы услуги были качественными и даже снизить размер платежей, если они не соответствуют установленным параметрам, - все это потребитель может сделать, владея азами законодательства. Для этого под рукой должна быть подсказка - это, прежде всего, договор на поставку тех или иных коммунальных услуг, заключенный между потребителем и их поставщиком.
Поскольку основные вопросы, волнующие потребителей, - это качество услуг и размер тарифов, есть несколько вариантов снижения расходов за коммунальные услуги. Для этого они должны платить только за фактически полученные услуги, значит, установить в своих квартирах счетчики. Оплата по нормативам гораздо выше, чем по факту потребления. Чтобы можно было предъявлять претензии коммунальщикам, некоторые ТЧСЖ устанавливают приборы учета на вводах в дом, принимают меры по сокращению потерь коммунальных продуктов во внутридомовых сетях.


Какие документы регламентируют возможность снижения оплаты за коммунальные услуги, предоставленные не в полном объеме или несоответствующего качества?

Прежде всего, это Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции РУз 20 февраля 1999 года N 648) (далее - Правила N 648). Они предусматривают, что режим предоставления коммунальных услуг, качество и нормативные объемы их потребления должны быть включены в договор с поставщиками. Среди его условий - порядок и размер оплаты предоставляемых коммунальных услуг, условия перерывов в режиме их поставки и т. д. (пункт 1.4). Пункт 1.5 регламентирует, когда могут устанавливаться временные перерывы поставки коммунальных услуг. Потребитель имеет право не оплачивать услуги за время перерывов, сверх установленных договором. А при несоответствии качества коммунального продукта установленным нормативам - вправе требовать уменьшения оплаты услуг (пункт 4.5). При нарушении установленных договором сроков устранения недостатков качества предоставляемых услуг или превышения допустимых перерывов в их предоставлении исполнитель обязан уплатить неустойку (пеню) в размере 1 % от стоимости услуги за каждый день, час (если срок определен в часах) просрочки (пункт 4.6).


                                       РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УСЛОВИЯ

                             снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг

Вид услуг

Показатели

качества услуг

Вид снижения

качества услуг

Допустимая

продолжительность

отклонений за

расчетный

период

Условия

снижения

оплаты услуг

за превышение

допустимой

продолжи-

тельности

отклонений

Расчетная единица

при наличии

приборов

учета у

потреби-

телей

при

отсутствии

приборов

учета у

потреби-

телей

1. Водоснабжение

1.1. Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года

 

Перерывы в водоснабжении

8 часов

За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период

 

По приборам учета

С 1 человека по установленной норме

1.2. Состав и свойства воды в соответствии с нормативами, установленными органами Госсанэпидемнадзора РУз

 

Несоответствие состава воды установленному нормативами

Не допускается

Устанавливаются органами государственной власти на местах

 

 

2. Газоснабжение

2.1. Бесперебойное круглосуточное газоснабжение

 

Перерывы в газоснабжении

Не более 2 часов

Устанавливаются органами государственной власти на местах

По приборам учета

С 1 человека по установленной норме

2.2. Состав и свойства газа в соответствии с ГОСТ

 

Несоответствие качества газа

Не допускается

 

 

 

3. Горячее водоснабжение

3.1. Бесперебойное горячее водоснабжение в течение установленного договором времени

 

Перерывы в горячем водоснабжении

Полные сутки

 

За каждые сутки превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период

По приборам учета

С 1 человека по установленной норме

3.2. Обеспечение нормативной температуры горячей воды в точке разбора не менее +60° С или +50° С для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб при закрытой системе

 

Фактическая температура горячей воды в точке разбора не соответствует нормативу

Не более 2 часов в сутки

 

За каждые 5° С снижения температуры от нормативной, умноженные на число часов сверх допустимой продолжительности отключений

По приборам учета

С 1 человека по установленной норме

3.3. Состав и свойства горячей воды в соответствии с нормативами, установленными органами Госсанэпидемнадзора РУз

 

Несоответствие состава воды установленному нормативами

Не допускается

 

Устанавливается органами государственной власти на местах

-

С 1 человека по установленной норме

4. Водоотведение

Бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года

 

Перерыв в водоотведении

8 часов

За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период

 

-

С 1 человека по установленной норме

5. Вывоз мусора и нечистот

Бесперебойный ежедневный в течение года

Перерыв в оказании вывоза мусора

Не допускается

Устанавливается органами государственной власти на местах

 

-

С 1 человека по установленной норме

 

6. Электроснабжение

Бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года в соответствии с действующими стандартами

 

Перерывы в электроснабжении

Устанавливается по нормативной категории надежности электроснабжения данного дома согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ)

 

За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период

По приборам учета

По количеству жилых комнат в квартире

7. Отопление

7.1. Бесперебойное теплоснабжение в течение всего отопительного сезона

 

Перерывы в теплоснабжении

Устанавливается с учетом климатических условий местности

За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период

 

По приборам учета

За 1 кв. м жилой площади квартиры

7.2. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и правилам +18° С (в угловых комнатах +20° С)

 

Фактическая температура в помещениях ниже нормативной

Устанавливается с учетом климатических условий местности

За каждый градус снижения температуры от нормативной, умноженной на число часов сверх установленного суммарного перерыва за расчетный период

 

 

 

Примечания:
1. Показатели графы 4 не должны носить регулярный (систематический) характер.
2. Показатели граф 3, 4 устанавливаются органами местной исполнительной власти.


Как производится перерасчет по коммунальным услугам в связи с их недопоставкой?

Перерасчет оплаты регламентирует Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан (зарегистрировано Министерством юстиции РУз 13 сентября 2002 года N 1173) (далее - Положение N 1173). Пункт 22 этого документа предусматривает, что перерасчет оплаты по коммунальным услугам в связи с их недопоставкой производится на основании акта, составленного после прекращения оказания услуги более 24 часов собственником или нанимателем жилья и юридическим лицом, осуществляющим поставку коммунальной услуги с участием представителя органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и ТЧСЖ.
Акт имеет юридическую силу только при наличии подписей всех 4 сторон. В случае отказа поставщика от подписи акта он обязан письменно мотивировать причину отказа. В противном случае собственник или наниматель жилья вправе прекратить оплату коммунальных услуг до принятия судебного решения. Акт составляется на основе заявки потребителя. В нем указывается срок возобновления поставки. На этом основании производится перерасчет за недополученное количество услуг (пункт 23). При неявке исполнителя акт составляется потребителем в присутствии представителей ТЧСЖ и органов самоуправления граждан.

Источник:"Дом в котором мы живем".500 советов как сделать свой дом лучше.Ташкент-"NORMA"-2012

                Ирина Алексеевна Гребенюк

 



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.