ПОТРЕБИТЕЛИ ЗА ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ

01 января 1970

Спектр проблем, волнующих потребителей коммунальных услуг, довольно широк. Рассмотрим вопросы, связанные с тепло- и энергоснабжением, которые наиболее часто задают жители. Они касаются, главным образом, взаимоотношений с поставщиками, ресурсосбережения, качества услуг, поверки приборов учета, прочего и типичны для других отраслей ЖКХ. Поэтому ответы на них помогут потребителям грамотно разобраться в той или иной ситуации, защитить свои права, используя основы законодательства, регулирующего эти процессы. Потребители должны помнить, что при оказании коммунальных услуг они могут также руководствоваться Законом Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".


Девятиэтажка находится в конце теплотрассы. По этой причине в доме несколько лет отсутствует отопление. Жители решили своими силами построить локальную котельную. Позволяет ли сделать это законодательство?

О П Ы Т

Жители нашего дома построили для себя локальную котельную, но она простаивает пятый год из-за неурегулированности вопроса с поставкой газа. При расчете ее эффективности мы применяли тарифы на газ, электроэнергию для населения (физических лиц). Но Тошкентшахаргаз выставил товариществу цену за газ как для юридических лиц, которая более чем в 2 раза выше цены поставки газа населению. Решив, что проблема возникла из-за того, что ТЧСЖ - юридическое лицо, мы перешли на непосредственное управление домом коллективом собственников, но это не решило проблему.
По той же причине не работают автономные котлы, установленные жителями в ряде регионов. Некоторые из них переданы на баланс теплоснабжающих организаций, но и это не выход, так как сеть автономных котельных призвана также создать зачатки конкурентной среды.


На какой срок заключается договор потребителя с теплоснабжающей организацией и надо ли его перезаключать?

В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса (далее - ГК) договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Потребители должны иметь договоры с поставщиками, поскольку они определяют права и обязанности сторон. Согласно пункту 5.3 Договора на поставку тепловой энергии договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от него.


Дополнительным источником пополнения бюджета ТЧСЖ могут быть комиссионные, выплачиваемые поставщиками услуг за содействие в сборе коммунальных платежей. Можно ли заключить такой договор с Теплоэнерго?

О П Ы Т

На основании Указа Президента РУз "О дополнительных мерах по развитию деятельности товариществ частных собственников жилья" от 26 февраля 2002 года N УП-3038 мы заключили договор на оказание содействия в сборе платежей между потребителем, ТЧСЖ и поставщиком. Поставщики коммунальных услуг производят нам отчисления в следующем порядке. При 100%-ном сборе коммунальных платежей комиссионные составляют 15 %, при сборе платежей свыше 75 % товарищество получает 7 % отчислений. Это хорошая прибавка к бюджету, особенно если ТЧСЖ состоит из нескольких домов. Комиссионные распределяются на покрытие части обязательных взносов и платежей в поддержку малообеспеченных членов ТЧСЖ, благоустройство территории, премирование активистов ТЧСЖ.


Каков механизм этой практики?

О П Ы Т

Товарищество выписывает жителям квитанции на оплату, средства поступают на расчетный счет ТЧСЖ и распределяются между поставщиками. Для проведения этих операций товарищество заключает договор с обслуживающим банком. Работа по такой схеме позволяет решать многие вопросы. Например, произошла авария теплотрассы. Тепловики не могут оперативно ее ликвидировать. Товарищество не ждет, самостоятельно устраняет аварию. Тепловики принимают работу и затем производится перерасчет.


У жителей дома возникли проблемы с Теплоэнерго, но они не могут защитить свои права. В товариществе им говорят: "У вас прямые договоры с поставщиком, решайте вопрос сами". Не нарушает ли товарищество законодательство?

О П Ы Т

На общем собрании мы решили, что товарищество будет представлять наши интересы в урегулировании отношений с поставщиками коммунальных услуг. Оформили решение протоколом общего собрания, включили этот пункт в устав, заключили трехсторонний договор, где фигурируют ТЧСЖ - потребитель - поставщик. Наш подход к этому вопросу следующий: если товарищество берет на себя ответственность за содержание общего имущества и работает на благо людей, оно должно строить отношения с поставщиками от имени жителей. За все, что происходит под крышей дома, жители должны спрашивать с председателя. Иначе для чего создавать ТЧСЖ? Многие не желают брать на себя эту ответственность. Но когда руководствуешься интересами людей, это возвращается доверием.


Я оплатила услуги теплоснабжения в отделении банка, но платеж на расчетный счет теплоснабжающей организации не поступил. Поставщик подал на меня в суд о взыскании задолженности. Как урегулировать возникшую проблему?

Если потребитель оплатил услуги теплоснабжения в кассу, отделение банка или выездному кассиру, он должен предоставить поставщику коммунальных услуг квитанцию об оплате. При ее наличии поставщик имеет право обратиться к банку с письмом.


Тепловики произвели сверку платежей за горячую воду и тепловую энергию с жителями дома. Выяснилось, что в 2004 году жители оплачивали эти услуги через кассу ТЧСЖ, но товарищество не перечислило платежи на расчетный счет теплоснабжающей организации. В результате разукрупнения ТЧСЖ прекратило существование, а тепловики подали иск в суд о взыскании задолженности не на бывших руководителей ТЧСЖ, а на жителей, которые своевременно оплачивали полученные услуги. Как регулируется такая ситуация законодательством?

При наличии квитанции жители вправе обратиться с исковым заявлением в суд по гражданским делам. Поставщик коммунальных услуг не несет ответственности за действие или бездействие третьих лиц.
Согласно статье 150 ГК общий срок исковой давности составляет 3 года. Таким образом, лицо, чьи интересы были нарушены, имеет право обратиться за защитой своих прав в судебные органы в течение 3 лет.


Как должен производиться перерасчет по теплоснабжению при перерыве в его подаче и в случае отклонения от установленных параметров?

Пункт 3.2 Договора на поставку тепловой энергии предусматривает проведение перерасчета в случае перерыва в теплоснабжении по вине поставщика на срок более 1 суток. По горячему водоснабжению сумма перерасчета определяется исходя из месячного тарифа на 1 человека пропорционально количеству дней отсутствия ГВС, по отоплению - как произведение одного тарифа (месячный тариф, деленный на 30 дней) на количество дней отсутствия отопления, умноженное на коэффициент продолжительности отопительного сезона в году - 2,18 (12 месяцев : 5,5 месяца).
В случае отклонения параметров теплоснабжения от установленных нормативов (температура в квартире ниже 18° С, температура горячей воды не менее 50° С и не выше 75° С) сумма перерасчета определяется по месячному начислению за отопление или ГВС пропорционально отклонению температур.


Можно ли произвести перерасчет оплаты за горячую воду, если собственник или один из прописанных членов семьи не проживает в квартире?

Перерасчет оплаты за услуги горячего водоснабжения производится на время выезда собственника или квартиросъемщика жилья с членами семьи на срок более одного месяца при предоставлении Теплоэнерго соответствующих документов (пункт 24 Положения N 1173).
Услуги центрального отопления подлежат полной оплате. Перечень документов, являющихся доказательством действительного отсутствия собственника и/или членов его семьи, включает:
- заявление на перерасчет;
- справку от паспортистки (форма N 17);
- акт махаллинского комитета, подтверждающий непроживание по месту прописки;
- документ, подтверждающий фактическое местонахождение.
Кроме того, УП ПО "Тошиссиккуввати" рекомендует в таких случаях установить прибор учета потребления горячей воды для дальнейших расчетов по его показаниям. Это освободит потребителя от лишних забот по сбору справок.
В случае изменения численности состава семьи жителю необходимо предоставить справку, заверенную паспортисткой и ТЧСЖ, в районное управление. Если житель прописан, но временно не проживает, необходимо ежегодно предоставлять документы, подтверждающие его временное отсутствие. Согласно пункту 20 Положения N 1173 юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию жилого фонда и предоставляющее коммунальные услуги, производит перерасчет размера оплаты расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг с момента выявления, но не более чем за календарный год. В данном случае после предоставления всех документов вам будет произведен перерасчет только за один год.


Могут ли представители Теплоэнерго отключить теплоснабжение за неуплату?

Согласно постановлению Президента РУз от 11 февраля 2005 года N ПП-5 потребители, своевременно не оплатившие коммунальные услуги, отключаются от их источника в установленном порядке.
Потребителям, задолженность которых превышает 3 месяца, предоставляется уведомление о необходимости погасить ее в течение 10 дней, в противном случае поставщик вправе передать дело в хозяйственный суд, и абонент будет отключен от отопления и горячего водоснабжения. Отключение производится по наряду работниками объединения. После погашения задолженности подключение производится за счет потребителя.


Какие еще отключения теплоснабжения регламентированы законодательством?

Пункт 2.2 Договора на поставку тепловой энергии предусматривает, что поставщик имеет право отключать теплоснабжение при ремонте тепловых сетей, находящихся на его балансе, на срок не более 10 суток и не более 20 суток в течение года. В отдельных случаях по согласованию с хокимиятом срок может быть увеличен. На время отключения производится перерасчет по оплате.


Имеют ли право работники Теплоэнерго требовать оплату путем поквартирного обхода?

В целях содействия повышению сбора платежей за услуги тепловой энергии практикуются выездные кассы с привлечением кассиров банков, которые выезжают в жилые массивы. Жители оповещаются по громкоговорящей связи или путем поквартирного обхода. При этом тепловики должны предъявить потребителю документы, удостоверяющие личность.


Какой температурный режим в квартирах обязуется обеспечивать поставщик в рамках договора? Что делать потребителю, если параметры гораздо ниже?

Согласно пункту 2.1 Договора на поставку тепловой энергии поставщик обязуется: отпускать потребителю тепловую энергию в виде горячей воды на отопление и горячее водоснабжение; обеспечить температуру внутри квартиры не менее 18° С при условии выполнения потребителем требований по остеклению, утеплению квартиры, исправности внутридомовой и внутриквартирной системы теплоснабжения; обеспечить температуру горячей воды не менее 50° С и не выше 75° С, по чистоте - согласно КМК 2.04.01-98 "Внутренний водопровод и канализация". В случае отклонения параметров теплоснабжения от установленных нормативов сумма перерасчета определяется по месячному начислению за отопление или ГВС пропорционально отклонению температур.


В квартире отсутствует отопление. В товариществе говорят, что причина в теплоснабжающей организации, в Теплоэнерго отвечают, что виновато товарищество. Как урегулировать этот вопрос?

Между ТЧСЖ и Теплоэнерго существует четкое разграничение обязанностей. В соответствии со статьей 28 Закона N ЗРУ-32 внутридомовые инженерные сети и коммуникации являются общим имуществом собственников, за содержание которых отвечает ТЧСЖ. Если тепловики доводят коммунальный продукт до входа в дом, то причину надо искать совместно с работниками Теплоэнерго во внутридомовой системе отопления. Возможно, забиты стояки или отопительные приборы, нарушена работа теплового узла и т. д. Необходимо составить акт обследования и на его основании предпринимать дальнейшие меры.


Сосед переоборудовал систему отопления, сделав обогрев пола. В результате ухудшилось отопление соседних квартир. Как регулируется такая ситуация законодательством? Можно ли дополнить радиаторы в квартире дополнительными секциями?

Система отопления жилого дома является единой сбалансированной инженерной конструкцией. Отключение ее взаимозависимых элементов в отдельных помещениях неизбежно приведет к тепловой и гидравлической разрегулировке системы теплоснабжения дома в целом. В соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, зарегистрированных Министерством юстиции РУз 1 февраля 1999 года N 616, жильцам дома и слесарям запрещается присоединять дополнительно секции к нагревательным приборам или уменьшать их количество, а также устраивать ниши для радиаторов отопления без специального разрешения.
Пункт 3.3 Правил предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан, зарегистрированных Министерством юстиции РУз 20 февраля 1999 года N 648, запрещает потребителю:
- переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя;
- устанавливать, подключать без письменного разрешения исполнителя не имеющее технических паспортов и не разрешенное к продаже электрооборудование, газовые приборы, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную аппаратуру, а также подключать индивидуальные приборы очистки воды, не имеющие технических паспортов (свидетельств), не отвечающие требованиям техники безопасности эксплуатации и санитарно-гигиеническим нормативам;
- нарушать имеющиеся схемы учета услуг;
- использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Строительных норм и правил 04.05-06 "Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости здания" не допускается:
- устройство отопления лоджий с изменением проектного положения стояков системы центрального отопления;
- переустройство, связанное с разрушением или нарушением технических характеристик общедомовых инженерных сетей теплоснабжения;
- установка индивидуальных отопительных котлов и приборов горячего водоснабжения, работающих на газовом топливе.
Статья 24 Жилищного кодекса устанавливает, что собственник квартиры в многоквартирном доме, допустивший самовольное переустройство или перепланировку принадлежащего ему помещения без соответствующего разрешения органов государственной власти на местах, несет ответственность в уставленном законодательством порядке и обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.
Самовольное вмешательство в работу отопительной системы, внесение в нее реконструктивных изменений без соответствующих проектных решений запрещено. Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение схемы учета тепла и самовольный демонтаж отопительных приборов. За нарушения системы отопления в жилых домах на граждан налагается штраф в размере от 2 до 3 минимальных размеров заработной платы (статья 101 КоАО).


В квартире установлен счетчик учета потребления горячей воды. Но чтобы из крана пошла горячая вода, приходится ждать продолжительное время, счетчик же в это время работает. В чем тут причина и как ее устранить?

В системах горячего водоснабжения значительной части многоквартирных жилых домов отсутствует линия циркуляции. Это приводит к повышенным расходам горячей воды (слив остывшей воды). При установке приборов учета это вызывает нарекания жителей и нежелание платить за всю израсходованную горячую воду. При начислении оплаты за горячее водоснабжение в жилых домах, оборудованных приборами учета, начиная с августа 2004 года стал применяться расчетный коэффициент (6 %) выстывания горячей воды.


Работники ТЧСЖ предлагают жителям установить приборы учета горячей воды. Имеют ли они на это право или это прерогатива специалистов Теплоэнерго?

Установить водомер могут и работники товарищества, но опломбировать, запустить, составить акт, на основании чего абонент заносится в базу данных поставщика - это прерогатива работников Теплоэнерго. Поэтому лучше, если это сделают специалисты теплоснабжающей организации.


Куда следует обращаться при сомнениях в точности работы счетчика, каков механизм поверки, за чей счет производится его ремонт?

Приборы учета горячей воды, установленные в квартирах жилых домов, являются собственностью потребителей. При возникновении сомнений в точности их работы можно обратиться в специальные центры для проведения ремонта и поверки, например, в Госстандарт, ООО "ИИ TOSHKENT ZENNER", ДП "Сув улчагич" при тресте "Сувсоз". Эти услуги являются платными. В Теплоэнерго имеется сервисный центр по установке, ремонту и замене приборов учета горячей воды (установленных по китайскому кредиту), который осуществляет их гарантийное обслуживание. По истечении гарантийного срока обслуживание производится за счет потребителя. При передаче счетчика на поверку снимать пломбу следует в присутствии представителя Теплоэнерго.


Что делать, если при замене раковины повредили пломбу на счетчике?

Необходимо обратиться в районное подразделение Теплоэнерго и вызвать метролога. Показания счетчика ежемесячно фиксируются в базе данных поставщика. Если работник этой службы обнаружит нарастание показаний счетчика, значит, не было незаконного вмешательства, если уменьшение - то потребителю могут предъявить претензии.


Как быть, если установленный "под ключ" счетчик вышел из строя по причинам, не зависящим от потребителя: из-за некачественного производства, монтажа или предоставления поставщиком услуг с отклонением от действующих нормативов?

Пункт 7 Типового договора на установку, техническое обслуживание и эксплуатацию узла учета холодной (горячей) воды (приложение N 4 к постановлению Президента РУз от 3 января 2007 года N ПП-553) предусматривает, что в таком случае поставщик обязан незамедлительно принять меры по устранению неполадок в приборе учета воды и при необходимости в течение не более 5 дней произвести замену вышедших из строя его элементов. В противном случае потребитель имеет право через 5 дней после вручения поставщику письменного уведомления о неисправности счетчика взимать, начиная с даты уведомления, пени в размере 0,5 % от его стоимости за каждый день просрочки, но не более 50 % от стоимости прибора учета воды. В период обращения к поставщику с заявлением о неисправности счетчика до его полного восстановления оплата за поставленную воду производится исходя из среднего суточного ее потребления за предшествующий месяц.


Какой гарантийный срок установлен на приборы учета горячей воды?

Пункт 1.2 Типового договора предусматривает, что на счетчики горячей воды, установленные в рамках инвестиционного проекта, гарантийный срок составляет 48 месяцев со дня подписания акта выполненных работ. На качество установки и комплектующие узла учета воды (кроме самого счетчика) - 24 месяца.

Источник:"Дом в котором мы живем".500 совет как сделать свой дом лучше.Ташкент-"NORMA"-2012

              Ирина Алексеевна Гребенюк



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.