Новое в национальном законодательстве

07 мая 2013

 

ЗА  НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ - ОТВЕЧАТЬ ПО ЗАКОНУ

 

      В Законодательной палате парламента в первом чтении был рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан (УК) и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО)», внесенный одним  из субъектов законодательной инициативы - Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан.

            Что же послужило причиной разработки данного законопроекта? К сожалению,  многочисленные факты незаконного подключения к магистральным и городским коммунальным сетям (нефте- и газопроводам, электрическим сетям, теплотрассам, к коммуникациям горячей и холодной воды). Перечисленные коммуникации являются стратегически важными ресурсами жизнедеятельности страны, а их хищение путем несанкционированного подключения представляет неадекватную и значительную угрозу для экономического потенциала государства, здоровья населения и ущерб природной среде.

            Вместе с тем такие посягательства сопровождаются, например разливом нефти, утечкой газа, повреждение магистральной сети, т.е. происходит умышленное уничтожение чужого имущества, нарушение экологии, предпосылки  локальных техногенных катастроф,  сопровождаемые человеческими жертвами.

            Изученные вопроса и  анализы показали, что наибольшее количество преступлений, путем криминального посягательства которых стали нефтепроводы, газопроводы, электрические сети и другие коммуникации, было совершено из-за свободного и неограниченного к ним доступа. Из этого следует, что отсутствует надежная и современная система контроля обнаружения незаконных врезок и подключений. Большая протяженность, даже при наличии специальных отдельных батальонов органов внутренних дел  и других правоохранительных ведомств, не способна оперативно выявлять нарушения. Более того,  явно ощущается недостаточная  разработанность уголовно-правовой базы, регламентирующей сферу противодействия хищениям. Данные преступления по действующему законодательству квалифицируются, в основном, по части 2 статьи 169 (кража в значительном размере) и части 2 статьи 173 (умышленное повреждение чужого имущества, причинившее крупный ущерб) УК, что на сегодняшний день  однозначна  не соразмерна тяжести совершенного преступления.

            Изученный опыт правоприменения зарубежных стран показал, что подобные преступления предусматривают более строгую ответственность и более строгое наказание, нежели предусмотренные национальным законодательством.

            В связи с этим, предлагается дополнить пунктом, предусматривающим частью третьей статьи 169 УК, более строгую ответственность, тем самым ужесточив уголовную ответственность, за несанкционированное  подключение к нефте-  и газопроводам. Также внесены изменения и дополнения в ст. 101 КоАО, с целью избежания правовой коллизии, уточнив диспозиции данных статей и разграничив незаконное пользование природным газом.

            При рассмотрении разработанного законопроекта нижней  палатой узбекского парламента  был учтен опыт зарубежных стран, в первую очередь ближнего зарубежья, таких как Белоруссии, Казахстана,  России, Туркменистана и  Украины.

            Вместе с тем были учтены представленные аналитические сравнительные таблицы разработчиком с указанием в последовательном порядке соответствующих положений законодательства зарубежных стран, национального законодательства, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан.

            Как становится  понятным,  исходя из вышеизложенного данный законопроект и был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан – концептуально.             

Т.ТУРСУНОВ и  П. СВЕШНИКОВ

депутаты, члены фракции УзЛиДеп в

  Законодательной палате

Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

 

Записал М. Усманов



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.