Лифт сдан, лифт принят

12 декабря 2013

  

В жилых многоэтажках Ташкента в 2010–2014 годах намечено заменить 785 лифтов. Это предусмотрено государственной Программой обновления и ремонта лифтов в многоквартирных жилых домах городов республики на 2010–2011 годы и города Ташкента на 2010–2014 годы (далее  – Программа) (приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров от 29.08.2010 г. N 191, далее – Постановление). Она определила комплекс мер по обновлению и ремонту лифтового оборудования в многоквартирных домах жилищного фонда республики. Ее реализация в регионах была рассчитана на два года, в столице, где сосредоточена основная часть жилых многоэтажек, – на четыре года.

Своевременность оказания государственной поддержки была обусловлена состоянием лифтов в жилых многоэтажках. Они являли собой давно наболевшую проблему городского хозяйства. Установленные более четверти века назад подъемники, в основном российского и местного производства, давно устарели, требовали ремонта и обновления. А товариществам частных собственников жилья, отвечающим за их техническое состояние, осилить дорогостоящие работы по восстановлению лифтового оборудования было не по карману. Инициировав Программу, правительство страны было озабочено необходимостью создания благоприятных и безопасных условий проживания населения в многоквартирных жилых домах, предотвращения аварийных ситуаций, связанных с обслуживанием лифтов.

Как идет реализация Программы на завершающем этапе, какие проблемы возникали на пути, что представляет собой лифтовое хозяйство мегаполиса, как сохранить подъемники, установленные за счет бюджетных средств? Ответы на эти и другие вопросы наш корреспондент получила в Ташкентском городском территориальном коммунально-эксплуатационном объединении (ТГТКЭО), которое в столице в рамках Программы является заказчиком по проведению замены лифтов в многоквартирных домах. 

 

ПРОГРАММА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Поставщиком лифтового оборудования Постановлением было определено ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод». Однако в ходе реализации Программы неожиданно возникли форс-мажорные обстоятельства экономического характера с поставками подъемников, комплектующих изделий, запчастей и материалов. В результате произошло отставание от установленных объемов и сроков. В 2010 году, когда еще уточнялись параметры Программы, не было установлено ни одного лифта, хотя было запланировано 75. В 2011 году по графику надо было заменить 177 подъемников, установили 50. В 2012-м – намечена замена еще 177 лифтов, установили 116. В 2013-м предусматривалась замена 178 подъемников, установили 27. С 2010-го по 2013 годы в рамках Программы в столице было установлено 193 лифта при плане 607 – 33, 4%.

– Тем не менее это не означает, что Программа остановлена, – сообщил нам начальник управления мониторинга эксплуатации коммунальных объектов и реформирования ТГТКЭО Алимджан Рахимов. – В нее будут внесены коррективы – реализация Программы остается одним из приоритетов жилищной политики страны. Сейчас рассматриваются возможности приобретения подъемников у других производителей. Изучаются технические параметры предлагаемого современного лифтового оборудования, цены, увязываются другие составляющие для продолжения работы. Кроме Самаркандского завода, выпуск подъемников в стране осваивают СП «TOSHAFUS» и СП ОАО «Электроаппарат – Электрощит». Разброс цен у производителей довольно ощутимый, поэтому наряду с изучением показателей качества прорабатываются резервы снижения цен. Если лифт Самаркандского завода стоит сейчас порядка 40 млн сумов, то у «TOSHAFUS» – 55,6 млн сумов, «Электроаппарат» предлагает его за 79 млн сумов, китайские производители – за 53 млн сумов.

ТГТКЭО совместно с районными подразделениями, ассоциациями ТЧСЖ и товариществами провели инвентаризацию лифтового хозяйства столицы, – продолжает Алимджан Рахимов. – По ее результатам были составлены паспорта подъемников, в которых отражено, кто является производителем, в каком году они смонтированы, срок эксплуатации, какие из них подлежат замене, реконструкции, капитальному ремонту. Согласно нормативам после 25 лет использования лифтов должна создаваться специальная комиссия, которая проводит их экспертизу и дает заключение, можно ли эксплуатировать их дальше или они требуют замены. Лифтовое хозяйство жилищного фонда столицы насчитывает сегодня 4 750 подъемников в 1 435 многоквартирных домах. Из них была выявлена так называемая критическая масса – 1 753 лифта, которые требовали первоочередного восстановления. Они и вошли в Программу. Монтаж подъемников в столице осуществляли 6 специализированных организаций, выбранных ТГТКЭО на конкурсной основе. Кроме замены, предусматривались также реконструкция и капитальный ремонт лифтового оборудования. Но в процессе реализации в Программу были внесены коррективы. Проведение ремонтных работ было возложено на районные хокимияты с привлечением ТЧСЖ. В 2013 году в столице планировали отремонтировать 546 лифтов, выполнили работу в 689. В основном за счет средств товариществ.

 

ИМУЩЕСТВО ЧАСТНОЕ – ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Согласно Жилищному кодексу и Закону «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2006 г. N ЗРУ-32) лифты являются общим имуществом квартировладельцев в жилых многоэтажках. Поддержание их в исправном техническом состоянии, эксплуатация, замена, ремонт – все это исключительно прерогатива ТЧСЖ. Конечно, государственная Программа по восстановлению лифтового оборудования – это огромная практическая помощь многоквартирному жилищному фонду, который находится в руках частных владельцев. Пожалуй, вряд ли в какой стране найдется прецедент, чтобы правительство выделяло такие огромные средства на замену общего имущества собственников жилья. Если один подъемник обходится сегодня порядка 55 млн сумов, а в доме требуется заменить 4 лифта, получается, что на одну высотку государство тратит более 200 млн сумов. Колоссальные средства! Такие работы в других странах производятся либо за счет средств собственников, либо с привлечением заемных средств. Государство не вмешивается в содержание общего имущества квартировладельцев. Поэтому жители должны оценивать масштабы помощи, бережно относиться к дорогостоящему современному оборудованию и думать, как его сохранить.

Это уже вторая государственная Программа оказания помощи многоквартирному жилищному фонду, который находится в руках частных собственников. Постановлением Кабинета Министров от 1.03.2002 г. N 74 был дан старт Программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов, построенных до 1991 года. Она была продлена Постановлением Президента от 25.07.2006 г. N ПП-425. Программа предусматривала бюджетное финансирование стоимости капремонта в размере 70%, что составляло порядка 25–30 млн сумов на 1 дом при условии, что собственники квартир вносят 30% своих средств. На замену лифтов выделяются государственные средства в размере 100% стоимости подъемников.

 

ЧТО ИМЕЕМ СОХРАНИМ?

Возникает вопрос, как сохранить в надлежащем техническом состоянии лифтовое оборудование? Как обстоят дела с запасными частями и комплектующими для подъемников? По словам Рахимова, на сегодняшний день – это серьезная проблема. Большая часть лифтов в столице – самаркандского и российского производства. Самарканд дает гарантийный срок на свои подъемники, обеспечивает запчастями. В рамках Программы с ним обсуждалась возможность открытия специализированного магазина запчастей, но сейчас реализовать ее будет проблематично. В небольшом объеме предприниматели что-то везут из России, что-то местные умельцы изготовляют на месте. В условиях нехватки комплектующих еще встречаются факты хищений, когда нечистые на руку ремонтники снимают детали с одного лифта, продают их или используют в другом. Чтобы исключить криминал и иметь задел комплектующих, была идея создания обменного фонда. Но вот что из этого получилось. Пришли мы в ТЧСЖ, демонтировали старый лифт, установили новый, передали его в собственность квартировладельцам в лице товарищества. Предложили старый подъемник передать специализированной организации, где можно было бы произвести сортировку комплектующих: что-то отремонтировать, что-то отреставрировать. Люди не поняли этого. Сказали, что старый лифт – это их общее имущество, их собственность, поэтому никому его не отдадут и оставляют у себя. Для чего он им нужен? Государство на один подъемник тратит полмиллиона, а ТЧСЖ жалеет старую груду металла. Если бы мы имели обменный фонд, у товариществ не болела бы голова, где взять сгоревший двигатель или вышедшую из строя запчасть. Оно платило бы только за их реставрацию. Жители не думают о том, что их недальновидность оборачивается против них же самих.

Еще один важный вопрос – ответственность самих жителей за сохранность лифтового оборудования. Сожженные кнопки, исписанные стены, отсутствие голосовой связи, сорванные правила пользования лифтами – эти картинки из недавнего прошлого еще встречаются в некоторых высотках. У безалаберных хозяев подъемники порой не работают по нескольку дней. Правительство вкладывает в их восстановление и замену огромные средства, а собственники жилья не очень-то пекутся о сохранности своего общего имущества.

Программой предусмотрена разработка комплекса мероприятий по организации надлежащего обслуживания, содержания и безопасной эксплуатации лифтов. ТГТКЭО подготовило обращения к жителям многоэтажек о том, что лифты – это сложное, дорогостоящее оборудование, которое необходимо беречь. Вроде бы мелочь, но ежедневное напоминание об этом заставляет людей задуматься. Контроль за техническим состоянием подъемников осуществляет Государственная инспекция «Саноатгеоконтехназорат». Ежегодно проводятся мониторинги состояния лифтов в жилых многоэтажках. Обслуживанием подъемников могут заниматься либо индивидуальные предприниматели, либо юридические лица, но исключительно по лицензиям. Чтобы повысить информационный и профессиональный уровень обслуживающего лифты персонала, руководителей ТЧСЖ и их ассоциаций, предусмотрено проведение семинаров, курсов.

Долгое время у товарищества не было альтернативы в выборе организации по обслуживанию лифтов. Несколько лет назад лед тронулся, появились первые частные фирмы, которые начали работать в этой сфере. Сегодня можно говорить о том, что в столице сформирован рынок услуг по обслуживанию лифтового оборудования. На нем действует более 40 специализированных организаций, обслуживающих подъемники по договору с ТЧСЖ. До недавнего времени монополия на обслуживание лифтов в жилых многоэтажках принадлежала тресту «Ташкентлифт». Отношения с товариществами часто складывались далеко не безоблачно. После его ликвидации было создано УП «Тошкентлифтхизмати», которое занято эксплуатацией более 1 000 подъемников на рыночных принципах. Жилищники отмечают наметившуюся конкуренцию на рынке обслуживания лифтового оборудования. Это значит, что у товариществ появилась альтернатива в выборе. Мониторинг 2013 года показал, что среди хозяйствующих субъектов, занятых в этой нише, есть нарушители установленного законодательства, работающие без лицензии. 14 таким бизнес-структурам было запрещено заниматься эксплуатацией подъемников до получения разрешительных документов.

 

 Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК

NORMA.uz


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.