Японцы наступают! Шигеру Бан – обладатель Притцкеровской премии 2014 года

26 марта 2014

Жюри Притцкеровской премии назвало «образцовым профессионалом» за деятельность во благо человечества японского архитектора Шигеру Бана. Вот уже 20 лет он занимается помощью пострадавшим от стихийных бедствий, причем эта деятельность включает в себя работу на месте катастрофы и активное сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями, что дает гораздо более ощутимый результат, чем исследования в тиши своей мастерской. 

Нельзя забыть и о благотворительности: Бан, родившийся в 1954 году, не только проектирует сооружения для пострадавших от стихии территорий, но и находит способ реализовать их без привлечения местных средств - силами студентов и при финансовой поддержке японских меценатов, как было с концертным залом в Аквиле.
Гуманитарная деятельность Шигеру Бана не была бы так успешна, если бы не сочеталась с экспериментальным подходом к проектированию. 

Широко известны его постройки из картонных труб, служащих несущей и ограждающей конструкциями: их легко и быстро возводить, трубы просто сделать водо- и огнеупорными, а затем, когда в этих временных постройках уже нет надобности, их легко переработать. И эта «устойчивость», максимально возможные экологичность и безотходность - еще одна черта работ Бана. По его словам, он строил согласно этому принципу еще 30 лет назад, когда бум «зеленой» архитектуры был далеко впереди.

Первый проект быстровозводимого и экологичного жилья для бездомных Бан разработал в 1994 году для лагерей беженцев в Руанде, а затем использовал эти наработки для создания убежищ для пострадавших от землетрясения, произошедшего в японском городе Кобэ в 1995 году.

В число других наиболее известных проектов Бана входят павильон Японии на всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере и филиал Центра Помпиду во французском Метце. Кроме того, по проектам Бана в пострадавших от землетрясений новозеландском Крайстчерче и итальянской Аквиле были созданы картонный собор и бумажный концертный зал соответственно. По проекту Шигеру Бана был построен временный павильон центра современной культуры «Гараж», открывшийся в парке Горького осенью 2013 года. Также в портфолио Бана - разнообразные виллы, офисные здания на деревянном каркасе, «Кочевой музей» из грузовых контейнеров, причем каждый из этих проектов дает очень смелый, но вполне рациональный ответ на пожелания заказчика и условия контекста.

Шигеру Бан - уже седьмой японский архитектор, удостоившийся Притцкеровской премии. До него лауреатами становились Кендзо Танге (1987), Фумихико Маки (1993), Тадао Андо (1995), Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава (SANAA) (2010) и Тойо Ито (2013). Положенные каждому обладателю «Притцкера» бронзовую медаль и денежный приз в 100 000 долларов Шигеру Бан получит на торжественной церемонии 13 июня 2014 в амстердамском Рейксмузеуме.

Японский павильон на EXPO 2010. Ганновер, Германия


Архитектурные критики называют Шигеру Бана «картонным мастером» за его стремление создавать здания из картона. Бумага занимает особую роль в истории японской архитектуре – из нее издавна делали стены в жилых домах. А Бан перенес эту традицию на современные реалии.

Одним из самых известных картонных архитектурных сооружений от этого автора стал японский павильон на Всемирной выставке 2000 года в Ганновере. По проекту Шигеру Бана там было построено здание длиной 72 метра. Уникальность этого объекта заключается в том, что он был создан из бумаги – павильон возвели из множества картонных труб, сложенных в сетчатую структуру.


Японский павильон на EXPO 2010. Источник фото: pfeifer.de


Церковь Такатори. Кобе, Япония


Идею создавать здания из картона Шигеру Бан начал реализовывать в 1995 году, когда сильное землетрясение разрушило значительную часть построек в японском городе Кобе, а под обломками железобетонных сооружений погибло огромное количество людей. Тогда архитектор предложил строить дома из картонных труб. Это, по задумке автора, должно было значительно удешевить и ускорить процесс строительства.

Невероятно, но японские власти в 1995 году позволили Бану реализовать эту идею в разрушенном Кобе. Тогда по его проекту было возведено из картона множество временных жилых домов. Но самым известным объектом подобного рода, да еще и дожившим до наших дней, стала Церковь Такатори.


Церковь Такатори. Кобе, Япония. Источник фото: Википедия


Впрочем, это все равно был временный павильон. В 2005 году его демонтировали и перевезли на Тайвань, который также сильно пострадал от землетрясения.

Картонный собор. Крайстчерч, Новая Зеландия


А в 2011 года землетрясение изрядно потрепало и Новую Зеландию. Одним из объектов, пострадавших во время этого стихийного бедствия, стал храм Иоанна Крестителя в городе Крайстчерт. Восстанавливать объект пригласили Шигеру Бана. И в августе 2013 года там была открыта новая церковь, получившая имя Картонный собор.


Картонный собор в Крайстчерче. Источник фото: patheos.com

Это огромное здание с разноцветным мозаичным фасадом было построено из излюбленного материала Бана – картонных трубок. Высота данного сооружения составляет 21 метр, а вместимость – 700 человек.


Картонный собор в Крайстчерче. Источник фото: shigerubanarchitects.com


Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Цюрих, Швецария


Впрочем, Шигеру Бан не гнушается и более привычных строительных материалов. К примеру, древесины. Правда, использует он их весьма необычным способом. В качестве наглядного примера тому можно привести штаб-квартиру швейцарской медиакорпорации Tamedia.


Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com

Это пятиэтажное здание создано из стекла и дерева без единого гвоздя и даже клея. Все деревянные балки соединены между собой посредством традиционного соединения типа зубчатой врубки.


Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com

Изначально Бан хотел сделать балки максимально тонкими и изящными, но швейцарские архитектурные регуляторы заставили мастера внести изменения в проект, опасаясь за сейсмическую и пожарную безопасность сооружения.


Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com

Штаб-квартира медиакорпорации Tamedia в Цюрихе имеет общую площадь помещений 9 тысяч квадратных метров. На ее возведение ушло более 2000 кубометров древесины – ели из австрийского региона Штирия.

Центр Помпиду-Мец. Франция


В 2010 во французском городе Мец открылся филиал Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду – первое отделение этого учреждения за пределами Парижа. И архитектором здания, в котором оно расположилось, стал Шигеру Бан.


Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru

Здание музея сразу же прозвали «новым архитектурным чудом Франции». Людей поразила его огромная изогнутая крыша площадью около 8 тысяч квадратных метров. Она сделана на основе деревянного каркаса, покрытого стеклотканью и тефлоном. А саму ее форму подсказала Бану традиционная шляпа китайского крестьянина, купленная мастером на блошином рынке в Париже.


Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru

Правда, уже в первую зиму чудесная крыша не справилась со снегом и проломилась сразу в двух местах.


Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru


Кочующий музей


Куда более прочен другой музей, спроектированный Шигеру Баном. И это парадоксально, ведь в отличие от здания в Меце, данное сооружение – временное. Оно создано для того, чтобы постоянно переезжать с места на место, из страны в страну.


Кочующий музей от Шигеру Бана. Источник фото: tomclowney.wordpress.com

Кочующий музей (Nomadic Museum) был создан для демонстрации выставки фотографий и фильмов Грегори Кольбера «Пепел и снег» («Ashes and Snow»). Он состоял из двух галерей общей площадью 5130 квадратных метров. Особенность этого здания заключается в том, что оно сделано из грузовых контейнеров, а потому его можно легко разобрать, перевезти через океан и собрать на новом месте.


Кочующий музей от Шигеру Бана. Источник фото: efimeras.tumblr.com

Впервые кочующий музей был представлен в 2005 году в Нью-Йорке. В 2006 он переехал в Калифорнию, в 2007 – в Токио, а в 2008 – в Мехико.

Дома и контейнеров и картона. Онагава, Япония


Шигеру Бан – это первый архитектор, к которому обращаются власти Японии после очередного природного катаклизма, когда нужно максимально быстро и дешево создать временные жилища для оставшихся без домов людей. Произошло это и в 2011 году, когда землетрясение и цунами смели с лица земли целые города, к примеру, прибрежный японский поселок Онагава в префектуре Мияги.


Дома и контейнеров и картона в Онагаве. Источник фото: inhabitat.com

В считанные месяцы после катастрофы по проекту Шигеру Бана в Онагаве было построено 189 двух и трехэтажных жилых домов, в качестве материалов для возведения которых архитектор использовал свои любимые грузовые контейнеры и картонные трубы.


Дома и контейнеров и картона в Онагаве. Источник фото: inhabitat.com

Конечно, это лишь временное жилье, где люди будут обитать до тех пор, пока японское правительство не построит для них нормальные дома.

Бумажный мост. Ремулан, Франция


Уверенность Шигеру Бана в надежности картонных труб в качестве строительного материала привела к тому, что он построил из него вполне функциональный пешеходный мост неподалеку от города Ремулан на юге Франции.


Бумажный мост от Шигеру Бана. Источник фото: shigerubanarchitects.com

Этот 20-метровый мостик расположен в пятистах метрах от знаменитого Понт-дю-Гар – самого высокого сохранившегося до наших дней древнеримского акведука. Бумажное сооружение своими формами вторит изогнутым аркам своего исторического предшественника.


Бумажный мост от Шигеру Бана. Источник фото: shigerubanarchitects.com

Бумажный мост от Шигеру Бана был создан при помощи 281 картонной трубки, соединенных металлическими креплениями. Общий вес конструкции – 7,5 тонн.

Притцкеровская премия 2014


«Шигеру Бан – это сама природа, которая не разрушает, а, наоборот, создает. Этот архитектор добровольно заботится о бездомных и обездоленных людях, пострадавших от стихийных бедствий. При этом можно отметить глубокое знание им своего предмета, высокую квалификацию и особый акцент на использовании передовых материалов и технологий в своей работе. Шигеру Бану свойственно безмерное любопытство, бесконечное стремление к инновациям, оригинальный подход и острая чувственность», - такими словами отметил творчество лауреата председатель жюри Притцкеровской премии при вручении награды.

Кстати, Шигеру Бан - это второй японский архитектор подряд, получивший Притцкеровскую премию. В 2013 году ее обладателем стал Тойо Ито. А в 2010 она также отправилась в Японию - к архитектурному дуэту SANAA.
Источник


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.