Жюри Притцкеровской премии назвало «образцовым профессионалом» за деятельность во благо человечества японского архитектора Шигеру Бана. Вот уже 20 лет он занимается помощью пострадавшим от стихийных бедствий, причем эта деятельность включает в себя работу на месте катастрофы и активное сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями, что дает гораздо более ощутимый результат, чем исследования в тиши своей мастерской.
Нельзя забыть и о благотворительности: Бан, родившийся в 1954 году, не только проектирует сооружения для пострадавших от стихии территорий, но и находит способ реализовать их без привлечения местных средств - силами студентов и при финансовой поддержке японских меценатов, как было с концертным залом в Аквиле.
Гуманитарная деятельность Шигеру Бана не была бы так успешна, если бы не сочеталась с экспериментальным подходом к проектированию.
Широко известны его постройки из картонных труб, служащих несущей и ограждающей конструкциями: их легко и быстро возводить, трубы просто сделать водо- и огнеупорными, а затем, когда в этих временных постройках уже нет надобности, их легко переработать. И эта «устойчивость», максимально возможные экологичность и безотходность - еще одна черта работ Бана. По его словам, он строил согласно этому принципу еще 30 лет назад, когда бум «зеленой» архитектуры был далеко впереди.
Первый проект быстровозводимого и экологичного жилья для бездомных Бан разработал в 1994 году для лагерей беженцев в Руанде, а затем использовал эти наработки для создания убежищ для пострадавших от землетрясения, произошедшего в японском городе Кобэ в 1995 году.
В число других наиболее известных проектов Бана входят павильон Японии на всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере и филиал Центра Помпиду во французском Метце. Кроме того, по проектам Бана в пострадавших от землетрясений новозеландском Крайстчерче и итальянской Аквиле были созданы картонный собор и бумажный концертный зал соответственно. По проекту Шигеру Бана был построен временный павильон центра современной культуры «Гараж», открывшийся в парке Горького осенью 2013 года. Также в портфолио Бана - разнообразные виллы, офисные здания на деревянном каркасе, «Кочевой музей» из грузовых контейнеров, причем каждый из этих проектов дает очень смелый, но вполне рациональный ответ на пожелания заказчика и условия контекста.
Шигеру Бан - уже седьмой японский архитектор, удостоившийся Притцкеровской премии. До него лауреатами становились Кендзо Танге (1987), Фумихико Маки (1993), Тадао Андо (1995), Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава (SANAA) (2010) и Тойо Ито (2013). Положенные каждому обладателю «Притцкера» бронзовую медаль и денежный приз в 100 000 долларов Шигеру Бан получит на торжественной церемонии 13 июня 2014 в амстердамском Рейксмузеуме.
Японский павильон на EXPO 2010. Ганновер, Германия
Архитектурные критики называют Шигеру Бана «картонным мастером» за его стремление создавать здания из картона. Бумага занимает особую роль в истории японской архитектуре – из нее издавна делали стены в жилых домах. А Бан перенес эту традицию на современные реалии.
Одним из самых известных картонных архитектурных сооружений от этого автора стал японский павильон на Всемирной выставке 2000 года в Ганновере. По проекту Шигеру Бана там было построено здание длиной 72 метра. Уникальность этого объекта заключается в том, что он был создан из бумаги – павильон возвели из множества картонных труб, сложенных в сетчатую структуру.
Японский павильон на EXPO 2010. Источник фото: pfeifer.de
Церковь Такатори. Кобе, Япония
Идею создавать здания из картона Шигеру Бан начал реализовывать в 1995 году, когда сильное землетрясение разрушило значительную часть построек в японском городе Кобе, а под обломками железобетонных сооружений погибло огромное количество людей. Тогда архитектор предложил строить дома из картонных труб. Это, по задумке автора, должно было значительно удешевить и ускорить процесс строительства.
Невероятно, но японские власти в 1995 году позволили Бану реализовать эту идею в разрушенном Кобе. Тогда по его проекту было возведено из картона множество временных жилых домов. Но самым известным объектом подобного рода, да еще и дожившим до наших дней, стала Церковь Такатори.
Церковь Такатори. Кобе, Япония. Источник фото: Википедия
Впрочем, это все равно был временный павильон. В 2005 году его демонтировали и перевезли на Тайвань, который также сильно пострадал от землетрясения.
Картонный собор. Крайстчерч, Новая Зеландия
А в 2011 года землетрясение изрядно потрепало и Новую Зеландию. Одним из объектов, пострадавших во время этого стихийного бедствия, стал храм Иоанна Крестителя в городе Крайстчерт. Восстанавливать объект пригласили Шигеру Бана. И в августе 2013 года там была открыта новая церковь, получившая имя Картонный собор.
Картонный собор в Крайстчерче. Источник фото: patheos.com
Это огромное здание с разноцветным мозаичным фасадом было построено из излюбленного материала Бана – картонных трубок. Высота данного сооружения составляет 21 метр, а вместимость – 700 человек.
Картонный собор в Крайстчерче. Источник фото: shigerubanarchitects.com
Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Цюрих, Швецария
Впрочем, Шигеру Бан не гнушается и более привычных строительных материалов. К примеру, древесины. Правда, использует он их весьма необычным способом. В качестве наглядного примера тому можно привести штаб-квартиру швейцарской медиакорпорации Tamedia.
Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com
Это пятиэтажное здание создано из стекла и дерева без единого гвоздя и даже клея. Все деревянные балки соединены между собой посредством традиционного соединения типа зубчатой врубки.
Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com
Изначально Бан хотел сделать балки максимально тонкими и изящными, но швейцарские архитектурные регуляторы заставили мастера внести изменения в проект, опасаясь за сейсмическую и пожарную безопасность сооружения.
Деревянная штаб-квартира корпорации Tamedia. Источник фото: designboom.com
Штаб-квартира медиакорпорации Tamedia в Цюрихе имеет общую площадь помещений 9 тысяч квадратных метров. На ее возведение ушло более 2000 кубометров древесины – ели из австрийского региона Штирия.
Центр Помпиду-Мец. Франция
В 2010 во французском городе Мец открылся филиал Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду – первое отделение этого учреждения за пределами Парижа. И архитектором здания, в котором оно расположилось, стал Шигеру Бан.
Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru
Здание музея сразу же прозвали «новым архитектурным чудом Франции». Людей поразила его огромная изогнутая крыша площадью около 8 тысяч квадратных метров. Она сделана на основе деревянного каркаса, покрытого стеклотканью и тефлоном. А саму ее форму подсказала Бану традиционная шляпа китайского крестьянина, купленная мастером на блошином рынке в Париже.
Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru
Правда, уже в первую зиму чудесная крыша не справилась со снегом и проломилась сразу в двух местах.
Центр Помпиду-Мец. Источник фото: archi.ru
Кочующий музей
Куда более прочен другой музей, спроектированный Шигеру Баном. И это парадоксально, ведь в отличие от здания в Меце, данное сооружение – временное. Оно создано для того, чтобы постоянно переезжать с места на место, из страны в страну.
Кочующий музей от Шигеру Бана. Источник фото: tomclowney.wordpress.com
Кочующий музей (Nomadic Museum) был создан для демонстрации выставки фотографий и фильмов Грегори Кольбера «Пепел и снег» («Ashes and Snow»). Он состоял из двух галерей общей площадью 5130 квадратных метров. Особенность этого здания заключается в том, что оно сделано из грузовых контейнеров, а потому его можно легко разобрать, перевезти через океан и собрать на новом месте.
Кочующий музей от Шигеру Бана. Источник фото: efimeras.tumblr.com
Впервые кочующий музей был представлен в 2005 году в Нью-Йорке. В 2006 он переехал в Калифорнию, в 2007 – в Токио, а в 2008 – в Мехико.
Дома и контейнеров и картона. Онагава, Япония
Шигеру Бан – это первый архитектор, к которому обращаются власти Японии после очередного природного катаклизма, когда нужно максимально быстро и дешево создать временные жилища для оставшихся без домов людей. Произошло это и в 2011 году, когда землетрясение и цунами смели с лица земли целые города, к примеру, прибрежный японский поселок Онагава в префектуре Мияги.
Дома и контейнеров и картона в Онагаве. Источник фото: inhabitat.com
В считанные месяцы после катастрофы по проекту Шигеру Бана в Онагаве было построено 189 двух и трехэтажных жилых домов, в качестве материалов для возведения которых архитектор использовал свои любимые грузовые контейнеры и картонные трубы.
Дома и контейнеров и картона в Онагаве. Источник фото: inhabitat.com
Конечно, это лишь временное жилье, где люди будут обитать до тех пор, пока японское правительство не построит для них нормальные дома.
Бумажный мост. Ремулан, Франция
Уверенность Шигеру Бана в надежности картонных труб в качестве строительного материала привела к тому, что он построил из него вполне функциональный пешеходный мост неподалеку от города Ремулан на юге Франции.
Бумажный мост от Шигеру Бана. Источник фото: shigerubanarchitects.com
Этот 20-метровый мостик расположен в пятистах метрах от знаменитого Понт-дю-Гар – самого высокого сохранившегося до наших дней древнеримского акведука. Бумажное сооружение своими формами вторит изогнутым аркам своего исторического предшественника.
Бумажный мост от Шигеру Бана. Источник фото: shigerubanarchitects.com
Бумажный мост от Шигеру Бана был создан при помощи 281 картонной трубки, соединенных металлическими креплениями. Общий вес конструкции – 7,5 тонн.
Притцкеровская премия 2014
Комментарии