ЗАМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ…

01 января 1970

 

 

В наше время трудно представить жизнь людей без лифтов, давно ставших привычным атрибутом многоэтажных зданий. По регламенту это сложное техническое устройство должно отвечать самым строгим требованиям безопасности, быть удобным и, что не менее важно, выглядеть эстетично. Не секрет, что не всегда встретишь в наших многоэтажках именно такой лифт. Гораздо чаще эксплуатируются давно отслужившие свой срок, морально и физически устаревшие подъемные механизмы.

«Заменить нельзя эксплуатировать» – расставить знаки препинания в этом предложении так же непросто, как и решить за короткий срок все проблемы, которые накопились за многие годы в лифтовом хозяйстве столицы. Около половины лифтов, установленных в жилых домах Ташкента, изношены и нуждаются в капитальном ремонте, примерно 25% из них выработали свой ресурс и нуждаются в срочной замене.

По официальной статистике, в многоэтажных домах столицы установлено 4763 подъемника, большая часть из них монтировалась несколько десятилетий назад и с тех пор давно исчерпала свои возможности. По техническому регламенту лифт может эксплуатироваться в течение 25 лет, после чего нужно либо производить капитальный ремонт, либо менять его на новый.

В связи с тем, что товарищества частных собственников жилья, отвечающие за техническое состояние лифтов, не имеют возможности осуществить дорогостоящие работы по их восстановлению или замене, была разработана государственная «Программа обновления и ремонта лифтов в многоквартирных жилых домах города Ташкента на 2010-2014 гг.».

Заказчиком по проведению замены лифтов выступило Ташкентское городское территориальное коммунально-эксплуатационное объединение (ТГТКЭО).

Согласно Жилищному кодексу и Закону «О товариществах частных собственников жилья» подъемники являются общим имуществом квартировладельцев в жилых многоэтажках. Поддержание их в исправном техническом состоянии, эксплуатация, замена, ремонт должны осуществляться ТЧСЖ. Поэтому принятая Программа – это огромная практическая помощь многоквартирному жилищному фонду, который находится в руках частных владельцев. Если учесть, что один подъемник обходится примерно в 55 млн сумов, а в доме требуется заменить 4 лифта, получается, что на одну высотку государство тратит более 200 млн сумов.

В соответствии с Программой по обновлению и ремонту лифтового оборудования в многоквартирных домах и предотвращению аварийных ситуаций, связанных с обслуживанием лифтов в столице было намечено заменить 785 лифтов и 1753 отремонтировать. Однако количество «проблемных» агрегатов со временем не уменьшается. Пока одни лифты меняют, другие неизбежно устаревают и переходят в разряд особо опасных. И это не пустые слова, достаточно вспомнить трагедию, случившуюся 1 сентября в одной из многоэтажек, расположенных неподалеку от рынка Аския, когда в неисправном лифте на глазах у родных погиб двенадцатилетний ребенок, пытавшийся выбраться из него. После случившегося большинство жителей соседних домов отказались пользоваться лифтами и до сих пор предпочитают подниматься в свои квартиры пешком. Тяжело, зато безопасно, ведь подобное ЧП может случиться в любой момент в любой другой многоэтажке. Аналогичный случай со смертельным исходом имел место и в прошлом году, когда в шахту лифта упала коляска с маленьким ребенком. Неужели печальная статистика будет увеличиваться? Люди удивляются – почему же программа замены лифтового оборудования до них так  и не дошла? Почему в домах, где лифты находятся в аварийном состоянии не производится их замена? Неужели лифт, срок службы которого перевалил уже за третий десяток и в котором ни разу не был произведен капитальный ремонт, отвечает современным требованиям безопасности?

По словам главного специалиста Ташкентского городского территориального коммунально-эксплуатационного объединения Алимджана Рахимова,  только в текущем году по плану, согласованному с министерством финансов, было необходимо заменить 140 подъемников. На сегодняшний день уже 119 лифтов смонтировано в жилых домах,  95 из них  прошли испытания, получили разрешение на эксплуатацию в Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат» и были сданы товариществам собственников жилья для использования. В настоящее время идут работы по установке еще 19  лифтов.

Арифметика несложная: 138 из 140 подъемных устройств в самое ближайшее время  начнут работать и это, как и то, что столичное лифтовое хозяйство не брошено на произвол судьбы, не может не радовать. Но если учесть тот факт, что на первом этапе «Программа обновления и ремонта лифтов» пробуксовала и в силу различных обстоятельств на сегодняшний день выполнено меньше половины от того, что было запланировано. На данный момент удалось заменить лишь 377 лифтов. Причиной затормозившей выполнение госпрограммы, по мнению Алимджана Мухамеджановича, стало то, что поставщиком лифтового оборудования был выбран «Самаркандский лифтостроительный завод». Однако в ходе реализации Программы неожиданно возникли трудности с поставками подъемников, комплектующих изделий, запчастей и материалов. В результате произошло отставание от установленных объемов и сроков. В 2010 и 2013 гг. Самаркандский лифтостроительный завод не смог осуществить поставку ни одного лифта. Таким образом, в2010 г., когда еще уточнялись параметры Программы, не было установлено ни одного лифта, хотя было запланировано 75. В2011 г.  по графику надо было заменить 177 подъемников, а установили 50. В2012 г. – намечено было поменять 177 лифтов, а фактически было заменено  116.

«В связи с тем, что Самаркандский лифтостроительный завод в силу сложившихся экономических условий не смог в рамках Программы в дальнейшем обеспечивать нас необходимым количеством подъемников, было принято решение о приобретении лифтов у других производителей», –рассказал Алимджан Мухамеджанович.

«Кроме Самаркандского завода, выпуском подъемников в республике занимаются СП «TOSHAFUS» и СП ОАО «Электроаппарат — Электрощит». Были самым тщательным образом изучены технические параметры  лифтового оборудования, которое выпускается на этих предприятиях и цены на их продукцию. Если лифт Самаркандского завода стоил около 40 млн сумов, то у «TOSHAFUS» – 55,6 млн сумов, «Электроаппарат» предлагал его за 79 млн сумов, у  китайских производителей цена составляла 53 млн сумов. В результате был заключен договор с СП «TOSHAFUS», которое не только поставляет комплектующие, но и осуществляет сборку и установку лифтов. Также монтаж подъемников в столице осуществляют еще 5 специализированных организаций, выбранных ТГТКЭО на конкурсной основе.

Если при установке новых лифтов производства Самаркандского лифтостроительного завода были случаи, когда жильцы многоэтажек просили вернуть им обратно их старые подъемники (в частности в доме по улице Бобура, 46 собственники жилья были недовольны своим новым лифтом), сейчас таких примеров нет, потому что продукция СП «TOSHAFUS» отвечает всем современным требованиям, они и безопасны, и удобны в использовании, и имеют привлекательный дизайн.

В связи с тем, что «Программа обновления и ремонта лифтов в многоквартирных жилых домах города Ташкента» не может быть выполнена, в запланированном объеме, в установленный срок был разработан проект постановления, по которому ее планируется продлить еще на десять лет. За это время должны будут заменить еще 2883 лифта так, что со временем все устаревшее лифтовое оборудование будет заменено на новое, современное.

За время реализации Программы нам пришлось столкнуться с еще одной проблемой, – продолжает рассказ Алимджан Мухамеджанович. – Это нехватка запасных деталей, механизмов и комплектующих. В условиях дефицита комплектующих встречаются факты хищений, когда нечистые на руку ремонтники снимают детали с одного лифта, продают их или используют в другом. Чтобы исключить подобные явления и иметь необходимые запчасти, в рамках Программы обсуждалась возможность открытия специализированного магазина запчастей. Но пока что это реализовать не удалось. Была также идея создания обменного фонда, когда старые демонтированные лифты предложили не оставлять ТЧСЖ, а передавать их специализированным организациям, которые бы проводили  выбраковку комплектующих. Те детали, которые еще можно использовать пошли бы на ремонт других лифтов. Однако во многих ТСЧЖ предложенную идею не оценили, заявив, что старый лифт является их собственным имуществом, которое они никому отдавать не собираются. Конечно, не совсем понятно, зачем им нужна эта груда металла, когда у них есть новый современный лифт, который будет работать в ближайшие 25 лет без особых проблем и поломок. В то время как в тех домах, где пока замена лифта не осуществляется, ТСЖ, производя мелкий и текущий ремонт, нуждаются в запчастях и ломают голову, где достать вышедшие из строя механизмы или перегоревший двигатель. Если бы мы имели такой обменный фонд, то проблема с запчастями была бы частично решена, нуждающиеся получали бы их на безвозмездной основе, оплачивая лишь работу мастера.

Еще одна большая проблема, которая актуальна на сегодняшний день – это то, что многие товарищества собственников жилья из-за нехватки средств или из экономии отказываются от услуг специалистов по обслуживанию лифтов. В настоящее время в Ташкенте 1435 многоэтажных жилых дома, в которых 4763 лифта. До недавнего времени у товариществ не было альтернативы в выборе организации по обслуживанию лифтов, был лишь «Ташкентлифт», который не всегда справлялся с возложенными на него задачами по организации бесперебойной работы подъемников во всех жилых домах столицы. После его ликвидации было создано УП «Тошкентлифтхизмати». Сейчас у ТСЧЖ довольно большой выбор фирм и компаний, предоставляющих услуги по обслуживанию лифтового оборудования. На рынке действует 71 специализированная организация, оказывающая услуги по эксплуатации и ремонту лифтового оборудования и несущая ответственность за безопасность 3622 подъемников, а оставшиеся еще 1141 лифта находятся в ведении самих ТЧСЖ. Товарищества отказываются пользоваться услугами специалистов заявив, что теперь они хозяева домов и будут работать так, как им выгодно. Кроме того, были уволены даже те лифтеры, которые на момент создания ТСЧЖ имелись в высотных домах. По сути, эти лифты остались безнадзорными. Часть товариществ аннулировала  договоры на техническое обслуживание лифтов со специализированной организацией и приняла в свой штат каких-то работников по ремонту лифтов со стороны. Другие в частном порядке, договариваются с лифтерами, которые осуществляют текущий ремонт оборудования, но не проводят при этом обязательного технического освидетельствования лифтов, поверок и не несут никакой ответственности за свои действия. Третьи в случае поломки лифта обращаются к частникам, непрофессионалам, не имеющим ни запчастей, ни опыта, ни лицензий. Такая экономия недопустима и может привести к авариям и несчастным случаям при эксплуатации пассажирских лифтов как жильцами, так и неквалифицированными работниками, которые не могут обеспечивать безопасную эксплуатацию подъемных устройств, но на свой страх и риск этим все же занимаются. Экономя таким образом деньги, председатели подобных ТСЧЖ подписывают  трагический приговор своим жителям. В народе говорят, если даже хочешь зарезать воробья, пусть эту работу выполнит мясник. Что уж говорить о таком сложном техническом сооружении как лифт, разве можно доверять его дилетантам?! Случившаяся недавно трагедия, когда в лифте погиб двенадцатилетний мальчик как раз пример такого «рачительного» использования средств. Председатель товарищества посчитал, что вполне можно обойтись собственными силами и отказался от услуг специализированных организаций, имеющих лицензию на обслуживание лифта, что и привело к таким трагическим последствиям», – считает Алимджан Мухамеджанович.

У Альфреда Хичкока есть произведение «Лифт, идущий в ад». Кульминацией сюжета является момент, когда кабина вдруг срывается и на бешеной скорости несется вниз. Чтобы фантазия автора так и остались на бумаге, а не стала правдой жизни и председателям ТСЧЖ и  собственникам квартир необходимо, наконец, понять, что они сами несут ответственность за свое собственное имущество. Никому не приходит в голову исписывать стены у себя дома, ломать и крушить мебель, поджигать бытовую технику. Почему же кабины лифтов варварски крушат, превращают в отхожие места, поджигают кнопки вызова, оскверняют нецензурщиной, возят грузы и стройматериалы, мебель и крупную бытовую технику,  несмотря на то, что лифты предназначены исключительно для перевозки людей. Почему мы не задумываемся, прежде чем испортить стенку лифта, о том, что это и наша собственность тоже?

Ни одна государственная программа не сможет решить всех проблем с лифтовым хозяйством, пока до сознания каждого из нас не дойдет, что это наш лифт и нам его беречь, а пока это не произойдет – лифтовое хозяйство будет пребывать в столь плачевном состоянии.

Вероника Синягина.

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.