01 января 1970
В декабре 2014 года независимая международная инженерно-дизайнерская компания ARUP опубликовала доклад-прогноз под названием «Будущее скоростных шоссе». В ближайшие десятилетия, говорится в докладе, количество машин на дорогах мира будет ежегодно увеличиваться на 3%. И большинство из этих авто помчатся по городским дорогам, поскольку к 2050 году 75% населения Земли будет жить в городах.
Дорогам в их нынешнем состоянии не справиться с возрастающими потоками транспорта. Необходимы качественные изменения. И они не заставляют себя ждать.
Да будет свет!
Согласно прогнозу ARUP, в ближайшие 30-35 лет нас ждут почти немыслимые для современного человека инновации. Например, бетон, использующий специальную бактерию для «самозалечивания» трещин. А как насчет дорожного покрытия в виде гигантских солнечных батарей, способных беспроводным путем заряжать автомобили во время их движения, или применения светодиодных нагревательных элементов для борьбы с оледенением дорог? Несмотря на всю фантастичность этих и подобных замыслов, некоторые из них начинают воплощаться уже сегодня.
Например, разработчики из Нидерландов в рамках проекта «Умное шоссе» предлагают светящуюся в темноте разметку дорог. Разноцветные линии, нанесенные изобретенной голландцами фотолюминесцентной краской, с наступлением вечера сами начинают светиться. Кроме того, в состав краски входит компонент, реагирующий на изменение температуры. Если она опускается ниже нуля (а значит, дорога становится скользкой), на ней появляются символы в виде белых снежинок, предостерегающие водителей. В качестве пилотного проекта такая разметка уже сделана на одном из шоссе на юге страны, неподалеку от границы с Бельгией. Недавно к разработчикам обратился министр инфраструктуры Нидерландов (в правительстве этой небольшой страны есть и такая должность!) с просьбой произвести светящуюся разметку еще одного шоссе.
Аналогичную идею использовали для своего проекта британские специалисты. В прошлом году они предложили светящееся дорожное покрытие, днем аккумулирующее энергию, а ночью — ее отдающее. По описанию авторов изобретения, чем темнее ночь, тем ярче светится дорожное покрытие, а с рассветом оно, наоборот, тускнеет. Разработанное англичанами покрытие может быть использовано на любых твердых поверхностях, включая бетон, асфальт и даже дерево. Оно чрезвычайно удобно в работе: на покрытие новинкой 150 кв. м площади уходит всего полчаса. Пока инновационную разработку можно увидеть лишь на одном шоссе в университетском городке Кембридже, но с авторами проекта уже ведутся переговоры об аналогичной обработке других дорог туманного Альбиона.
Применение богатых возможностей солнечной энергии лежит и в основе ряда инфраструктурных проектов последнего времени, предложенных инженерами европейских стран. Помимо экономии средств, удобства использования и повышения уровня безопасности, такие разработки преследуют цель максимально снизить вредные выбросы в атмосферу. Солнечные батареи уже установлены вдоль некоторых скоростных шоссе в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австрии и Франции.
Департамент транспорта штата Орегон в партнерстве с отделением компании General Electric еще несколько лет назад осуществил в г. Портленде первый в США проект с использованием фотоэлектрического эффекта для освещения шоссе. А группа разработчиков проекта «Солнечные дороги» из штата Айдахо сумела собрать более $2 млн, чтобы начать выпуск солнечных панелей, по которым можно не только ходить, но и ездить на автомобилях. Такими панелями легко «выстлать» любое шоссе и близлежащие парковки, на которых, кстати, с помощью фотоэлектрических элементов можно будет заряжать электромобили.
Разумеется, уже есть немало скептиков, которые встречают подобные проекты с недоверием: как это — ездить на машинах по хрупким солнечным панелям? Но авторы проекта отвечают им так: панели были протестированы независимой комиссией, и оказалось, что они способны выдержать вес до 115 тонн, то есть им не страшна нагрузка даже самых тяжелых автофур.
Теперь мороз дорогам нипочем
Голландский производитель лакокрасочных материалов AkzoNobel недавно предложил состав Ecosel Asphalt Protection — для обработки поверхности дорог в зимнее время с целью предотвращения их оледенения. Ecosel значительно замедляет скорость замерзания воды в пористой асфальтовой поверхности. Состав не допускает повторяющегося процесса замораживания-размораживания, который способствует разрушению дорожного покрытия.
По расчетам исследователей компании, замерзая в асфальте, вода расширяется до 9% своего объема. Использование нового состава на 50% сокращает ущерб дорогам от мороза. К тому же Ecosel, естественно, способствует уменьшению пробок, сокращает время и расходы на чистку дорог и повышает их безопасность. Помимо местных дорожных служб новым составом уже заинтересовались в Дании, Швеции и Австрии.
Две британские компании, Carbon Trust и Lafarge Tarmac, провели успешное тестирование своего недавнего изобретения — энергосберегающего дорожного покрытия, которое в течение ближайших 10 лет, после завершения трехлетнего испытательного срока, даст экономию в дорожном строительстве свыше $70 млн. Новый проект основан на использовании при строительстве дорог низкотемпературного асфальта. Он снизит расход энергии и примерно на 40% сократит вредные выбросы в атмосферу — такой эффект можно сравнить с уменьшением выбросов, которые производят порядка 345 тыс. автомобилей. Сейчас главная задача — широко внедрить новую технологию, которую уже поддержали Департамент энергетики и климатических изменений, а также Департамент инноваций бизнеса.
Без господдержки не обойтись
Разумеется, новые проекты в дорожном строительстве и их внедрение требуют целенаправленной государственной политики, предусматривающей выделение значительных средств на развитие транспортной инфраструктуры. В той же Великобритании в ноябре 2014 года был обнародован правительственный план «Стратегия инвестиций в развитие дорог», по которому на дорожное строительство будет выделено 15 млрд фунтов стерлингов (около $23,2 млрд). А министр транспорта Патрик Маклафлин заявил: «Дороги — это ключ к процветанию страны».
Не отстают от англичан и другие страны. Так, накануне Нового года правительство Индии объявило о намерении построить подземную кольцевую дорогу между городами Мумбаи и Сурат. Одна из секций дороги будет соединена с портом Мумбаи на восточном побережье. Стоимость грандиозного проекта составит $14,2 млрд.
В ближайшие 10 лет правительство Новой Зеландии намерено инвестировать в наземную транспортную систему страны порядка $30 млрд. В первую очередь средства будут выделены на развитие региональной дорожной сети в целях улучшения работы общественного транспорта и повышения безопасности дорог.
Правительство Нигерии выделило на дорожное строительство $183 млн. В частности, на эти деньги будут реконструированы 17 уже существующих дорог и построен ряд новых. В ближайшее время правительство Нигерии намерено обратиться к Китаю с просьбой о крупном займе для развития дорожной инфраструктуры страны.
В самой Поднебесной в конце 2014 года анонсировано ускоренное строительство единой сети автомобильных и железных дорог, проходящей через всю страну. Для воплощения проекта в жизнь китайское правительство намерено выделить $16,3 млрд. Эта сеть станет частью объявленного ранее проекта создания «Экономического пояса Шелкового пути», предусматривающего, в частности, развитие в ближайшие годы единой транспортной инфраструктуры более чем 20 азиатских стран.
Ирина ТЕМИНА
Источник
Комментарии