Как меняется архитектура Северной Кореи

01 января 1970
Фото: instagram.com/ollywainwright
Фото: instagram.com/ollywainwright ©

Северокорейский лидер Ким Чен Ын объявил новую архитектурную эпоху. Соединяя в себе страсть к монументальности и верность традициям, она сулит немало радостей немногочисленным представителям среднего класса, а всем прочим обещает увлекательное погружение в социалистическую сказку.

В жизни Северной Кореи не так много аспектов, подверженных переменам. И если что-то и меняется, то исключительно с одобрения властей. Как выяснил корреспондент The Guardian Оливер Уэйнрайт, не стала исключением и местная архитектура: северокорейский лидер Ким Чен Ын объявил новую архитектурную эпоху. Впрочем, наступила она пока только в Пхеньяне с его иллюзией процветания, высокими темпами строительства и периодическими казнями архитекторов.

После разрушительных американских бомбардировок в 1951 году Пхеньян был восстановлен практически с нуля. Строительство «большого сада архитектуры Чучхе» достигло своего пика в 1980-е годы благодаря финансовой поддержке СССР: именно тогда начали возводить треугольную гостиницу Рюген с пятью вращающимися ресторанами на вершине, не достроенную по сей день. Тем не менее, с тех времен в Пхеньяне остались соцреалистические по духу постройки, сочетающие монументализм и милитаризм, визуальные образы сталинского ампира и корейский фольклор.

«Архитектурная эпоха» Ким Чен Ына сохраняет верность традиции, но все же по-иному: во-первых, стройки ведутся на деньги уже китайских инвесторов, а во-вторых, большое внимание стало уделяться индустрии развлечений. Если во всем мире северокорейского лидера знают по частым ядерным угрозам и безжалостным расстрелам неугодных, на родине у него репутация мудрого строителя, в том числе и современных сооружений для немногочисленного среднего класса страны. Пока большая часть КНДР страдает из-за засухи, перебоев с электричеством и нехватки продовольствия, в Пхеньяне появился народный парк развлечений Рунгна с полем для гольфа, аттракционами, бассейном, кинотеатром и дельфинарием. Другое столичное новшество - аквапарк Мунсу, визит в который также может себе позволить исключительно столичная элита.
Фото: instagram.com/ollywainwright
Фото: instagram.com/ollywainwright
Корейский Манхэттен
«Пхеньхэттен», новые небоскребы на улице Чханчон.
«Давайте ворвемся в золотой век строительства», - гласит один из 310 выпущенных правительством на этот год лозунгов. Наиболее заметным подтверждением этого намерения является появившийся недавно комплекс из восемнадцати 47-этажных башен на улице Чханчон, которые иностранцы уже окрестили Пхеньхэттеном. В золотой век строительства северокорейский лидер призывает рваться реактивными темпами, поэтому новые высотки в Пхеньяне появляются меньше, чем за год. У такой стратегии, впрочем, есть свои минусы: в прошлом году 23-этажный жилой дом рухнул во время строительства, в результате чего погибли десятки, а то и сотни уже перебравшихся в него жителей. Замминистра строительства Чхве Ён Гон, судя по сообщениям южнокорейских СМИ, тогда казнили. Рассказывают, что этой участи не удалось избежать и главному архитектору аэропорта Пхеньяна Ма Вон Чуну, чей проект не понравился Ким Чен Ыну, потому что «в нем не была учтена идея партии об архитектурной красоте, так необходимая для сохранения национальной идентичности». Новый архитектор задачу понял лучше: крыша открытого в прошлом году терминала имеет форму традиционного корейского шатра, а его фасад украшен изображениями древних национальных символов - белого тигра и синего дракона.
Фото: instagram.com/ollywainwright
 
Фото: instagram.com/ollywainwright    
Аквапарк Мунсу
Аквапарк Мунсу - столичное развлечение для богатых корейцев.
Другой лозунг - «Давайте превратим страну в социалистическую сказку». Ощущение детской сказки действительно появляется, если обратить внимание на обилие розовых, голубых, светло-желтых и персиковых оттенков как в новой архитектуре, так и в отреставрированных интерьерах построек 80-х. Оливер Уэйнрайт предполагает, что выбор цветовой гаммы сделан осознанно для создания образа беззаботного процветания в стране, где большая часть населения живет за чертой бедностью, а новые здания возводят силами многочисленных заключенных.
Фото: instagram.com/ollywainwright
Фото: instagram.com/ollywainwright  
Брутализм
В застройке 80-х преобладает брутализм
Фото: instagram.com/ollywainwright
Фото: instagram.com/ollywainwright ©
Виноград в метро
Люстры в форме винограда на одной из станций метро Пхеньяна.

Фото: instagram.com/ollywainwright ©
Жилой комплекс
Новые жилые дома Пхеньяна. Власти призывают архитекторов отражать в своих проектах традиционные мотивы.
Фото: instagram.com/ollywainwright
Фото: instagram.com/ollywainwright  
Гостиница Корё
Гостиница Коре, построенная в 1985 год под надзором Ким Ир Сена, в окружении пастельных высоток современного Пхеньяна.

Фото: instagram.com/ollywainwright ©

Новые высотки
Вездесущий розовый цвет, по мнению архитектурного критика The Guardian, укрепляет инфантильную веру в благополучие.
Фото: instagram.com/ollywainwright ©
Гостиница Рюген
Недостроенная треугольная гостиница Рюген
Фото: instagram.com/ollywainwright ©
Площадь Ким Ир Сена
Советский модерн в сочетании с корейской традицией крыши-пагоды.
Источник


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.