17 декабря 2015
Новый Год в Узбекистане отмечают два раза в год. Первый раз по европейскому стилю – 1 января, а второй 21 марта. Оба этих дня являются выходными.
С вхождением территорий Узбекистана наряду с землями Центральной Азии в Русскую колонию и в частности после революции 1917 года было начато введение григорианской календаря, что послужило причиной празднования Нового года по Европейским обычаям.
В России григорианский календарь введён в 1918 году: в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. То есть в ряде стран, как и в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было.
Новый год 1 января в Узбекистане это больше светский праздник, отмечаемый с советских времён с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всём мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз – его называют Корбобо и своя Снегурочка – её именуют Коркиз. Вместо оленей – Ослик. На главной площади Ташкента, которая называется Мустакиллик, устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы, продаются маски, ёлочные игрушки и подарки.
Специально для нового года особых блюд у нас нет. Но мы любим встречать Новый год, поэтому готовим все самое вкусное. Обязательно делаем нарын. Для новогоднего стола в Узбекистане принято готовить сложные блюда. Плов же считается простым и не подходит для такого большого праздника. Например, мясо для нарына надо сушить неделю, прежде, чем готовить. Конину нужно щедро смазать зирой и оставить темном, но в хорошо проветриваемом месте. Мясо получается фактически сырокопченым.
В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то Новый год будет счастливый.
Многие в Узбекистане пока часы отсчитывают наступление нового года, стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполняет этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится.
По другой счастливой примете, пришедшей из европы, следует разбить все старые, треснутые керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.
В день весеннего равноденствия 21 марта в Узбекистане празднуют еще один Новый год, который привязан к естественным природным условиям континента и реальным астрономическим событиям. Праздник знаменует радостное пробуждение природы после зимы, когда земледельцы начинают посевные работы.
Происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. Навруз или Ноуруз (Наурыз, Неуроз и т.д) переводится как «новый день». В этот день древние персидские цари надевали на голову корону, изображающую картину солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые дары подданным. Позже «весенний» Новый год стал популярным у большинства народов Центральной Азии, не только ираноязычных, но так же тюркских, испытавших на себе влияние зароастрийской культуры.
В отличии от европейского Нового года, Навруз по традиции празднуют днем, но так же обязательно в семейном кругу. Самый главный день праздника – первый, 21 марта. В последующие тринадцать дней в Узбекистане ходят в гости, посещают родственников, покупают и сажают саженцы молодых фруктовых деревьев, встречаются веселыми компаниями на лоне весенней природы.
В Узбекистане верят, что дела, сделанные человеком во время 13-ти дней Навруза, будут делаться им весь год. Поэтому принято ни с кем не советоваться в эти дни, прощать друг другу долги, жить со всеми в мире.
Согласно народным поверьям, очень много в этот праздник зависит от прихода в дом первого человека. Первый гость нового года должен обладать тихим и добрым характером, с хорошим чувством юмора, с добрым именем и репутацией, а самое главное – иметь «счастливую ногу», то есть приносить в дом удачу.
Еще с древних времен в Узбекистане на Навруз устраивались большие народные гуляния, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Многие традиции дожили и до сегодняшних дней.
Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане, остается новогоднее угощение «сумаляк» – кушанье, приготовленное на дровяном огне из муки и проращенных зерен пшеницы, иногда с добавлением пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье.
После празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов.
Комментарии