01 января 1970
Небольшие магазинчики или офисы по оказанию услуг – именно так традиционно воспринимается деятельность индивидуального предпринимательства. Могут ли они шагнуть дальше и стать серьезными игроками во внешнеэкономической сфере, экспортируя материалы, товары и услуги за пределы Узбекистана?
Внешнеэкономическая деятельность: кто ей может заниматься?
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в этой сфере, – Закон «О внешнеэкономической деятельности» (от 26.05.2000 г. № 77-II).
Он определяет понятие, принципы и направления внешнеэкономической деятельности, субъект и объект ВЭД, права и обязанности субъектов, полномочия органов госвласти и управления в этой сфере и т.д.
В частности, нормой статьи 3 Закона определено, что под ВЭД понимается деятельность юридических и физических лиц Узбекистана, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.
Итак, вышеприведенная норма закрепляет, что внешнеэкономической деятельностью вправе заниматься юрлица, зарегистрированные в Узбекистане, а также физлица, имеющие постоянное место жительства на территории республики и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
С полным текстом Закона «О внешнеэкономической деятельности» и другими НПА, которые будут упоминаться в этой публикации, можно ознакомиться, став пользователем ИПС «Законодательство Республики Узбекистан». Программный продукт уже стал незаменимой «настольной книгой» и важным инструментом в работе для руководителей и бухгалтеров множества компаний Узбекистана.
О требованиях к экспортным операциям
Совершенно очевидно, что одним из основных направлений ВЭД является внешнеторговая деятельность (статья 9). Согласно части 2 статьи 11 Закона она осуществляется путем экспорта и импорта товаров, работ (услуг). Однако Закон не определяет формальные требования, наличие которых необходимо для осуществления экспортно-импортных операций. Чем же руководствоваться?
За дополнительными разъяснениями редакция портала Norma.uz обратилась в Торгово-промышленную палату, которая, рассмотрев обращение, сообщает следующее – ответ на данный вопрос находится в подзаконных актах.
Положение пункта 2.1. Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (от 3.11.1999 г. № 834) устанавливает, что «экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории без обязательства их обратного ввоза. Вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных законодательством».
При таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, представляются документы согласно постановлению Кабмина «Об утверждении Перечня документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций» (от 20.07.2015 г. № ПК-197).
В соответствии с этим нормативно-правовым актом, экспортеру необходимо наличие следующих документов при таможенном оформлении товаров, вывозимых в таможенном режиме «Экспорт»:
- контракт (договор, соглашение), кроме биржевых контрактов, зарегистрированный в соответствующих уполномоченных органах;
- ГТД, за исключением случаев декларирования товаров путем заполнения пассажирской таможенной декларации в установленном законодательством порядке;
- транспортные (накладная в зависимости от вида транспорта) и товаросопроводительные (инвойс) документы.
Что пропустят без контракта?
Законодательством все-таки допускаются случаи пропуска за пределы Узбекистана без контрактов товаров, не являющихся объектами купли-продажи или мены. К ним относятся:
- расходуемые образцы товаров;
- расходуемые товары;
- рекламные материалы и сувениры;
- товары, предназначенные для представительских целей.
Выпуск таких товаров производится на основании письменных заявлений лиц, перемещающих их, по решению начальника управления Государственного таможенного комитета, в зоне деятельности которого осуществляется перемещение товаров (п. 2.3. Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации).
Надо учесть и пункт 3 Положения о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты в зарубежных странах1. Он регламентирует, что вывоз экспортерами товаров в адрес предприятий за рубежом осуществляется в таможенном режиме экспорта... на бесконтрактной основе (образцы товаров, а также имущество для собственных нужд, поставляемые в адрес предприятий за рубежом) в соответствии с законодательством. Напомним, что деятельности торговых представительств Узбекистана за рубежом была посвящена одна из наших публикаций.
Подробные рекомендации по составлению внешнеэкономического контракта с учетом национального законодательства и международных норм, а также описание таможенных режимов, процедур таможенного оформления, информацию о товарах, ввоз-вывоз которых допускается при наличии специальных сертификатов, лицензий и разрешений, можно найти в ЭСС «Экспортно-импортные операции» – еще одном электронном продукте, выпускающемся под брендом «Norma». Там же содержатся детальная информация о таможенных платежах с примерами расчетов и отражения в бухучете; информация о льготах по таможенным платежам; разъяснения по учету и налогообложению вэд-операций для всех категорий налогоплательщиков. На конкретных примерах показаны расчеты, бухгалтерские проводки и налоговые последствия. Прежде чем решиться купить эту программу, можно ознакомиться с ней, скачав демо-версию.
Запреты и ограничения при экспорте товаров из Узбекистана
Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен, содержится в Указе Президента «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» (от 10.10.1997 г. № УП-1871). Этот перечень условно можно подразделить на две группы:
- товары, категорически запрещенные к экспорту:
скот, птица; рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; мясо и пищевые мясные субпродукты; сахар; предметы старины (картины, скульптуры и прочее), представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность (по заключению Министерства по делам культуры и спорта).
- товары, экспорт которых возможен на основании решений Президента или Правительства:
хлебобулочные изделия (кроме мучных кондитерских изделий, пирожных, печенья, сухарей, гренок и аналогичных обжаренных продуктов собственного производства); мука, крупа; пшеница; пищевые субпродукты домашней птицы; растительные масла; кожевенное сырье (включая нестандартное), пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое (включая нестандартное); лом и отходы цветных металлов; коконы шелкопряда, пригодные для размотки; шелк-сырец (некрученный); отходы, обрезки и скрап из полиэтилентерефталата (ПЭТ); отходы шелковые (включая коконы, не пригодные для размотки, отходы коконной нити и разрыхленные отходы).
Как отмечается в разъяснениях ТПП, на основании всех вышеизложенных положений и требований законодательства можно прийти к однозначному выводу: чтобы осуществлять экспортные операции необходимо наличие контракта (договора, соглашения).
по запросу работала
Саида ДЖАНИЗАКОВА, наш корр.
______________
1 Утверждено постановлением Кабинета Министров от 9.08.2005 г. № 189.
norma.uz
Комментарии