За срубленное дерево ответственности не избежать

01 января 1970

 

В последние годы жители нашей страны часто жалуются на рубку и повреждения деревьев. Такие обращения очень важно подавать в компетентный специализированный орган. О положительном опыте обычной жительницы столицы – в нашей публикации.

 

 

Ситуация. На территории государственного детского сада было срублено многолетнее дерево (чинара), которое давало много тени. Дереву было больше 70 лет, абсолютно здоровое, оставшийся пень целый, без единой червоточины. Теперь детская площадка оказалась на солнцепеке. Когда я, жительница района, зашла выяснить, по какой причине оно срублено и есть ли на то разрешение, заведующая детсадом сначала пыталась обмануть, говоря, что оно было больное. Однако ни справок, ни разрешения не показала. Потом сказала, что я посторонний человек и это не мое дело. Я, мои дети ходили в этот детсад, всю жизнь живем в соседнем доме, поэтому не могу остаться равнодушной. Есть ли законные способы вмешаться и как-то воздействовать на заведующую?

 


КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА

 

Права граждан в сфере экологии

 

Согласно ст. 55 Конституции Узбекистана земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы – это общенациональное богатство, подлежащее рациональному использованию, и охраняемое государством.

 

Одним из важнейших законодательных актов, защищающих наши общенациональные права в этой сфере, – Закон «Об экологическом контроле» от 27.12.2013 г. (далее – Закон).

 

В соответствии со ст. 6 Закона основные направления государственной политики в области экологического контроля – создание благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья граждан, формирование и развитие системы экологического контроля.

 

 

Объектами экологического контроля являются: 

 

- земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;

 

- природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;

 

- деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан (ст. 7 Закона).

 

Согласно ст. 8 Закона субъектами экологического контроля, помимо госорганов и хозяйствующих субъектов, являются  органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане.

 

У каждого гражданина нашей страны есть право:

 

участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

 

осуществлять наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 

 

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

 

информировать специально уполномоченные госорганы, органы госвласти на местах, государственного и хозяйственного управления, хозяйствующие субъекты, органы самоуправления граждан о выявленном им факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 

 

обращаться в соответствующие органы и получать информацию о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере; 

 

участвовать в проведении изучения общественного мнения в этой сфере и в заслушивании отчетов руководителей соответствующих органов госуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории (ст.17 Закона).

 

Таким образом, заведующая детсадом совершенно не права, указывая, что рубка дерева на территории детского сада не постороннего человека дело. Мы все и каждый гражданин в отдельности имеем право жить в экологически чистом городе, дышать чистым атмосферным воздухом, который нам дает растительный мир.

 

Согласно пункту 1 ст. 19 Закона «О собственности в Республике Узбекистан» от 31.10.1990 г. растительный мир находится в исключительной собственности Республики Узбекистан.

 

Следовательно, все деревья, растущие на территории государственного детсада, являются собственностью государства, и каждый гражданин вправе осуществлять экологический контроль на правах, предоставленных ему законом.

 

Действия жительницы по обращению к ответственному должностному лицу (заведующей детским садом) за получением информации о причине рубки дерева и наличии разрешения на это абсолютно правомерны.

 

Кроме того, речь идет о здоровой экологической обстановке в ДЕТСКОМ саду. Экологи признают, что наиболее подвержены негативному влиянию загрязненного атмосферного воздуха дети до 14 лет.

 

 

В какой компетентный орган обращаться


Есть много госорганов и негосударственных организаций, куда можно обратиться, – прокуратура, суд, Государственный комитет по охране природы, хокимият, махалля, Международный фонд «Экосан», Экологическое движение Узбекистана и др.

 

Но самым эффективным действием будет обращение в специально уполномоченный госорган в области экологического контроля. Перечень таких органов содержится в ст. 11 Закона. Однако надведомственным и координирующим органом, осуществляющим госконтроль и межотраслевое управление в области охраны природы, использования и воспроизводства природных ресурсов, определен именно Госкомитет по охране природы (далее – Госкомприроды)1.

 

Именно Госкомприроды контролирует состояние экосистем, естественного генофонда, биологического равновесия источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного (в том числе лесов) мира и водных биологических объектов, среды обитания диких животных (п. 13 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы).

 

В полномочия Госкомприроды применительно к рассматриваемому вопросу входят:

 

выдача разрешения на пользование растительным миром2, т.е. и на рубку деревьев;

 

госуправление в области охраны, воспроизводства и рационального использования растительного мира;

 

предъявление юридическим и физическим лицам исков о возмещении ущерба за причиненный вред природе в результате ее загрязнения и нерационального использования;

 

зачисление взысканных сумм в фонды охраны природы и на специальные внебюджетные счета;

 

рассмотрение материалов об административных правонарушениях в области охраны природы и использования природных ресурсов и наложение на виновных лиц штрафов и иных административных взысканий, при необходимости передача материалов на рассмотрение в правоохранительные органы.

 

Учитывая полномочия этого госоргана, можно рекомендовать во всех подобных случаях обращаться непосредственно в соответствующие территориальные подразделения Госкомприроды. Официальный сайт: http://www.uznature.uz.

 

 

Как ответит виновный за правонарушение

 

За нарушения в сфере экологии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

 

За незаконную вырубку и повреждения деревьев в населенных пунктах (в зависимости от ситуации) могут быть применены следующие нормы законодательства.

 

Так, ст. 60 Кодекса об административной ответственности (КоАО) предусматривает, что самовольное пользование землей, недрами, водами, растительным или животным миром либо совершение сделок или иных действий, нарушающих в прямой или скрытой форме право собственности на землю и другие природные ресурсы, переуступка права специального природопользования, а равно самовольный захват земельных участков влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц — от 10 до 15 МРЗП или административный арест до 15 суток.

 

Ст. 162 КоАО предусматривает, что повреждение зеленых насаждений, их самовольная вырубка или перенесение в другие места, допущенные при застройке отдельных участков, а также непринятие гражданами и должностными лицами мер к охране находящихся в их ведении зеленых насаждений влекут наложение штрафа на граждан от 1/3 до 1, а на должностных лиц – от 1 до 3 МРЗП.

 

Ст. 202 Уголовного кодекса предусматривает гораздо более серьезные санкции – вплоть до лишения свободы. При этом надо отметить, что для ее применения не требуется наличие у виновного лица предварительного административного взыскания.

 

Помимо этого, в приложении к Положению о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира3 установлен Коэффициент для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный растительному миру незаконной рубкой и повреждением деревьев и кустарников на территории Узбекистана.

 

P. S. Спустя некоторое время после консультации и обращения в Ташгоркомприроды, жительница сообщила нам, что заведующая детским садом оштрафована в административном порядке и возместила стоимость срубленного дерева на сумму примерно в один миллион сумов.

 

                                                                                              Зумрад НИЯЗМЕТОВА, адвокат.

 

 


1 Пункт 1 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы (утверждено Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 апреля 1996г.)


2 К видам пользования объектами растительного мира отнесена также рубка древесных и кустарниковых насаждений (ст.7 Закона «Об охране и использовании растительного мира» от 27 декабря 1997г.)


3 Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров от 20 октября 2014 года № 290 «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования».

 

norma.uz



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.