Срубил одно дерево – посадишь пять

01 января 1970

 

В комментариях к прошлой публикации «За срубленное дерево ответственности не избежать» читатели делились своими мыслями и впечатлениями. Так, прочитав предложение читателя о том, что необходимо помимо штрафов, предусмотреть в законодательстве также компенсационную меру по посадке новых деревьев взамен срубленных, мы решили провести небольшой анализ законодательства и деятельности экологических госслужб в другой стране.

 

Российская Федерация, Мурманская область. Это территория Крайнего Севера, за Полярным кругом, где в году всего лишь 76 солнечных дней в году (для сравнения – в Узбекистане более 320). Условия там суровые и для выращивания растительности весьма неблагоприятные. И, несмотря на то, что жители Заполярья не нуждаются в тени, как мы, а ветра постоянно обновляют воздушные массы, там очень бережно относятся к растениям – и на законодательном уровне, и на уровне исполнения этого законодательства.

 

Согласно Порядку осуществления сноса, пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений и компенсационного озеленения на территории г. Мурманска1 действительно предусмотрено компенсационное озеленение – воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных. Согласно п.7.1.1. компенсационное озеленение применяется как 1:5 (за одно срубленное дерево/кустарник высаживается пять)2. Более того, предусмотрена компенсация и при уничтожении простой травы. При сносе травянистой растительности компенсационное озеленение применяется как 1:1 (п.7.1.4 Порядка).


Следует также отметить, что аналогичные НПА, предусматривающие компенсационное озеленение, существуют во всех регионах РФ.

 

Насколько эффективно там работают экологические госслужбы можно судить по информации официального сайта Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области: и различных региональных СМИ.

 

Сотрудниками экологических служб регулярно не только выявляются незаконные рубки, но и задерживаются виновные лица, материалы по правонарушениям направляются в следственные органы, в органы прокуратуры, результаты освещаются в новостях, с указанием взысканных сумм ущерба, штрафов по уголовным и административным делам. Населению разъясняется ответственность за незаконную рубку насаждений.

 

Проводятся проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подаются соответствующие иски в суд, публикуются итоги контрольно-надзорной деятельности.

 

Министерство природных ресурсов и экологии проводит месячники по охране лесов от незаконных рубок, в рамках проведения которых силами государственных лесничеств осуществляется усиленное патрулирование земель лесного фонда с целью предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины.

 

Соответствующими специалистами осуществляются профилактические мероприятия по защите леса и городских насаждений от вредителей и болезней, противопожарные мероприятия.

 

Проводятся обучающие семинары с должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии, отдела дознания УМВД, управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области, государственных областных казённых учреждений – лесничеств, Кольского лесхоза, а также межведомственные оперативно-профилактические операции.

 

Организуются различные конкурсы, съезды, слеты, в том числе и для детей. Организованы школьные лесничества, Лесной форум, целью которого является развитие и совершенствование работы юных лесоводов, воспитание у учащихся любви и бережного отношения к родной природе, привитие учащимся практических навыков. Отмечаются различные экологические праздники, проводятся акции, разъяснительные работы.

 

 

 

А как в Узбекистане?

 

Очевидно, что в нашей стране парламент и правительство активно проводят работу в области охраны растительного мира, результатом чего только за последние три года принят ряд нормативно-правовых актов, существенно улучшивших регламентацию в данной сфере. Краткий обзор законодательства за последние 3 года здесь.

 

Все эти акты законодательства создали прочную правовую основу для экологического контроля и охраны прав граждан, значительно регламентировали и упорядочили многие вопросы в области пользования растительным миром.

 

Следует отметить, что законодатели предусмотрели также и материальное вознаграждение для лиц, которые готовы к активной гражданской деятельности. Согласно пункту 8 Положения3 всем лицам, выявившим нарушения законодательства об охране растительного мира, выплачивается вознаграждение в 10% от суммы возмещения ущерба и денежного штрафа, поступающих на счета органов по охране природы. Выплата вознаграждения по взысканным искам за незаконное добывание занесенных в Красную книгу растений производится в размере 5% от суммы возмещения ущерба и денежного штрафа.

 

Вместе с тем, к сожалению, наше законодательство не содержит такой нормы, как компенсационное озеленение. Внедрение этой нормы будет замечательным условием, которое, помимо уже предусмотренных штрафов и денежного возмещения ущерба за рубку или повреждение растительности, не только повысит ответственность правонарушителей, но и принесет ощутимую пользу экологии всей страны.

 

Совершенствование законодательной базы говорит о том, что государство также заинтересовано в сохранении природной среды, как и граждане. Однако рубка деревьев в городах продолжается.

 

Почему? Опираясь на вышеуказанный опыт зарубежных экологических служб, можно сделать вывод, что в условиях Крайнего Севера они делают намного больше, чем органы Госкомприроды у нас. А ведь граждане или общественные организации не могут заменить собой специализированный госорган по охране природы. Роль населения в выполнении природоохранного законодательства заключается в соблюдении чистоты в садах, парках и лесах, защите животных и сообщении о любых нарушениях.

 

Обеспечение же благоприятного экологического состояния окружающей среды, оздоровление экологической обстановки; осуществление госконтроля за охраной окружающей природной среды, использованием и воспроизводством природных ресурсов являются основными задачами Госкомприроды4.

 

Кроме экологической пользы Госкомприроды способен принести также немалую пользу бюджету страны своей деятельностью. По общему правилу5, все суммы от штрафов и возмещения нанесенного ущерба переводятся на специальный расчетный счет Госбиоконтроля Госкомприроды, из которых 60% перечисляются в республиканский бюджет6.

 

Реализуя свои экологические права путем обращений в органы Госкомприроды или обжалования действий их должностных лиц, гражданам следует знать, что согласно п. 2 Положения о Государственном комитете по охране природы этот комитет подчинен и подотчетен Сенату Олий Мажлиса. Именно этот орган уполномочен быть вышестоящим и рассматривать обращения в случае необходимости.

 

Требуются истинная заинтересованность, сотрудничество и координация в области исследований, управления, разработки планов развития, чтобы проблема сохранения природы постоянно оставалась в поле внимания всех тех, от кого зависит будущее Узбекистана.

 

Зумрад НИЯЗМЕТОВА, адвокат.

 

 


1 Утвержден решением Совета депутатов города Мурманска от 3 апреля 2008 года N 48-587 (с изменениями от 26.02.2009 N 61-751, от 30.09.2010 N 28-279, от 28.04.2015 N 11-156).


2 За исключением сноса кустарников ивы (4:1) и некоторых отдельных случаев, прямо указанных в Порядке, когда компенсационное озеленение применяется как 1:1.


3 Положение о порядке распределения средств, полученных в качестве платы за пользование объектами животного и растительного мира, штрафных сумм, и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства за нанесенный ущерб (Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров от 20 октября 2014 года № 290).


4 П.11 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, Утвержденного постановлением Олий Мажлиса от 26 апреля 1996 г.


5 Во всех случаях, кроме вскрытия нарушений на территории заповедников, когда нарушение законодательства об охране и использовании животного и растительного мира вскрываются органами охраны природы, независимо от принадлежности угодий…


6 Пункт 5 Положения о порядке распределения средств, полученных в качестве платы за пользование объектами животного и растительного мира, штрафных сумм, и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства за нанесенный ущерб (Приложение № 4 к Постановлению Кабинета Министров от 20 октября 2014 года № 290).

NORMA.uz

 



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.