В Узбекистане с 2017 года ожидается масштабная либерализация валютной политики

29 ноября 2016

 

В Узбекистане с 2017 года ожидается масштабная либерализация валютной политики, нацеленная на развитие внутреннего валютного рынка и повышение его эффективности, а также улучшение условий для внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. Это следует из проекта постановления Президента «О приоритетных направлениях валютной политики», который опубликован на портале СОВАЗ для обсуждения.


1. Определить приоритетными направлениями либерализации валютной политики:

- изменение всеми государственными органами методов регулирования с контрольно-ограничительного подхода на защитно-стимулирующий, имея ввиду обеспечение реализации права распоряжения собственными активами по своему усмотрению и создание благоприятного инвестиционного климата и деловой среды;

- стимулирование роста экспортного потенциала республики, повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внешних и внутреннем рынках;

- создание равных условий всем участникам внешнеэкономической деятельности при проведении ими валютных операций, с запрещением практики представления льгот и преференций отдельным предприятиям или отраслям;

- установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов;

- недопущение установления законодательных норм, отрицательно влияющих на стабильность национальной валюты Республики Узбекистан.

2. Установить с ……… 2017 года порядок, в соответствии с которым:

- цены на товары и услуги, продаваемых (оказываемых) на территории Республики Узбекистан, а также минимальные требования к уставным капиталам обществ должны определяться только в национальной валюте;

- категорически запрещается осуществление на территории Республики Узбекистан платежей в иностранной валюте за товары и услуги,
за исключением платежей посредством платежных карт, внедрив при этом механизм зачисления средств на счета предприятий в национальной валюте Республики Узбекистан при принятии платежей посредством платежных карт в иностранной валюте;

- государственные пошлины, сборы и иные обязательные платежи

на территории Республики Узбекистан взимаются только в национальной валюте, за исключением таможенных сборов, взимаемых на территории свободных таможенных зон и свободных складов у нерезидентов Республики Узбекистан.

3. В целях обеспечения в полной мере реализации прав юридических
и физических лиц по свободному распоряжению собственными средствами установить
, что:

- допускается выплата прибыли, дивидендов и других доходов
в иностранной валюте, при наличии валютных доходов и средств на счетах юридических лиц, на основании решений акционеров (участников);

- допускается перевод средств в иностранной валюте на территории Республики Узбекистан между физическими лицами с использованием банковского перевода, почтового перевода или платежных систем;

- разрешить индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица оплачивать импорт товаров и услуг в установленном порядке через свои банковские счета;

- экспортеры и импортеры свободно по своему усмотрению выбирают формы оплаты по заключенным им внешнеторговым контрактам в рамках законодательства валютного регулирования;

- вывоз наличной иностранной валюты за пределы республики

в пределах суммы, эквивалентной 10 000 (десяти тысячам) долларов США осуществляется без ограничений, за исключением случаев, установленных Правительственными решениями. При этом наличная иностранная валюта в пределах суммы, эквивалентной 2000 (двум тысячам) долларов США не подлежит обязательному декларированию при её ввозе и вывозе в/из Республики Узбекистан;

- отменяется практика выдачи коммерческими банками и Центральным банком разрешения на вывоз наличной иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан;

- нерезиденты Республики Узбекистан (юридические и физические лица) имеют право открывать счета в банках Республики Узбекистан и свободно распоряжаться средствами, находящимися на их счетах, по своему усмотрению в порядке, установленном законодательством.

4. В целях создания благоприятных условий осуществления экспорта участниками внешнеэкономической деятельности установить, что с .……… 2017 года: кого лица оплачивать импорт товаров и услуг в установленном порядке через свои банковские счета;

- экспортеры и импортеры свободно по своему усмотрению выбирают формы оплаты по заключенным им внешнеторговым контрактам в рамках законодательства валютного регулирования;

- выручка в иностранной валюте экспортеров независимо от формы собственности, не подлежит обязательной продаже, за исключением экспорта товаров и услуг, перечень которых ежегодно утверждается решением Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- унификацию предельных сроков поступления выручки в иностранной валюте и товаров (услуг) по экспортно-импортным операциям;

- предоставление права индивидуальным предпринимателям
без образования юридического лица приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, в порядке установленном для юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан.

5. Министерству финансов совместно с Министерством экономики и Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Правительственного решения об утверждении положения о порядке осуществления обязательной продажи части валютной выручки от экспорта отдельных товаров и услуг предусмотрев в нем:

критерии определения перечня товаров и услуг, экспортная выручка которых подлежит обязательной продаже, предусмотрев включение

в перечень в основном сырьевых товаров и товаров с низкой добавленной стоимостью;

норму обязательной продажи;

поэтапное снижение размера обязательной продажи до полной ее отмены с указанием конкретных сроков.

6. Центральному банку Республики Узбекистан:

а) разработать упрощенный порядок покупки и продажи хозяйствующими субъектами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, предусмотрев в нем:

свободную покупку и продажу иностранной валюты для проведения платежей по текущим международным операциям;

реализацию иностранной валюты коммерческими банками клиентам
за счет собственных ресурсов, включая приобретенные ресурсы у клиентов при обеспечении сохранности средств на счетах и вкладов физических и юридических лиц и выполнении требований лимитов валютной позиции;

б) разработать порядок установления курса национальной валюты
по отношению к иностранным валютам, предусмотрев в нем:

- определение курса национальной валюты к иностранной валюте, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения на иностранную валюту;

- механизм организации и проведения межбанковских торгов по покупке и продаже иностранной валюты на валютной бирже для определения спроса и предложения на иностранную валюту.

7. В целях внедрения современных принципов и механизмов регулирования, сокращения бюрократических барьеров в банковской деятельности, искоренения и недопущения административного вмешательства в деятельность коммерческих банков, а также снятия с них несвойственных функций, установить, что:

условия выдачи и погашения кредитов в иностранной валюте отечественными коммерческими банками определяются исходя из кредитной политики, на основании договоренности сторон;

запрещается коммерческим банкам при оказании банковских услуг ограничивать права клиентов по свободному распоряжению их средствами в иностранной валюте;

отменяется практика выдачи коммерческим банкам лицензии на проведение операций в иностранной валюте, с проведением операций в иностранной валюте на основании лицензии на право осуществления банковской деятельности.

а валютной бирже для определения спроса и предложения на иностранную валюту.

8. Центральному банку Республики Узбекистан:

осуществлять постоянный контроль за соответствием законодательству проводимых коммерческими банками валютных операций, предусмотрев в своих ведомственных актах усиление мер применяемых санкций;

вести постоянный мониторинг валютных операций, в том числе текущих международных операций, а также операций, связанных с движением капитала, и по результатам мониторинга вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан аналитические материалы.

9. Министерству юстиции совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

10. Центральному банку, Министерству финансов, Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами исходя из анализа по итогам первого полугодия 2017 года влияний норм, установленных настоящим постановлением, внести в Кабинет Министров проект новой редакции Закона Республики Узбекистан «О валютном регулировании», предусматривающий:

все аспекты проведения валютных операций, встречающихся на практике, с максимальным сокращением практики применения отсылочных норм;

определение Кабинета Министров Республики Узбекистан органом валютного регулирования наряду с Центральным банком Республики Узбекистан с четким определением их полномочий;

реализацию прав юридических и физических лиц по свободному распоряжению собственными средствами;

обеспечение стабильности национальной валюты Республики Узбекистан;

вопросы регулирования переводов средств заграницу для инвестиционных целей с учетом экономических интересов страны.

 




Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.