07 февраля 2017
Хочется надеяться, что в нынешнем году, объявленном в Узбекистане Годом диалога с народом и интересов человека, чиновники станут ближе к народу. Будут активнее помогать в решении проблем, связанных с содержанием жилых домов, подходить к волнующим жильцов вопросам ответственно, грамотно, с позиций действующего законодательства. Собственно говоря, диалог в таком формате – прямая обязанность тех, кто отвечает за эффективную работу жилищно-коммунальной сферы. Для них это должно быть каждодневной практикой, а не кампанией в рамках обозначенного года.
Чтобы услышать глас народа, в стране начали работать общественные приемные. Хорошее дело. Барометром, позволяющим судить о состоянии дел в ЖКХ, сегодня являются и социальные сети. Вот бы ввести в практику структур, курирующих жилищно-коммунальную сферу, каждое утро начинать с изучения этих сайтов. Узнали бы много интересного. В том числе, как улучшить работу, выстраивать конструктивный диалог с жильцами. Ведь, помимо выявления проблем, в интернет-сообществах предлагаются пути их решения.
Один из постов в группе «ТЧСЖ и как с ним жить» на Фейсбуке оказался как раз в тему нашего выпуска. Речь в нем шла о формировании обязательного взноса на содержание общего имущества.
«Директор ТЧСЖ на собрании членов товарищества объявила, что на основании Указа Президента хокимият обязал повысить размер взноса в 2 раза: с 300 до 600 сум. за 1 м2. Есть ли такой Указ и насколько правомерен такой подход?» – спрашивает участница группы, задав тон дискуссии.
Честно говоря, такие вопросы всегда обескураживают. Что это? Вопиющая безграмотность директора ТЧСЖ, не имеющего понятия, как формируются обязательные взносы? А может инициатива от лукавого, введение в заблуждение членов ТЧСЖ, когда, нарушая законодательство, руководство самовольно поднимает размер взноса, но, желая при этом остаться ни причем, ссылается на несуществующее распоряжение? Мол, ничего не поделаешь, поднимаем взнос, потому что приказ сверху. Но тогда это клевета, дискредитация органа государственной власти.
Конечно, на 300 сум. за м2 по сегодняшним меркам далеко не разбежишься. Едва ли хватит на текущее обслуживание. Вот это и должен разъяснять жителям на общем собрании председатель или исполнительный директор. Их задача – показать структуру взноса, из чего он складывается, обосновать, что на 300 сум. за м2 никаких ремонтов ждать не придется.
Но, как выяснилось, указание со стороны повысить размер обязательного взноса – далеко не единичный факт. Многие участники группы констатировали, что в их ТЧСЖ повышение тарифа также было обосновано не необходимостью (увеличением затрат на запланированные работы), а требованием кураторов или работников хокимиятов. Грамотные, принципиальные руководители отказываются делать это, возражая, что повышение взноса утверждается решением общего собрания, является внутренним делом ТЧСЖ.
Тогда что получается? Незаконное вмешательство в дела ТЧСЖ, когда, диктуя свою волю и нарушая закон, кураторы вынуждают товарищество преступать его, создают почву для противоречий в товариществе.
Обсуждение проблемы порадовало грамотным подходом к ней: «Самодеятельность директора… Пусть покажет Указ… Такого Указа нет и быть не может. Статьей 19 Закона о ТЧСЖ установлено, что утверждение обязательных взносов относится к компетенции общего собрания членов ТЧСЖ… Товарищество – это объединение жильцов, а не работников хокимията… Исполнительный директор работает по договору. Если он не устраивает членов ТЧСЖ, договор с ним может быть расторгнут согласно решению общего собрания… Если на товарищество давят со стороны, не идите на поводу, приглашайте кураторов на собрание, пусть выступают перед людьми... Хокимият не имеет права диктовать товариществу какие-либо условия, ТЧСЖ ему не подчиняется» и т.д.
Председатели и исполнительные директора ТЧСЖ приводили факты вмешательства в дела товариществ кураторов и работников хокимиятов, незнания ими законодательства о ТЧСЖ. Как разорвать этот порочный круг, избавиться от необоснованных «наездов» и требований? Нередко принципиальным руководителям товариществ приходится слышать от кураторов угрозы: «Уволю, посажу».
Обсуждая проблему, одногруппники отмечали, что инструментами защиты от некомпетентности, самоуправства и превышения полномочий должен быть закон. Одним удается бороться с этим с помощью диктофона: «Наш разговор записывается». Другие требуют, чтобы незаконные требования представляли им в письменном виде. Такие «таблетки от давления» тоже имеют эффект.
Анализируя причины, порождающие проблему, участники группы отмечали правовую безграмотность граждан, которая позволяет манипулировать ими. «Очень трудно донести до жителей, что не директор решает все в ТЧСЖ. Они в ТЧСЖ «директора», они главные». «Люди очень равнодушные. Объявления на дверях висят по два месяца, не хотят читать». «Пока жители пассивны, ничего не изменится». Прозвучало также предложение о создании сайтов, страничек товариществ в Интернете, чтобы у жильцов был доступ к информации о работе ТЧСЖ. И еще – разработать документ о ликвидации безграмотности членов товариществ, а ответственными за его исполнение назначить работников хокимията и кураторов. Глядишь, и свой образовательный уровень повысят.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.
Norma
Комментарии