07 апреля 2017
Разработанный Министерством финансов проект Закона «О государственных закупках» размещен на портале СОВАЗ.
Напоминаем: разработка законопроекта предусмотрена п. 5 Программы комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата (утв. УП–4848 от 5.10.2016 г.).
Согласно Программе по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса проектов законов в 2017 г. документ должен быть внесен в Парламент страны уже в июне т.г.
Проект закона предусматривает:
- определение прозрачного и открытого механизма осуществления госзакупок на конкурентной основе, эффективных мер по предупреждению коррупции в данной сфере;
- обеспечение широкого доступа для субъектов малого предпринимательства к механизмам закупок;
- расширение круга субъектов, для которых обязательно применение системы госзакупок, с включением в их число государственных предприятий с госдолей в размере 50 % и более;
- создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников процесса;
- дальнейшее развитие электронных закупок, организация единой базы данных для статистического анализа результатов, необходимых параметров закупок.
По проекту процесс госзакупок включает следующие этапы:
1 – планирование.
2 – осуществление процедуры госзакупок. Предполагаются следующие способы их проведения:
- конкурсные торги – приоритетный способ, победителем которого признается претендент, предложивший наилучшие условия исполнения договора по совокупности критериев, установленных в конкурсной документации;
- запрос цен и запрос предложений – упрощенный способ, который применяется при возникновении у заказчика срочной или непредвиденной необходимости приобретения товара (работ, услуг) либо когда сумма закупки не превышает пороговой;
- аукцион на понижение стартовой цены – единственным критерием отбора поставщика в данном случае является цена, т.е. победителем признается претендент, предложивший поставку предмета торгов на заявленных условиях по наименьшей цене.
- госзакупки в электронном каталоге – это приобретение товаров (работ, услуг) не имеющих сложных технических и иных характеристик, к которым не предъявляются специфические требования;
- закупки у единственного поставщика – в исключительных случаях, предусмотренных в законе, решениях Президента или Кабинета Министров.
3 – заключение и исполнение договора. В договоре, согласно проекту, должны отражаться все существенные условия государственных закупок. Заключить его можно будет и в электронной форме. Договор, заключенный в части оплаты за счет бюджетных средств, вступает в силу после регистрации в казначейских подразделениях. Внесение в текст договора изменений и дополнений, предусматривающих замену поставщика или увеличение суммы договора, будет запрещено.
4 – мониторинг. Это система наблюдения за соблюдением законодательства в области госзакупок, целей, задач, принципов и ограничений установленных процедур. Осуществляется на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об их проведении.
Отдельная глава законопроекта (всего в проекте 8 глав, 59 статей) посвящена мерам по предупреждению коррупции в сфере госзакупок. В частности, среди обозначенного ряда ограничений свое место занимает недопущение конфликта интересов, о возникновении которого участники системы госзакупок должны будут предупредить своего непосредственного руководителя. На последнего возлагается обязанность по предотвращению или урегулированию ситуации.
В целях справедливого, оперативного и эффективного рассмотрения жалоб в сфере госзакупок будет создана постоянно действующая комиссия.
В проекте содержится ряд других положений.
Проект находится на обсуждении и может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.
norma.uz
Комментарии