30 ноября 2024
В целях последовательного осуществления мер по повышению качества и обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям, обновления и модернизации основных фондов систем теплоснабжения на основе внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов:
1. Определить приоритетными задачами по дальнейшему развитию системы теплоснабжения в республике:
внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в системе теплоснабжения, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии;
развитие системы децентрализованного теплоснабжения многоквартирного жилищного фонда, социальных и других объектов путем строительства энергоэффективных локальных котельных, а также установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения;
проведение модернизации и реконструкции с заменой физически и морально устаревших неэкономичных котлоагрегатов, изношенных магистральных и распределительных тепловых сетей;
организацию нормативного учета потребления и производства энергоресурсов, внедрение автоматизированной системы учета потребителей, начисления и оплаты услуг теплоснабжения;
проведение единой технической политики в системе теплоснабжения, направленной на сокращение расходов за счет недопущения роста непроизводительных расходов и снижения сверхнормативных потерь при транспортировке, распределении и потреблении тепловой энергии.
2. Утвердить Программу по развитию системы теплоснабжения на период 2018-2022 годы (далее – Программа), включающую:
параметры модернизации и реконструкции локальных котельных на период 2018-2022 годы согласно приложению №1;
параметры строительства энергоэффективных локальных котельных, включая применение гелиоустановок, на период 2018-2022 годы согласно приложению №2;
параметры модернизации и реконструкции центральных котельных на период 2018-2022 годы согласно приложению №3;
параметры модернизации и реконструкции тепловых сетей на период 2018-2022 годы согласно приложению №4;
параметры по установке индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения на период 2018-2022 годы согласно приложению №5;
Комплексные мероприятия по развитию системы теплоснабжения на период 2018-2022 годы согласно приложению №6.
3. Определить:
исполнительными органами, ответственными за эффективную и своевременную реализацию Программы, – Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента;
заказчиком по реализации проектов в рамках Программы – Инжиниринговую компанию по строительству многоквартирных домов и объектов теплоснабжения Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;
генеральными проектными организациями по разработке проектно-сметной документации проектов, реализуемых в рамках Программы, – АО «Теплоэлектропроект», Республиканский проектный институт «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
4. В качестве источников финансирования реализации утвержденной Программы определить в части:
а) модернизации, реконструкции и строительства локальных котельных:
средства централизованных инвестиций за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан – для объектов социальной сферы;
собственные средства товариществ частных собственников жилья, кредиты коммерческих банков, собственные средства подрядных организаций и средства Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан – для многоквартирных домов;
б) модернизации и реконструкции центральных котельных и тепловых сетей – собственные средства организаций теплоснабжения, средства централизованных инвестиций за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и международных финансовых институтов;
в) установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения – средства собственников жилых и нежилых помещений, а также льготные кредиты коммерческих банков;
г) разработки ТЭО (ТЭР) проектов в рамках реализации программ по модернизации и реконструкции центральных котельных и тепловых сетей – средства республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента, а также Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;
д) разработки проектно-сметной документации проектов по модернизации, реконструкции и строительству локальных котельных – средства Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
5. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, АО «Теплоэлектропроект», Республиканским проектным институтом «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан, АО «ТошуйжойЛИТИ», Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить:
до 1 сентября 2017 года разработку и проведение экспертизы в уполномоченных органах ТЭО (ТЭР) проектов по модернизации и реконструкции центральных котельных, тепловых сетей и проектно-сметной документации по модернизации, реконструкции и строительству локальных котельных;
по результатам утверждения в установленном порядке ТЭО (ТЭР) и проектно-сметной документации проектов на тендерной (конкурсной) основе определение подрядных организаций, ответственных за реализацию проектов в рамках Программы, из числа организаций, обладающих соответствующим опытом, техническим и финансовым потенциалом, предусмотрев при этом в тендерной (конкурсной) документации строительство и дальнейшее ремонтно-сервисное обслуживание локальных котельных.
6. Разрешить разработку предпроектной документации в одностадийном порядке с утверждением ТЭО (ТЭР) проектов в рамках реализации Программы.
7. Категорически запретить согласование архитектурно-планировочных заданий по вновь строящимся многоквартирным домам, а также зданиям организаций и ведомств, в которых проектом не предусмотрено использование энергоэффективных локальных котельных или индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения.
8. Государственному комитету Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, Агентству «Узстандарт» совместно с Международным институтом солнечной энергии Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать градостроительные нормы и правила по определению энергоэффективности локальных котельных, индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения, проектированию объектов с солнечными коллекторами, а также государственные стандарты по изготовлению, испытанию и применению солнечных коллекторов.
9. Возложить на Республиканскую комиссию по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (Арипов А.Н.), образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года №ПП-2343 «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы», следующие задачи:
координацию и мониторинг реализации Программы;
выработку рекомендаций по внедрению новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в системе теплоснабжения, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии;
ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о ходе реализации Программы;
внесение обоснованных изменений и уточнений в параметры Программы.
10. Министерству экономики и Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно, начиная с 2018 года, при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан по обоснованным расчетам Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента предусматривать лимиты централизованных капитальных вложений за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан на реализацию Программы.
11. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами при разработке Программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации предусмотреть организацию производства, начиная с 1 января 2018 года, на территории Республики Узбекистан энергоэффективных локальных котельных, индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения.
12. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АК «Узтрансгаз», АО «Узбекэнерго», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить в установленном порядке, по принадлежности, подведение необходимых инженерных сетей и коммуникаций к строящимся локальным котельным, а также бесперебойную подачу природного газа, электроэнергии и холодной воды.
13. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, ГИ «Саноатгеоконтехназорат», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Узгосэнергонадзор» обеспечить постоянный контроль за установкой и приемкой в эксплуатацию локальных котельных, индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения.
14. Освободить сроком до 1 января 2023 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) не производимые в республике оборудование, комплектующие изделия и материалы, ввозимые в рамках реализации Программы, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
15. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» Раматова А.Ж.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 20 апреля 2017 года.
Для создания комфортабельных условий для населения и эффективного функционирования объектов социальной сферы одним из важнейших факторов является бесперебойное обеспечение качественными услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Система централизованного теплоснабжения в республике сформировалась в 1950-1970 годах по схеме открытого водоразбора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий.
Малозатратные при монтаже, но дорогостоящие в эксплуатации подобные системы централизованного теплоснабжения характеризуются малыми сроками службы внутренней системы отопления и трубопроводов тепловых сетей, высокими эксплуатационными издержками при производстве, транспортировке и потреблении тепла, сверхнормативными расходами сетевой воды и, соответственно, тепловой энергии.
Существующая система теплоснабжения в связи с большой изношенностью котлового оборудования и сетей не обеспечивает оптимальную загрузку теплоисточников, что негативно сказывается как на работе организаций теплоснабжения, так и на обеспечении потребителей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В отдельных многоквартирных домах, отсоединенных от централизованного теплоснабжения, население отапливается газовыми и электрическими приборами, зачастую несертифицированными и не гарантирующими соблюдение пожарной безопасности.
В целях последовательного осуществления мер по повышению качества и обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям, обновления и модернизации основных фондов систем теплоснабжения на основе внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов принято постановление Президента Республики Узбекистан «О Программе развития системы теплоснабжения на период 2018-2022 годы».
Постановлением определены приоритетные задачи по дальнейшему развитию системы теплоснабжения в республике:
внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в системе теплоснабжения, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии;
развитие системы децентрализованного теплоснабжения многоквартирного жилищного фонда, социальных и других объектов путем строительства энергоэффективных локальных котельных, а также установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения;
проведение модернизации и реконструкции с заменой физически и морально устаревших неэкономичных котлоагрегатов, изношенных магистральных и распределительных тепловых сетей;
организацию нормативного учета потребления и производства энергоресурсов, внедрение автоматизированной системы учета потребителей, начисления и оплаты услуг теплоснабжения.
Постановлением утверждены параметры модернизации и реконструкции центральных котельных, тепловых сетей, локальных котельных, строительство энергоэффективных локальных котельных, включая применение гелиоустановок, установка индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения, а также Комплексные мероприятия по развитию системы теплоснабжения на период 2018-2022 годы.
Настоящим постановлением определены исполнительные органы, ответственные за эффективную и своевременную реализацию Программы, – Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, а также разработка Концепции комплексного развития и модернизации системы теплоснабжения, предусматривающей комплексный подход при реализации проектов с учетом всех этапов оказания услуг теплоснабжения (производство, транспортировка, распределение и потребление).
На реализацию вышеуказанных проектов предусмотрены средства в размере 1,7 триллиона сумов за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, собственных средств товариществ частных собственников жилья, кредитов коммерческих банков, собственных средств подрядных организаций и средств Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
Постановлением предусматривается разработка градостроительных норм и правил по определению энергоэффективности локальных котельных, индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения, проектированию объектов с солнечными коллекторами, а также государственных стандартов по изготовлению, испытанию и применению солнечных коллекторов.
Также предусматривается организация производства, начиная с 1 января 2018 года, на территории Республики Узбекистан энергоэффективных локальных котельных, индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения с включением их в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации.
Реализация постановления позволит:
во-первых, кардинально улучшить систему теплоснабжения в городах и районных центрах, создать более комфортные и благоприятные социально-бытовые условия проживания населения;
во-вторых, обеспечить тепловой энергией и горячим водоснабжением все категории потребителей;
в-третьих, обеспечить экономию природного газа, электрической энергии за счет установки энергоэффективного котлового и насосного оборудования, а также применения современных технологий.
УзА.
Комментарии