01 января 1970
В Ташкенте впервые с 2006 года не прошел традиционный осенний недельный форум хозяйственников Узбекистана – Международная промышленная ярмарка и кооперационная биржа. Они проходили в Узэкспоцентре в конце октября – начале ноября и в этом году в плане графике была запланирована на 2-8 ноября.
В ходе недельной встречи крупные и малые предприятия реального сектора экономики расширяли долгосрочные хозяйственные связи по производству и поставке переработанного сырья, материалов и комплектующих изделий, готовых товаров на основе отраслевой, межотраслевой и международной кооперации. Похоже, на X Международной промышленной ярмарке и Кооперационной бирже, прошедшей в столице октябре 2016 года, поставлена логическая точка.
Тем самым дана официальная оценка активной политики локализации импортозамещающей продукции по принципу «покупай отечественное», реализуемой в Узбекистане более 15 лет.
Ставка на этот принцип – не нова для мирового сообщества, ее в разное время активно использовали правительства многих государств. Главная причина, по мнению экспертов, заключается в том, что импортозамещение в краткосрочном периоде обеспечивает динамичное и устойчивое развитие экономики, снижает ее зависимость от внешних факторов, экономит валютные средства, ускоряет внедрение новых, эффективных технологий в процессы производства, предполагает широкое использование местных сырьевых и производственных ресурсов.
Разрабатываемые на протяжении этих лет государственные программы локализации ставили главной задачей обеспечение рабочих мест в национальной экономике, развитие смежных отраслей, повышение доходов населения.
Импортозамещение в Узбекистане имеет под собой солидную государственную поддержку в виде предоставления налоговых и таможенных льгот. Участники программы локализации, производящие импортные аналоги зарубежной продукции, освобождаются сроком на 3 года от уплаты таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запчасти к нему, налога на прибыль, единого налогового платежа (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) , налога на имущество.
Ставка сделана на производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, обеспечивающее уровень локализации не менее 36%. При этом доля экспорта локализованной продукции в чистой выручке от ее реализации должна составлять не менее 20%.
По данным Министерства экономики Узбекистана, за 15 лет в стране реализовано свыше 2,8 тысячи проектов локализации общей стоимостью свыше $5,5 млрд .
Освоен выпуск более 4,8 тысячи новых видов продукции, ранее завозимой, в том числе нефтегазовое оборудование, автомобильные двигатели, самосвалы и краны, технологическая оснастка, мини-оборудование для пищевой промышленности, электродвигатели, высокотехнологичная кабельно-проводниковая продукция, изоляционные материалы, спортивный инвентарь, бытовая техника, энергосберегающие осветительные приборы, строительные и отделочные материалы, текстильная и кожевенно-обувная продукция и др.
В настоящее время удельный вес локализованных товаров в общем объеме промышленной продукции превышает 20%.
По оценкам зарубежных аналитиков, импортозамещающая модель промышленной политики имеет и свои минусы. К их числу относят самоизоляцию от новых тенденций в мировой экономике, возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран. Немалую угрозу представляет опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приводит к неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, выстраивание полностью производственных цепочек,, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах, создает угрозу отрыва от международного разделения труда.
Замечено, что в условиях длительной экономической изоляции импортозамещение неизбежно ведет к отставанию и политике догоняющего развития.
Но самый главный минус состоит в том, что локализованная продукция зачастую оказывается неконкурентоспособной по формуле «цена/качество» и не пользуется спросом на внешнем рынке.
По официальным оценкам, несмотря на предоставление отдельным предприятиям налоговых льгот и таможенных преференций, локализованную продукцию из Узбекистана отличает низкий уровень экспортоориентированности. В зарубежные страны экспортируется продукция только 112 предприятий из 972.
Анализ показал еще одну тенденцию: в предприятия, производящие локализованную продукцию, весьма неохотно устремляется иностранный капитал. Зарубежные инвестиции привлечены только в 25% национальных производств.
Серьезным недугом отечественного производителя является недостаточный уровень внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) – альфы и омеги прогресса в любой отрасли индустрии.
Анализ опыта ряда стран, в те или иные годы взявших на вооружение импортозамещающую модель промышленной политики, показывает, что Узбекистан, проводящий активную политику импортозамещения с 2001 года, является «новичком».
По данным зарубежных информационных агентств, в Аргентине принцип «покупай отечественное» применялся в 1940-1980 годах прошлого столетия. Акцент делался на развитие трудоемких отраслей легкой промышленности, чья продукция предназначалась для внутреннего рынка. Достигалось это применением сверхвысоких импортных тарифов (до 100%). Такая мера на долгие годы перекрыла кислород местным и иностранным компаниям, ранее поставлявшим из-за рубежа разнообразные промышленные товары.
Ключевыми принципами , характеризующими политику импортозамещения в этой стране, стало также государственное регулирование цен на сельхозпродукцию, субсидирование отдельных отраслей и производств и установление контроля над банковской деятельностью.
Принятые меры, помимо позитивных факторов, вынесли на поверхность целый ряд негативных явлений. Местная промышленность (особенно госпредприятия) оказалась неконкурентоспособной. Несмотря на импортозамещающую индустриализацию, страна оставалась на мировых рынках главным образом поставщиком агропродукции. Инфляция в восьмидесятые годы прошлого столетия в аргентинской экономике выросла до 688%, дефицит бюджета – до 19% к ВВП, отрицательное сальдо внешнеторгового оборота – до 7,6% к ВВП.
Аналогичная ситуация в 1946-1990 годы наблюдалась в экономике Бразилии, где основными инструментами политики импортозамещения стал контроль за курсом национальной валюты, использование дифференцированного курса для ограничения импорта товаров, имеющих заменители местного производства.
Следствием также стало ослабление национальной валюты, рост инфляции (ежегодно в два раза), увеличение до 40% внутреннего государственного долга и снижение частной инициативы.
К формированию защищенной от внешней конкуренции и неконкурентоспособной промышленности привела политика импортозамещения в 1950-1980 годы Южную Корею. В этой стране основным инструментом стал протекционизм в легкой промышленности и производстве ТНП, использование дифференцированного курса для ограничения импорта товаров, имеющих заменители местного производства. Использовались также высокие импортные тарифы и квоты, льготное кредитование компаний экспортеров и др.
Это не замедлило отразиться на низком уровне конкурентоспособности производимой продукции, привело к росту отрицательного сальдо внешнеторгового оборота ( до -10,5% к ВВП в 1980 году).
Последовавшие позже либерализация импорта на фоне снижения импортных тарифов, стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и ряд других мер в корне изменили ситуацию в этой стране, выдвинул ее в мировые лидеры по темпам экономического роста.
«Игра» по правилам мирового сообщества в современных условиях, как показывает мировой опыт, отвергает ограничения внешнеторговой деятельности и конкуренции. Несмотря на существующие угрозы и вызовы, курс на экспортную ориентацию экономики принял и Узбекистан. Об этом красноречиво свидетельствуют введенная в сентябре текущего года либерализация валютного рынка плюс последовательное поэтапное снижение импортных таможенных пошлин на ряд товаров. Принимаемые меры открывают дорогу промышленным товарам из других государств, которые могут оказаться более конкурентоспособными по сравнению с узбекскими аналогами по формуле «цена/качество».
По оценкам аналитиков, принимаемые в Узбекистане в 2017 году радикальные меры ускорят вовлечение страны в мировое хозяйство, упростят доступ к мировым ресурсам и технологиям. Приоритетной задачей для производителя на современном этапе развития станет производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок, что означает ориентацию национальной промышленности страны на мировую конъюнктуру. Но при этом карт-бланш получит производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Свободная конкуренция в Узбекистане, по ожиданиям экспертов, вынесет на поверхность сильные конкурентные отрасли экономики. Именно они могут стать основным поставщиком денежных средств в бюджет, валютного притока в страну и локомотивом для дальнейшего развития экономики.
Встраивание в глобальную сеть экономических отношений, акцент на экспортоориентированный рост экономики – задача непростая. Главный секрет успеха на внешнем рынке - предложить зарубежному потребителю ту продукцию, которая окажется качественнее и дешевле всех. Но и награда за победу, по утверждению аналитиков, будет достойная – повышение качества жизни населения на фоне высоких темпов развития страны.
Источник
Комментарии