01 января 1970
В этом обзоре – о юридических аспектах реализации программы «Благоустроенная махалля».
В целях улучшения инфраструктуры г. Ташкента реализуется программа «Благоустроенная махалля», направленная на такие благородные цели, как:
- улучшение качества жизни населения;
- модернизация районов г. Ташкента;
- предоставление актуальных услуг в шаговой доступности.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Республиканскому совету, фонду «Махалла» было поручено в срок до:
- 1 декабря 2018 года принять меры по строительству (реконструкции, ремонту) зданий комплексов «Центр махалли» в центрах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;
- 1 декабря 2021 года – зданий органов сходов граждан на основе типовых проектов и предъявляемых к ним требований (п. 8 УП–4944 от 3.02.2017 г.)
В рамках вышеуказанной программы в районах г. Ташкента развернулись масштабные строительные работы.
Однако, по свидетельству республиканских СМИ (см. например, сайты gazeta.uz, sreda.uz и nuz.uz), нередко под видом махаллинских центров инвесторы пытаются построить коммерческую недвижимость для извлечения прибыли.
Это вызывает протесты жителей близлежащих многоэтажных домов, условия жизни которых ухудшаются не только в процессе строительства, но и после ввода коммерческой недвижимости в эксплуатацию. Тем более, что в этой ситуации вызывает много вопросов непрозрачность выделения земельных участков под коммерческую застройку и возможные нарушения градостроительных норм.
Во избежание неоднозначного понимания и толкования законодательных актов, регулирующих сферу, связанную с осуществлением строительных работ в рамках программы «Благоустроенная махалля», рассмотрим нормативно-правовую базу и обратим внимание на неурегулированные вопросы.
Предоставление прав на земельные участки осуществляется в порядке отвода на основании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, хокимов областей, города Ташкента, районов, городов (статья 23 Земельного кодекса).
С 1 июля 2018 года:
- предоставление земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION»;
- сбор, рассмотрение и согласование материалов по предоставлению земельных участков с уполномоченными органами и организациями осуществляются исключительно в электронной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (п. 8 ПП–3677 от 20.04.2018 г.).
Во исполнение постановления Президента от 20.04.2018 г. № ПП–3677 принято Положение о порядке предоставления земельных участков посредством электронного аукциона в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности (прил. №1 к ПКМ РУз от 30.06.2018 г. № 493, далее – Положение).
Казалось бы, теперь никаких вопросов по поводу непрозрачности процедур выделения земельных участков возникать не должно. Однако в Положении есть исключение. Его требования не распространяются на случаи предоставления земельных участков для строительства объектов, возводимых для государственных и общественных нужд, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан, хокимов областей, районов и городов (подпункт «б» пункта 2 Положения).
Указанная норма предполагает возможность предоставления земельных участков для строительства зданий махалли, минуя электронную торговую площадку. При этом на законодательном уровне:
- не детализирован порядок предоставления земельных участков для обустройства махаллей в рамках действующей программы;
- не установлены критерии отбора будущих застройщиков;
- не утверждены типовые проекты и требования к зданиям махаллей.
Подобная неурегулированность негативно влияет на взаимоотношения местных органов государственной власти и жителей, приводит к возникновению спорных ситуаций, препятствует корректному исполнению поручений руководства страны. Под видом махаллинских центров, не думая об интересах людей, ради которых принималась программа «Благоустроенная махалля», инвесторы нередко пытаются построить бизнес-центры и другие объекты коммерческой недвижимости.
Но дело не только в правовой неурегулированности ситуации. Поддержанные местной властью строительные проекты на практике нередко реализуются с нарушением требований градостроительных норм. Между тем любое строительство должно осуществляться в строгом соответствии с градостроительными нормами (статья 3 Градостроительного кодекса). О неукоснительном соблюдении требований градостроительных норм говорится и в постановлении Президента о программе «Благоустроенная махалля» (пункты 2, 3 ПП–5467 от 27.06.2018 г.).
А в стандартах четко прописано: «Размещение в микрорайонах между жилыми домами объектов любого назначения не допускается. Исключение составляют специальные сооружения (игровые площадки для детей, спортивные площадки, площадки для сушки белья, временные стоянки для автомобилей) (п. 21.1.ШНК 2.07.01-03).
Существующая практика противоречит и нормам Градостроительного кодекса. Интересами общества в области градостроительства, среди прочих, являются:
- обеспечение населения благоприятными условиями проживания;
- недопущение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшение экологической обстановки;
- открытость и прозрачность градостроительства.
В случае если градостроительная деятельность противоречит интересам общества, то она должна быть прекращена (статья 4 Градостроительного кодекса).
Юридические и физические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также санитарных норм и правил (статья 8 Градостроительного кодекса).
Чтобы исключить нарушения, необходимо законодательно урегулировать вопрос отвода земельных участков под строительство в рамках программы «Благоустроенная махалля». Для этого нужно утвердить нормативно-правовой акт, регулирующий:
- этапы, сроки и критерии отвода земельного участка;
- разрешенные территории в разрезе махаллей для осуществления строительно-монтажных работ;
- разработку типовых проектов зданий сходов граждан махалли;
- детализацию видов деятельности, которые могут осуществляться в построенных помещениях.
Напоминаем, что граждане защищены в своих правах, и в случае нарушения законодательства уполномочены обращаться в судебные органы (статьи 4, 26, 27 Кодекса об административном судопроизводстве), а также в органы прокуратуры, которые являются гарантом защиты прав и интересов общества (статья 7, главы 1, 2 раздела 3 Закона «О прокуратуре»).
Читать на узбекском языке
Бахром Зайтаев, юрист.
norma.uz
Комментарии