01 января 1970
Завершаем разбор проекта постановления Кабинета Министров «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы». Его обсуждение проходит на портале СОВАЗ.
Документ предусматривает следующий график изменения тарифов на электрическую энергию:
Группа потребителей |
Кто относится к группе |
Тариф на электроэнергию (с учетом НДС), в сумах за кВт/ч |
||
с 1 апреля 2018 года (действующий) |
с 16 ноября 2018 года |
с 1 июня 2019 года |
||
I группа |
Потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, рассчитывающиеся по дифференцированному тарифу, кроме бюджетных организаций, насосных станций фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, а также насосных станций финансируемых из Госбюджета |
228,60 |
331,0 |
370,0 |
II группа |
Потребители, рассчитывающиеся за электроэнергию по одноставочному тарифу, кроме бытовых потребителей |
228,60 |
||
III группа |
Бытовые потребители |
228,60 |
250,0 |
280,0 |
Бытовые потребители, проживающие в многоквартирных жилых домах, оборудованных электроплитами |
114,30 |
125 |
140 |
|
IV группа |
Электрическая энергия, расходуемая потребителями I и II тарифных групп для электронагрева в технологических целях, а также для отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления |
241,5 |
350,0 |
392,0 |
Вне группы |
Потребители, производящие продукцию и оказывающие отдельные услуги по Перечню, предусмотренному постановлением Президента от 8.11.2017 г. № ПП–3379: |
|
365,0 |
409,0 |
с присоединенной мощностью до 750 кВА |
||||
за электроэнергию на электронагрев в технологических целях, отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление; |
386,4 |
|||
на другие цели; |
365,76 |
|||
с присоединенной мощностью 750 кВА и выше |
||||
за электроэнергию на электронагрев в технологических целях, отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление; |
241,5 |
|||
на другие цели |
228,60 |
Как видно, с 16 ноября минимальный тариф за электроэнергию для бизнеса может составить 331 сум. за кВт/ч, то есть вырасти на 44,8%.
Вместе с тем небольшое облегчение почувствуют предприятия общественного питания, тепличные хозяйства и производители строительных материалов с присоединенной мощностью до 750 кВА. Сейчас согласно постановлению Кабинета Министров от 28.12.2017 г. № 1025 и действующим тарифам на электроэнергию (реестровый № 19-03-2206-УзР-8-2018) они платят до 386,4 сумов за кВт/ч, а будут платить максимум 365 сумов (снижение на 21,4 сума или 5,5%). Однако для этих же хозсубъектов с присоединенной мощностью 750 кВА и выше тарифы вырастут на 51,1–59,6%. То есть крупные предприятия, к которым раньше не применялся повышающий коэффициент 1,6, ожидают большие финансовые потери на электроэнергии. По сути, присоединенная мощность теперь не будет играть роли при определении тарифов для организаций из Перечня, утвержденного ПП–3379 от 8.11.2017 г.
Для бытовых потребителей тарифы увеличатся на 9,4% и составят 250 сумов за кВт/ч. Приятная новость – этажность многоквартирного дома не будет иметь значения для применения 50-процентной скидки при его оборудовании электроплитами.
Как и в случае с газом, в Юнусабадском районе города Ташкента экспериментально вводится базовая норма потребления населением электроэнергии размером 300 кВт/ч в месяц на одного абонента. Это означает, что расход энергоресурсов свыше данного лимита будет оплачиваться с повышающим коэффициентом 1,2 (т.е. тариф увеличится на 20%). В зависимости от результатов эксперимента вопрос о распространении базовых нормативов потребления на всю территорию республики будет решен до 1 июля 2019 года.
По мнению автора обзора, предлагаемая базовая норма потребления электроэнергии имеет некоторые недостатки.
Во-первых, она рассчитана на одного абонента – устанавливается в рамках одного договора. При таком подходе не придается значения количеству проживающих в жилом помещении лиц.
Во-вторых, норма не учитывает особенностей отдельных жилых помещений.
Например, многие дома выше 10-ти этажей оборудованы электроплитами. Месячная норма в 300 кВт/ч является для них просто неприемлемой.
Кроме того, в постановлении Президента от 20.04.2017 г. № ПП–2912 предусмотрен перевод в течение 2018–2022 годов свыше 140 тысяч квартир на индивидуальные внутриквартирные системы отопления. Особенностью таких систем является использование природного газа для нагревания воды – теплоносителя и электроэнергии для ее циркуляции по системе отопления.
В-третьих, не учитываются климатические особенности. Довольно холодные зимы и очень жаркое лето объективно повышают минимально необходимые потребности населения в электроэнергии. Целесообразно увеличить базовую норму в период отопительного сезона, а также наибольшей жары («чилля»).
Проект может быть изменен, дополнен либо отклонен.
Самир Латыпов.
Norma
Комментарии