01 января 1970
Узбекистан планирует к концу 2021 года войти в состав 50 передовых стран мира по индикатору «Получение разрешений на строительство» отчета группы Всемирного банка «Ведение бизнеса». Также намечается полностью пересмотреть нормативно-правовую базу для внедрения современных стандартов государственного регулирования строительной деятельности, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Проект документа обсуждается на портале СОВАЗ.
Новый порядок
Его планируется внедрить в четыре этапа, содержание каждого из них представлено в таблице:
с 1 декабря 2018 года: |
с 1 января 2019 года: |
с 1 марта 2019 года: |
с 1 января 2020 года: |
1) отменяется порядок получения разрешения на производство строительно-монтажных работ после согласования проектно-сметной документации и выдачи положительного заключения экспертизы проекта строительства; 2) уведомления о согласовании проектно-сметной документации и выдаче положительного заключения экспертизы проекта строительства направляются инспекциям по контролю в сфере строительства органами (рабочими органами), осуществляющими согласование и экспертизу, и являются основанием для заключения договора с заявителями на осуществление надзорных функций; 3) экспертиза сметной части проектов строительства является обязательной для всех объектов строительства, за исключением объектов, строительство которых осуществляется за счет прямых инвестиций, в том числе иностранных; 4) приемка в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется с участием инспекции по контролю в сфере строительства, органов кадастра, представителей заказчика, подрядчика (генерального подрядчика), за исключением строительства объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок; 5) осуществление проектной деятельности разрешается при наличии в штате юридического лица не менее двух инженеров, имеющих соответствующий сертификат и работающих на постоянной основе у данного юридического лица, либо юридическим лицам - членам Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана; 6) допускается реализация проектов на условиях «под ключ» (EngineeringProcurementConstruction) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупка и строительные работы) путем создания консорциума между подрядными и проектными организациями при условии возложения на участников консорциума солидарной ответственности за качественную и своевременную реализацию проекта |
1) признаются сертификаты и другие разрешительные документы (лицензии) на осуществление проектной и строительной деятельности, выданные уполномоченными органами, организациями, обществами и объединениями стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития; 2) разработка и совершенствование национальных строительных норм и правил, а также адаптация зарубежных строительных нормативно-технических документов осуществляются исключительно на конкурсной основе; 3) заказчиком работ по разработке и совершенствованию национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов и их внедрению в практику выступает Министерство строительства Республики Узбекистан; 4) в пересмотре национальных строительных норм и правил, а также адаптации зарубежных строительных нормативно-технических документов вправе участвовать национальные и зарубежные юридические лица, общественные и международные организации, а также профильные научно-исследовательские учреждения, независимо от формы собственности; 5) строительные нормы и правила утверждаются решением Министерства строительства на основе результатов проведения всесторонней экспертизы и подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан; 6) ведение единого каталога зарегистрированных в установленном порядке строительных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил, обеспечение к нему свободного доступа путем публикации на официальном веб-сайте и постоянного обновления возлагается на Агентство «Узстандарт» |
1) сертификация специалистов в сфере проектирования и строительства, наличие квалификации которых является обязательным в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, осуществляется Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана; 2) авторский и технический надзор является обязательным на всех этапах строительства объектов и осуществляется со стороны автора проекта и заказчика, соответственно, или путем привлечения сертифицированного эксперта; 3) авторский надзор, технический надзор и строительную инспекцию объектов строительства осуществляют только физические лица, сертифицированные в установленном порядке; |
объекты жилищного строительства в обязательном порядке подлежат оснащению энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием на этапе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также должны получить паспорт энергетического аудита до приемки их в эксплуатацию, за исключением объектов, имеющих сертификат по международным стандартам BREEAM (метод экологической оценки эффективности зданий) и LEED (руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию)
|
Градостроительные нормы пересмотрят
В 2019-2021 гг. поэтапно пересмотрят государственные строительные стандарты, технические регламенты, строительные нормы и правила. При этом особое внимание уделят внедрению передовых технологий.
Предстоит разработка новой редакции Градостроительного кодекса. Сам Кодекс должен содержать процессуальные механизмы его реализации, в том числе:
- основные принципы, функции и органы государственного регулирования строительства, порядок внедрения нормативно-технических документов и ведения их каталогов, аккредитации в сфере строительства;
- порядок разработки генеральных планов, проектов детальной планировки, проектно-сметной документации, согласования заявок на застройку, разработки и заключения государственного договора на подряд;
- порядок проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительной инспекции объектов строительства и приемки в эксплуатацию, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
- профессиональное регулирование строительной отрасли с установлением требований к квалификации архитекторов и инженеров, работающих в сфере проектирования и строительства, с определением степени их ответственности, в том числе материальной;
- положения переходного периода и иные вопросы, обеспечивающие, в том числе качество строительного контроля, конструктивную безопасность, регулирование ответственности и страхование, государственную поддержку развития конкурентной среды субъектов строительной деятельности.
Инфраструктуру модернизируют
С привлечением зарубежных компаний предлагается создать испытательные лаборатории, которые будут осуществлять сертификацию строительного оборудования, техники, материалов и изделий, не производимых в Республике Узбекистан и впервые ввозимых на территорию страны.
Предстоит пересмотр лицензируемых видов деятельности в сфере проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта объектов строительства на предмет их регулирования сертификацией, аккредитацией и лицензированием. Планируется утвердить упрощенный механизм лицензирования деятельности в сфере проектирования и строительства, предусматривающий:
- передачу с 1 марта 2019 года полномочий по сертификации деятельности в сфере проектирования и строительства Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, по аккредитации в сфере строительства – Центру по аккредитации при НАПУ;
- установление требований к квалификации и опыту работников Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, ответственных за сертификацию в сфере проектирования и строительства;
- отмену подписания лицензионного соглашения с указанием конкретных, исчерпывающих лицензионных требований и условий, а также эффективный механизм проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Предлагаемый комплекс мер предусматривает широкий спектр мероприятий по совершенствованию системы подготовки и повышению кадров в строительной сфере.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Гаевой.
norma.uz
Комментарии