На зачистку гаражей… нацгвардию?

28 ноября 2018

Столицу накрыла вторая волна «гаражной лихорадки». В жилых массивах по решению городских властей продолжают сносить автостоянки и гаражи. Практически без разъяснения необходимости сноса, установленной законодательством процедуры, правового обоснования. Гражданам обещают места на новых, современных и даже многоуровневых стоянках. Но реально пока с этим туго. Городские власти не могут оперативно решить проблему. Новых стоянок недостаточно, да и цены за место там бьют по карману. Например, чтобы получить «входной билет» на право пользования построенной рядовой стоянкой с навесом, надо внести депозит в размере 1,5 млн сум. плюс ежемесячно платить 90 тыс. сум. Будут ли по карману гражданам многоуровневые?

Массовый масштаб явление обрело в последнее время, когда в Ташкенте началась интенсивная застройка жилых массивов, стали изымать и передавать застройщикам земельные участки. Во многих случаях – с нарушениями. Облик столицы сегодня стремительно меняется. Старенькие гаражи, построенные лет 20 назад, не вписываются в современную городскую среду. Безусловно, их надо менять, нужны современные стоянки, паркинги. Владельцы гаражей согласны с этим. Но требуют, чтобы процесс сноса проходил в рамках правового поля, с соблюдением интересов граждан.

Социальные сети трещат по швам от фактов самоуправства, наступления на право частной собственности при демонтаже гаражей. В отсутствие их владельцев режут замки, ворота, двери автобоксов, вытряхивают на улицу их содержимое. Вокруг громоздятся горы разрушенных строений. Все это делается откровенно, с уверенностью, что за повреждение чужого имущества не придется отвечать. В единичных случаях гражданам компенсируют материальный ущерб за понесенные потери. В результате в жилых массивах стали возникать стихийные стоянки – ни проехать, ни пройти.

Зеленый свет второй волне «гаражной лихорадки» был включен решением хокима города N 690 от 1.06.2017 г. Оно предусматривает дополнительные меры по упорядочению мест содержания автотранспортных средств в столице на 2017–2021 годы. Речь в нем идет о том, что масштабные градостроительные работы в столице требуют современных многоуровневых автостоянок за счет демонтажа прежних, не отвечающих правилам градостроительства и санитарным нормам. Для этого были предписаны поэтапный демонтаж (!) автостоянок, строительство на их месте современных многоуровневых и бесплатных открытых стоянок, создание рабочих групп, мониторящих ситуацию, разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения этих шагов. Исполнение решения идет с нарушениями самими же работниками хокимиятов. То есть сами пишем – сами нарушаем.

Возникает вопрос: был ли резон пороть горячку, включать тотальную зачистку гаражей? Гаражное светопреставление ни к чему хорошему не приводит. Это вызывает возмущение граждан, провоцирует недовольство, недоверие к органам государственной власти, реформам.

Сам себе «закон»

Под колесо гаражной зачистки попал практически каждый автовладелец столицы. Обращение в редакцию граждан, проживающих на квартале «Е» Чиланзарского района, заставило задуматься: по законам мы живем или по чьим-то понятиям, что «государство – все, человек – ничто»? Ведь дело дошло до того, что хокимият привлекает для решения гаражного вопроса…национальную гвардию!

Владельцы гаражей на автостоянке «Дарбаза» подали в прокуратуру Чиланзарского района жалобу на злоупотребления должностными полномочиями представителей государственных органов. В ней говорится, что 7 ноября на коллективной стоянке «Дарбаза» появился бывший начальник ГУП «Chilonzor Avto Xizmat» Чиланзарского хокимията (далее – ГУП, гаражное управление), а ныне замхокима района, Х. М. Шукуруллаев с рабочими для сноса гаражей, принадлежащих гражданам на праве частной собственности. Когда стали срезать петли автобоксов, граждане поинтересовались, есть ли документы на демонтаж, потребовали соответствующее постановление суда, присутствия представителя прокуратуры на предмет соблюдения законности происходящего. Замхокима ответил, что... он сам закон. Чтобы люди не мешали сносу гаражей, вызвал… национальную гвардию!

Если мы будем иметь такие «законы», то на переменах в стране можно ставить крест. Гвардейцы, поняв, в чем дело, покинули стоянку. Подход – старый как мир. Когда в споре не хватает аргументов, ими становится кулак. Так и здесь. Подъехавший работник прокуратуры также не внес ясности в вопрос – документы, узаконивающие снос стоянки, представлены не были. Другими словами, налицо превышение должностных полномочий.

Суть конфликта

Этот конфликт – лишь фрагмент истории зачистки двух автостоянок на квартале «Е» Чиланзарского района. Одна из них – N 80, вторая – ООО «Дарбаза», являющаяся юридическим лицом. Обе были построены автовладельцами за свой счет, когда по их просьбе в 80-е годы решением Ташгорисполкома им были выделены в пользование земельные участки. Там же они получили ордера «на право занятия места», которые являются официальными документами на право пользования, поставили гаражи. Все это время имели право продавать их, сдавать в аренду, то есть распоряжаться автобоксами на праве частной собственности. Но если «Дарбаза» оформила право пользования земельным участком и другие соответствующие документы, то стоянка N 80 не сделала этого своевременно. Когда автовладельцы спохватились, документы городского и районного исполкомов, дающие право пользования землей, из архива пропали. Граждан начали гонять по кругу, как это обычно бывает, чтобы отбить желание «качать права». Тем не менее и де-юре, согласно прежнему законодательству, и де факто они изначально являлись бессрочными безвозмездными пользователями земли, а не ее арендаторами.

В марте 2018 года, когда в столице начался новый виток массового демонтажа гаражей и очередь дошла до стоянок на квартале «Е», ГУП Чиланзарского хокимията поставило их перед фактом: снести все подчистую. Основание – решение хокима Ташкента N 413 от 12.03.2018 г. о передаче земельного участка, на котором они расположены, ООО «Label Invest» под строительство многоэтажного дома и 4-уровневой современной автостоянки. Вначале каждому владельцу гаража обещали предоставить на ней место. На каких условиях – не уточняли. Но ведь одно дело на праве бессрочного безвозмездного пользования, другое – на праве аренды. Все обещания, как это часто бывает, на словах. Автовладельцы вышли в хокимият с предложением, что готовы за свой счет на месте прежней стоянки построить новую, отвечающую современным градостроительным нормам и требованиям. Им отказали, начался снос автобоксов. Важный момент: автовладельцы выступали не против сноса и строительства на их месте современной стоянки. Они требовали, чтобы этот процесс проходил в соответствии с законодательством. Либо им предоставляют места на новой стоянке на прежнем праве, либо компенсируют материальный ущерб и моральный вред по рыночным ценам. Ведь реальная стоимость автобоксов в случае сохранения стоянок достигает 15–25 млн сум., а на слом они уходят за 200–300 тыс. сум.

Здесь речь идет о нарушениях имущественного права и права землепользования. Собственником земли является государство. Земельные участки были переданы в пользование для строительства коллективных стоянок. Земля под автобоксами принадлежит гражданам на праве бессрочного безвозмездного пользования. А сами автобоксы – на праве частной собственности. Изъятие земельных участков и передача в пользование другому лицу без установленной нормативно-правовыми актами процедуры – грубейшее нарушение как права землепользования, так и права собственности. Хокимият и застройщик ООО «Label Invest» своевременно не представили решения об изъятии земельных участков, их сносе, порядке компенсации. Не было учтено, что все принятые акты законодательства для данной ситуации не имеют обратной силы. Отношения и права сторон (государство – гражданин) сохраняются и действуют в их изначальном виде.

Полностью разломать стоянку N 80 не позволяли владельцы боксов, отстаивающие свои права. Тогдашний начальник гаражного управления пообещал, что при наличии выданных райисполкомом ордеров они получат места на новой стоянке бесплатно и с прежними правами. Словам государственного должностного лица поверили. Гаражи на стоянке N 80 сломали, вырыли котлован для новой. Но прошло более полугода, а ясности не было. Начальник ГУП стал замхокима. Его преемники в гаражном управлении разводили руками – мы вам ничего не обещали! Застройщик говорил, что земельный участок ему выделили в пользование. Все, что на нем построит, – его собственность.

В надежде на рассмотрение вопроса в соответствии с законодательством автовладельцы обращались в городской хокимият, прокуратуру, приемную Президента. Однако в нарушение Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» инстанции, от которых жители ждали помощи, пересылали их обращения в хокимият Чиланзарского района, на действия которого жаловались граждане. Разумеется, ответ был один: стоянку снести.

Коллектив владельцев автобоксов ООО «Дарбаза» обратился в Административный суд Мирабадского района за признанием решения хокима города Ташкента N 413 от 12.03.2018 г. недействительным, а действий должностных лиц – незаконными, нарушающими права и интересы граждан. Решение первой инстанции и постановление апелляционной были не в пользу граждан. Сейчас дело в Верховном суде.

Похоже, что пренебрежение интересами граждан становится для многих чиновников делом обыденным. А ведь это подножка проходящим в стране реформам, подрыв авторитета государственной власти и самое главное – подрыв веры граждан в перемены и справедливость. Неспособность выстраивать конструктивный диалог с гражданами, что могло бы снять накал эмоций, – следствие того же правового нигилизма. В таких случаях не изобретено ничего лучшего, как привлечение «тяжелой артиллерии»: начальников округов, секторов, участковых, представителей махаллинских комитетов и прочих. Что примечательно, практически весь чиновничий бомонд защищает интересы не граждан своего района, а бизнеса – застройщика. Возникает вопрос, а нет ли здесь личной заинтересованности в надежде «откусить кусок от пирога», наплевав на интересы и права граждан?

И еще один важный момент. Сегодня Узбекистан стремительно развивается, интегрируя в мировое сообщество, становится привлекательным для международных инвесторов. Но вольное отношение к праву частной собственности может просто отпугнуть их.

Правовой аспект

Какими документами руководствоваться, если при сносе гаражей и стоянок ущемляются права юридических и физических лиц? Рассмотрим правовой аспект на примере автостоянок N 80 и ООО «Дарбаза» на квартале «Е» Чиланзарского района столицы. Напомним, что земельные участки были закреплены за ними на праве постоянного пользования.

Основы земельного законодательства СССР и союзных республик:

Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование (ст. 8).

Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока (ст. 9).

Среди прав землепользователей – право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения (ст. 11).

Статья 41 Земельного кодекса РУз:

Вмешательство в деятельность землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций, а также их должностных лиц запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных физическим лицам, может производиться после выделения по их желанию решением хокима района, города, области равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок жилых, производственных и иных построек, взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду).

Статья 37 Земельного кодекса РУз;

пункт 2 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утв. ПКМ N 97 от 29.05.2006 г.):

Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором по решению, соответственно, хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Пункт 4 Положения:

Хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под роспись не позднее чем за шесть месяцев до начала сноса с приложением к уведомлению копий соответствующих решений… хокимов… города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке.

Статья 86 Земельного кодекса РУз:

Возмещение убытков землепользователям, арендаторам производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые земельные участки, а также предприятиями, деятельность которых влечет ограничение прав землепользователей и арендаторов земельных участков в порядке, устанавливаемом законодательством.

Пункт 3 Положения:

Необоснованный снос строений, сооружений и насаждений на изымаемых земельных участках не допускается.

Статья 206 Гражданского кодекса РУз:

Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценного имущества на праве собственности и возмещением иных понесенных убытков или возмещение ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.

Снос.., строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещений убытков по рыночной стоимости не допускается.

Статья 241-11 Кодекса об административной ответственности предусматривает ответственность должностных лиц за снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества.

По пункту 8 Положения:

Земельные участки изымаются с условием возмещения в полном объеме убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд.

Согласно пункту 2 Положения об индивидуальном жилищном строительстве (прил. N 1 к ПКМ N 272 от 30.12.2006 г.) гаражи относятся к подсобно-хозяйственным строениям.

P.S.

Когда материал верстался, стало известно, что застройщик начал выдавать владельцам автобоксов гарантийные письма. В них говорится, что ООО «Label Invest» гарантирует вместо демонтированных металлических гаражей предоставить их собственникам место на многоуровневой стоянке. Но такое письмо – не что иное, как «мыльный пузырь», от которого застройщику легко будет отказаться. В нем не указано, кому выдается гарантийное письмо, адрес автовладельца, номер снесенного гаража, название стоянки, ее адрес и прочее. Такие «письма счастья» не признает суд. Если застройщик продаст многоуровневую стоянку другому лицу, то ее новый собственник согласно такой «гарантии» не будет нести никаких обязательств перед гарантополучателями – гражданами. Как грамотно составить гарантийное письмо, чтобы собственники гаражей не остались ни с чем, читайте в следующем материале.

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

gazeta.norma.uz



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.