24 мая 2019
Чем строящийся «Ташкент-сити» отличается от прообразов «Ла-Дефанс» и «Москва-сити»? Ответ на этот вопрос можно найти в путеводителе по архитектурному Ташкенту Петера Кноха (Peter Knoch) «Ташкент глазами немецкого архитектора». Презентация книги, изданной по инициативе инжиниринговой компании «Спектрум», состоялась в Ташкенте.
Петер Кнох, считает, что истоки Международного делового центра «Ташкент-сити» следует искать в Париже. Именно там еще в 60-е годы двадцатого века была разработана концепция городского делового центра, на территории которого сосредоточены офисные и административные здания, отели, конгресс-холлы и апартаменты. По образу и подобию проекта «Ла-Дефанс» строятся деловые центры по всему миру. У этого парижского проекта были две основные цели:
во-первых, освободить ценные площади в центре города, используемые под офисы и потому изъятые из общего пользования и снова сделать их общедоступными,
во-вторых, предоставить крупным фирмам, чьи подразделения зачастую были рассеяны по всему городу , современные офисные помещения, объединенные в один комплекс.
Автор книги подчеркивает, что для Ташкента актуальна только вторая цель. В рамках проектирования «Ташкент-Сити» речь шла в первую очередь о том, чтобы создать современный деловой центр. Поэтому в отличие от Ла-Дефанс, «Ташкент-сити» располагается в самом центре города, а не на окраине.
Территорию под новую застройку освобождали от прежних строений. В то же время при этом была сохранена небольшая мечеть (построенная в 1914 году), которая будет тщательно отреставрирована и интегрирована в центральный парк «Ташкент-сити». Говоря об этом, Петер Кнох заостряет внимание на «Москва-сити». При проектировании «Ташкент-сити» был учтен опыт делового центра «Москва-сити». Речь идет не об архитектуре, так как такой высотный кластер как, в Москве, совершенно не подходит Ташкенту из-за особенностей грунтового основания и требований к безопасности в случае землетрясения. Задача стояла в архитектурном оформлении общественного пространства между зданиями, которого в «Москва-сити» нет. Одна из причин – постоянные сильные ветра, которые, всегда образуются рядом с высотными зданиями. Открытое пространство здесь частично используется в качестве автомобильной стоянки, оно загромождено вентиляционными системами и другими техническими сооружениями. Благоустройство, объединенное одной архитектурной идеей, полностью отсутствует. В Ташкенте этой ошибки постарались избежать, поэтому была разработана концепция интегрированных, свободных, незастроенных территорий, включающих в себя как центральный парк, так и бульвары и внутренние дворы отдельных сооружений внутри «Ташкент-сити», которые можно начинать эксплуатировать постепенно, шаг за шагом.
«Ташкент-сити» посвящена одна глава нового издания, посвященного архитектуре столицы Узбекистана. В других главах книги автор рассматривает здания, расположенные в различных частях столицы. Автор подчеркивает, что здесь есть место национальным традициям, опыту зарубежных школ, копированию, эксперименту.
Завершает издание глава, посвященная архитектурным орнаментам. Автор отмечает, что после двадцатого века в Европе отвыкли украшать орнаментами почти все бытовые предметы – от ковра до салфетки, от мебели до столовых приборов – настолько это было вытеснено эстетикой модернизма. Однако, в Ташкенте орнаменты широко распространены в отделке экстерьера и интерьера зданий. Они здесь по-прежнему играют большую роль. Немецкий архитектор считает вполне естественным оставить орнамент центральной темой в архитектуре Ташкента.
На презентации Петер Кнох подчеркнул, что архитектура Ташкента разнообразна, на ее формировании сказались различные школы. Эти тенденции присуще и современной архитектуре. Спикер поставил вопрос: «Как все это будет сочетаться в дальнейшем?» и сам же ответил «Хорошо». При этом обратил внимание, что определяющим для такого архитектурного сочетания будет дружелюбный и гостеприимный узбекский народ.
Отметим, что издание фотоальбома «Ташкент глазами немецкого архитектора» – это международный проект. Книга издана при поддержке группой компаний «Спектрум», имеющей офисы в Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. На ее счету десятки уникальных проектов, построенных в разных городах мира. Её специалисты принимали участие и в проектировании Ташкент-сити.
Автор архитектурного путеводителя – архитектор Петер Кнох (Peter Knoch). Он учился в Академии художеств в Берлине, был стипендиатом Академии художеств в Санкт-Петербурге. Живет и работает с 2003 года в Москве и Берлине. Автор архитектурных путеводителей Москвы, Киева и Тбилиси, а также многочисленных публикаций на темы архитектуры.
Автор: Олег Гаевой
Комментарии