23 октября 2008
Камила Нурумбетова
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в первом полугодии текущего года в республике выполнено строительных работ на 1,46 трлн. сум, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из общего объема строительных работ 67,2% приходится на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, 21,2% – на капитальный ремонт и 11,6% – на другие подрядные работы.
Этим объясняются высокие темпы роста производства строительных материалов в стране. Пятая юбилейная международная выставка «Строительство. Строительная техника. Строительные материалы» ExpoСonstruction-2008, которая проходила в Ташкенте с 18 по 20 октября, послужила новым поводом для привлечения партнеров и инвестиций в данном секторе. На выставке были представлены стенды более чем 50 компаний – производителей и дистрибьюторов, известных брендов, представляющих Узбекистан, Германию, Россию, Киргизию, Италию, Испанию, Южную Корею, Китай и другие страны.
Выставка состояла из нескольких тематических разделов: строительство, строительная техника и оборудование, строительные и отделочные материалы, дизайн интерьеров, декорирование, декоративный текстиль, краски, лаки и различные покрытия для стен и полов, кровля и изоляция, окна, двери, сантехническое оборудование и другие. На открытой площадке проходила демонстрация специальной дорожно-строительной техники и инструментов. Газета «KAPITAL» пообщалась с участниками выставки и выяснила, какие тенденции наблюдаются в разных отраслях строительного сектора.
Генеральный директор лизинговой компании Shosh Invest Group Ирина Феоктистова говорит, что льготы, предоставленные со стороны государства на ввоз технологического оборудования, способствуют активизации спроса и предложения на отечественном рынке. «Заметно увеличилось число компаний, предоставляющих лизинговые услуги, и на местном рынке сейчас идет жесткая конкуренция. Нашей компании, например, чтобы оставаться на виду, нужно идти на определенные уступки клиентам. Что касается компаний-клиентов, которые берут в кредит технику, то здесь уже на протяжении двух лет наблюдается активность из разных регионов страны. Наибольшим спросом пользуются строительная и сельскохозяйственная техника, технологическое оборудование, кирпичное оборудование и бетонные заводы».
Другой участник выставки, известный бренд в сфере производителей сухих смесей в Узбекистане компания «Мегамикс» занимает 70% доли данного рынка. Представитель компании Фаррух Мамадинов говорит, что сейчас рынок насыщен разными производителями. «Можно сказать, что рынок сухих смесей в Узбекистане конкурентоспособен, и это хорошо, это своего рода стимул для местных компаний лидировать на рынке за счет качества».
Один из иностранных гостей компания Industrias Mateu, занимающаяся производством водных и газовых гибких шлангов, впервые участвует в выставке строительства в Узбекистане. Президент компании Джозеф Мэтью говорит, что местный рынок в этой области конкурентоспособный, но основная его доля занята недорогим и, как правило, некачественным продуктом. «Наша продукция нацелена на тех, кто делает ставку на высокое качество».
«В Узбекистане в области электротехнических оборудований мы занимаем 15% рынка, и годовой оборот нашей компании составляет один миллион долларов. Одна из проблем, которая существует на данном рынке, в том числе и для нашей компании, – это отсутствие долговременных контрактов. У нас сейчас разовые контракты, а хотелось бы запланировать свою деятельность на долгосрочные», – говорит
Виктор Трещов, помощник генерального директора по техническим вопросам узбекско-российского совместного предприятия «NVA» и ООО «SITAN», занимающихся производством трансформаторных подстанции внутренней и наружной установки, изделиями для электромонтажных работ и др. Предприятия созданы на базе одного из старейших в Узбекистане завода электромонтажных изделий «ЭМИ».
На выставке заметным было также участие дизайнерских компаний разного направления. Директор студии дизайна и интерьера «Torsvik-Studio Art» Екатерина Бельская говорит, что сейчас конкуренция на рынке дизайна интерьера небольшая, и ниша в этом секторе еще достаточно свободна. «Возможно, в будущем за дизайнерскими идеями будут приезжать к нам из-за рубежа, так как у местных дизайнеров свой особый вкус, в котором зачастую сосуществуют сразу несколько стилей. Тенденции наблюдаются разные, и, в принципе, все стили актуальны. Мы работаем с частным сектором, где в основном пользуется спросом классический стиль с использованием дорогих материалов».
По итогам выставочной компании «ZarExpo» в процессе выставки было заключено около 26 контрактов.
Источник: http://www.kapital.uz/ru/people/view/17
Комментарии