Выбираем мотоблок

01 июня 2010

Мотоблок – многофункциональное устройство, которое автоматизирует труд в саду или огороде и значительно ускоряет и облегчает проведение работ. Существует очень много разнообразных навесных устройств, которыми можно придать вашему мотоблоку различные функции. Например, мотоблок может стать плугом, транспортным средством для перевозки грузов, культиватором, фрезой, помпой, генератором и т.д. Список аксессуаров просто огромный, и это воистину подарок для садовода и огородника. В данной статье мы поговорим о том, как выбрать мотоблок.

Прежде всего, определите для себя, какой именно мотоблок вы хотите купить - профессиональный или любительский. Если у вас дачный участок до 4-7 соток, то вряд ли стоит тратиться на дорогую машину. Можно остановиться на любительском мотоблоке. А если у вас есть огород 20 соток и больше, вам подойдёт полупрофессиональный мотоблок. Тем, кто собирается заниматься ориентированным на рынок интенсивным огородничеством и мотоблок будет задействован ещё с другими приспособлениями (водяная помпа, головка сенокосилки, циркулярная пила, электрогенератор и т.п.), можно посоветовать остановиться на профессиональном мотоблоке.

Выбирайте класс мотоблока в зависимости от размеров своего участка, ориентируясь, например, на такую таблицу.

Размер обрабатываемого участка

Класс мотоблока, л.с./ширина захвата

до 15 соток

3,5/60

до 60 соток

4,0/80

до 1 гектара

5,0/90

1-2 гектара

6,0/90

1-5 гектаров

9,0/100

Конечно, это всего лишь рекомендации, которые помогут вам сориентироваться только с точки зрения минимальных затрат. С другой стороны, покупая более мощный мотоблок, вы будете иметь запас мощности и надёжности. При серьезном подходе к выращиванию овощей на участке 20-30 соток, мотоблок мощностью 9 л.с. окажется наилучшим помощником и с лихвой себя окупит.

Имеет значение также выбор страны-производителя мини-техники. Украинская, белорусская и российская мини-техника по качеству и надёжности пока ещё уступают технике из Италии, Германии, Японии и других развитых стран. Поэтому, покупая технику стран СНГ, надо быть готовым к тому, чтобы ремонтировать и совершенствовать её в процессе эксплуатации. Но одно дело, когда у вас мотоблок для забавы на даче, и совсем другое — когда это средство производства, выход из строя которого меняет ваши производственные планы, смещает сроки работ, сроки, количество и качество поставок продукции на рынок. Вот почему при выборе мотоблока серьёзное внимание следует уделять вопросу его надёжности.

Производство этих мотоблоков уже отлажено, они надежнее тех, которые предлагают малоизвестные фирмы часто по более низким ценам.

 Таким образом, мотоблок является заменой не трактора, а лопаты и тяпки, который значительно облегчает труд огородника и повышает его продуктивность. Это подтверждает и практика использования этого оборудования западными фермерами, которые, кроме мощной техники, обязательно имеют в своем хозяйстве мотоблок, который, повторим, заменяет не трактор, а лопату, сапку, вилы, косу.

Легкий мотоблок любительской серии MTD (T-240) можно рекомендовать дачникам, тем более, что он легко помещается в багажнике автомобиля. Может, именно этим обстоятельством обусловлен повышенный спрос на него. Из российской техники для таких целей можно рекомендовать мотоблок Крот, хотя он весит уже больше — 50 кг.

Чтобы сориентировать покупателя, сколько же бензина ему придется покупать для того или иного мотоблока и его двигателя, можно привести ориентировочные данные по расходу топлива некоторыми импортными двигателями:

Двигатель

Кол-во тактов

Мощность, л.с.

Расход бензина, кг/час

Briggs&Stratton (США)

4

3,5

0,9

Minarelli (Италия-США)

2

3,5

1,5

Tecumzeh (Италия)

4

3,7

0,9

Briggs&Stratton (США)

4

5,0

1,0

Tecumzeh (Италия-США)

4

5,0

1,0

Briggs&Stratton (США)

4

6,0

1,1

Lombardini (Италия)

4

7,0

1,6

Minsel (Испания)

2

7,0

2,1

Как видите, вопрос расхода топлива мини-техникой не особенно важен. Канистры бензина вам хватит надолго. Вообще, рекомендуем не делать запасы бензина. При хранении бензин портится, октановое число его падает, что отрицательно скажется на работе двигателя. Осторожно следует относиться к утверждениям типа «наш мотоблок «съедает» всего 0,5 л/час». Такой расход бензина возможен разве что на холостом ходу, а под нагрузкой двигатель потребует больше топлива. Чудес не бывает.

"Можно ли самым маленьким и дешевым мотоблоком обработать участок площадью 1,5 гектара?"

Давайте подсчитаем. Самый маленький и дешевый мотоблок весит до 35 кг. и имеет ширину захвата фрезы 36 см. Учитывая, что фреза должна работать с перекрытием хотя бы в 3 см, фактическая ширина захвата мотоблока будет составлять 33 см. Один гектар — это 100 х 100 м. Разделим одну сторону гектара на 33 см и получим 303. Это значит, что оператор должен сделать на 1 гектаре 303 прохода с мотоблоком. Таким образом, общая длина пути, который должен пройти оператор на одном гектаре, составит 30,3 км. Максимальная скорость обработки почвы на «штык лопаты» легким мотоблоком составляет приблизительно 0,3 кмчас. Выходит, если оператор будет работать по 8 часов в день, то участок площадью 1,5 гектара он обработает за 19 дней. Здесь мы не учитываем время на развороты на краю участка, заправку топливом, техобслуживание мотоблока, а также время обязательного отдыха (работать с мотоблоком гораздо легче, чем с лопатой, но всё же утомительно).

Как видите, обрабатывать маленьким мотоблоком большие огороды нереально - пропустите все агросроки. Тем не менее, уже ходят упорные слухи, что именно таким, легким мотоблоком можно обработать и 10 гектаров (очевидно, где-то в прессе прошла подобная реклама). Продолжим расчеты. Чтобы обработать 10 гектаров мотоблоком легкой серии, оператору следует пройти 303 км за 126 дней! За это время и осень наступит…

Реальную продуктивность мотоблока (время обработки своего участка в зависимости от глубины хода фрезы) вы можете определить по диаграмме. Например, участок площадью 5 соток на глубину 15 см можно обработать за 4 часа.

"Мне предложили два мотоблока по одинаковой цене: один с мощностью мотора 3,5 л.с. и шириной захвата фрезы 80 см, другой с мощностью мотора 5,0 л.с. и шириной захвата фрезы 60 см. Какому следует отдать предпочтение?"

Запас мощности играет большую роль в долговечности мотоблоков. Многолетний опыт эксплуатации и обслуживания показывает, что мотоблоки с мощностью мотора 3,5 л.с. имеют в 1,5-2 раза больше отказов, чем с 5,0 л.с. Следует также помнить, что для наших почв нагрузка на мотоблок типа «мотосапа» должна быть из расчёта не более 20 см ширины захвата фрезы на 1 л.с. четырёхтактного двигателя (для 2-тактного двигателя соотношение другое: 30 см. на каждую л.с.). Это значит, что если вам предлагают мотоблок с шириной захвата 80 см., разделите это число на 20 и вы узнаете, что мощность двигателя мотоблока должна быть не менее 4 л.с. Отсюда следует: недостаточно мощные двигатели вынуждены работать на пределе своих возможностей, быстро вырабатываются и выходят из строя. То же самое относится и к редуктору и ко всем деталям силового агрегата. Имейте это в виду, покупая мотоблок с редуктором, который не подлежит ремонту. Когда этот редуктор выйдет из строя, придется его полностью менять или выбросить целый мотоблок. Здесь нелишне вспомнить поговорку: «Скупой платит дважды» (как ни прискорбно, бедный тоже).

Покупая лёгкий, маломощный и вместе с тем широкозахватный мотоблок, вы проиграете не только в его надёжности. Например, на тяжёлых заплывающих почвах широкая фреза не сможет сразу заглубиться на нужную глубину. Чтобы достичь необходимой глубины, придётся участок обрабатывать за два прохода.

При выборе мотоблока обратите внимание также на модели моторов и конструктивные особенности мотоблоков (какая передача от двигателя на редуктор, какое сцепление, редуктор), а также на фирму-производителя.

Многие покупатели беспокоятся, не перегреваются ли мотоблоки с воздушным охлаждением  в жаркую погоду.

Чтобы не происходило таких проблем,  специалисты  рекомендуют:

  • применяйте бензин с октановым числом не менее 92;
  • следите за уровнем масла в картере;
  • не допускайте сильного загрязнения воздушного фильтра;
  • не перегружайте двигатель;
  • не допускайте внешнего загрязнения (облипания листьями, травой, землёй), что резко ухудшает его охлаждение;
  • не допускайте длительной работы двигателя на холостом ходу;
  • при стационарной установке мотоблока (например, в качестве корморезки, колуна дров, деревообрабатывающего станка) старайтесь размещать мотоблок в тени и проветриваемом месте.


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.