01 января 1970
Обычно потребители живо интересуются размерами комиссионных, которые просят заплатить им риэлторы. И правильно делают: сэкономить деньги – естественное желание всякого нормального человека, - пишет журнал Metrinfo.ru.
На российском загородном рынке комиссию исторически всегда платил продавец. До кризиса ее размер составлял 3-5%, сегодня, в связи с сокращением спроса, комиссионные увеличились до 6-7%, а в отдельных случаях (сложные в продаже объекты, «дальние дачи») может достигать и 20%. Случаи, когда платит покупатель, иногда встречаются, но это должна быть какая-то особая ситуация. Например, продавец в итоге торгов соглашается на существенное снижение цены, но комиссию оплачивает покупатель.
Продавец «отдувается» и в сегменте дорогого жилья. Сегодня взаимоотношения на платной основе выстраиваются, как правило, с продавцами квартир, чьи интересы агенты защищают в процессе поиска покупателя, переговоров и заключения сделки. Покупатели элитной недвижимости, как правило, готовы оплачивать, в лучшем случае, юридическое сопровождение сделки, но не услуги по подбору жилья, и, стремясь удержать покупателя, риэлторы вынуждены порой идти на невыгодные для себя условия».
Любопытная практика сложилась в аренде квартир. При сумме сделки до 50 тыс. руб. комиссию агентству (50-100% одной месячной цены) платит наниматель жилья. При более высоких ценах комиссию платит уже собственник – порядка 50%. Объясняется это тем, что в противном случае нанимателю пришлось бы платить неподъемный стартовый взнос.
Продолжающийся второй год кризис серьезно изменил ситуацию: сегодня вопрос оплаты комиссионных является предметом переговоров. Подход заключается в том, что работу специалистов оплачивает тот, кому предоставляется услуга. Если предусматривается реализация квартиры, то вознаграждение риэлторской компании оплачивает продавец жилья. Если же клиент хочет приобрести недвижимость, то он несет издержки. Говоря проще, заплатит тот, кому сильнее нужно.
Комментарии