01 января 1970
Обращения потребителей в Антимонопольный комитет по вопросам теплоснабжения составляют около 30% в структуре заявлений, связанных с различными проблемами жилищно-коммунальной сферы.
За 9 месяцев 2011 года в Госкомдемонополизации поступило 244 письменных обращения, связанных с поставкой тепловой энергии. Большая часть из них была решена в пользу потребителей. Чаще всего жители жалуются на необоснованно начисленную задолженность. Достаточно обращений, касающихся недопоставки тепловой энергии; перерывов в ее поставке; отклонения горячей воды от температурных нормативов; требований поставщиков оплаты за отсутствие тепла; расхождения в данных отапливаемой площади собственников жилых помещений и т.п. С началом отопительного сезона эта статистика идет вверх. Конечно, проблем в теплоснабжении хватает, но не стоит забывать о том, как много зависит от товариществ частных собственников жилья, самих жителей. Заместитель начальника управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомдемополизации Акбарджон АБДУРАЗАКОВ рассказывает и о некоторых проблемах в теплоснабжении, озвученных потребителями в обращениях.
Ряд обращений потребителей, связанных с теплоснабжением, касается вопросов самовольного демонтажа отопительных систем. Это явление обрело определенную тенденцию в последние годы. С одной стороны, порядок реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных жилых домах, в рамках которых чаще всего проводится демонтаж отопительных систем, получил правовое обоснование в ряде нормативных актов. С другой – вопрос демонтажа отопительного оборудования «провисает», он недостаточно урегулирован и требует согласованности действий различных ведомств. Выявляя факты демонтажа радиаторов, работники УП ПО «Тошиссиккуввати» (далее – Таштеплоэнерго) требуют их восстановления. Чтобы исключить возникающие при этом противоречия, четко прояснить потребителям, разрешен демонтаж или запрещен, мы направили письма в адрес организаций, в компетенции которых находится решение этого вопроса.
Рассмотрим проблему на конкретном примере. Потребитель, проживающий в Яккасарайском районе Ташкента, обратился в Комитет с заявлением об отсутствии в его квартире на протяжении нескольких лет отопления, что было подтверждено актами. Обращения жителя в ТЧСЖ, Теплоэнерго результата не возымели, проблема никак не решалась. Не получая услуг, он прекратил производить оплату за тепловую энергию и демонтировал (по его мнению, за ненужностью) радиаторы. Потребитель провел в квартире мероприятия по энергосбережению: утеплил двери, установил пластиковые окна, стал выяснять возможности перехода на альтернативные источники отопления взамен тепловой энергии. Работники Таштеплоэнерго выставили ему задолженность за тепло, которое он не получал несколько лет и потребовали восстановить в квартире демонтированные отопительные приборы. После рассмотрения обращения в Госкомдемонополизации тепловики произвели перерасчет необоснованно начисленного долга. Но с вопросом демонтажа теплового оборудования и возможности выбора альтернативного источника тепла нет достаточной ясности. Он требует более детальной проработки, о чем свидетельствуют и разъяснения специалистов различных ведомств.
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ТО МОЖНО?
Что такое демонтаж? Это разборка оборудования, снятие его с места установки. Он производится жителями как самостоятельная работа или во время ремонта при реконструкции помещения. Радиаторы, о демонтаже которых идет речь, являются частной собственностью владельцев квартир. А вот стояки – это общее имущество собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которое связано с общедомовой системой отопления. Потребитель срезал радиаторы как свою собственность, которая, по его мнению, при отсутствии отопления не выполняет функционального значения. При этом оставил в целости и сохранности общедомовое имущество – стояки. Он спрашивает, почему тепловики заставляют его восстановить отопительные приборы?
Что говорит по этому поводу законодательство и каково мнение специалистов? Правовое обоснование этого вопроса, главным образом, обеспечивают 5 документов, на которые они ссылаются. Это Жилищный кодекс (далее – ЖК), Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность и устойчивость зданий (ШНК 1.04.05-061, далее – Положение, ШНК), Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан2, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда3, Договор о поставке тепловой энергии между потребителем и поставщиком (далее – Договор).
Точка зрения специалистов АО «УзЛИТИ» опирается на пункт 16 ШНК, который не допускает переустройств, связанных с разрушением или нарушением технических характеристик общедомовых инженерных сетей (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и связи). Отключение отопительных приборов в одной или нескольких квартирах нарушает работу всей системы отопления жилого дома. То есть если в них не обеспечивается необходимая температура, это влияет на общедомовой тепловой баланс. Поэтому проведению таких работ, по мнению специалистов, должны предшествовать мероприятия, не допускающие нарушения или разрушения инженерной сети. Одно из них – разработка проекта по реконструкции системы отопления, который выполняют организации, имеющие лицензию на осуществление таких работ. При этом из состава системы отопления жилого дома исключаются планируемые к отключению отопительные приборы; производится перерасчет реконструируемой системы, а в новую вводятся все необходимые изменения. Ведомство рекомендует потребителю решать вопрос с разработкой проекта вместе с ТЧСЖ, поскольку для этого требуется согласие всех владельцев дома без исключения.
То есть, надо полагать, что этот порядок предусмотрен для реконструкции помещений, не связанных с кардинальным изменением технических характеристик тепловых сетей. Но в то же время для нашего конкретного случая специалисты УзЛИТИ отмечают, что «в обязательном порядке должен быть предусмотрен альтернативный источник отопления, чтобы обеспечивать в ней нормируемую температуру воздуха. Ведь отопление квартир, расположенных рядом, выше или ниже, не рассчитано на возмещение теплопотерь жилого помещения, в котором демонтируются отопительные приборы». Так можно демонтировать радиаторы или нельзя?
Госкомархитектстрой также констатирует, что произведенный потребителем демонтаж отопительных приборов нарушает общедомой тепловой баланс. В результате в доме не обеспечивается необходимая температура. В то же время в соответствии с пунктом 15 ШНК при переоборудовании помещений более прогрессивными газовыми, сантехническими и электрическими приборами без изменения схемы отопительных, газовых, водоканализационных и электрических сетей помещения в пределах существующего потребления разработка проектной документации и получение разрешения уполномоченного органа не требуются.
Доминантой в этом вопросе является точка зрения Таштеплоэнерго. Ведомство ссылается на статью 24 ЖК, устанавливающую, что собственник квартиры в многоквартирном доме, допустивший самовольное переустройство или перепланировку принадлежащего ему помещения без соответствующего разрешения органов государственной власти на местах, несет ответственность в установленном законодательством порядке и обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. Вмешательство в работу отопительной системы, внесение в нее реконструктивных изменений без соответствующего проектного решения запрещено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. В них говорится, что жильцам дома и слесарям запрещено присоединять дополнительно секции к нагревательным приборам или уменьшать их количество, а также устраивать ниши для радиаторов отопления без специального разрешения (пункт 24.12). Правила предоставления коммунальных услуг населению (пункт 3.3) запрещают потребителю переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя; нарушать имеющиеся схемы учета услуг. Те же самые нормы нашли отражение и в Договоре. В документах, на которые ссылаются тепловики, речь идет о необходимости получения разрешительных документов на проведение указанных работ. О демонтаже там нет ни слова.
Но вместе с тем Таштеплоэнерго не отказывает потребителю в выборе альтернативного источника отопления взамен тепловой энергии при осуществлении ряда мероприятий, в том числе получения:
1) письменного согласия владельцев всех квартир в доме о том, что они не возражают против отсутствия отопительных приборов (поскольку это ведет к ухудшению работы всей отопительной системы жилого дома);
2) согласования с ТЧСЖ вопроса реконструкции системы отопления квартиры с демонтажем отопительных приборов;
3) проектного решения, отражающего необходимые мероприятия для обеспечения должной циркуляции системы отопления всего дома с учетом демонтажа отопительных приборов в квартире. Заявление в проектную организацию, имеющую лицензию на выполнение проекта реконструкции внутридомовых инженерных коммуникаций, должно направляться не собственником квартиры, а ТЧСЖ, которое занимается содержанием общедомовых систем;
4) разрешения энергоснабжающей организации на установку нагревательных приборов для использования их взамен централизованного теплоснабжения для сохранения теплового баланса со смежными жилыми помещениями за счет поддержания в квартире температуры не менее + 18 градусов С.
Судя по всему, эти мероприятия являются внутренним регламентом Таштеплоэнерго. Но они еще больше ввергают в сомнение, не снимают двусмысленности, а усиливают ее, когда, с одной стороны, демонтаж теплового оборудования запрещен законодательством, на что указывают выше тепловики, с другой – они не отказывают потребителю в выборе альтернативного источника отопления.
Позиция ОАО «ТашгорПЭС» тоже не обнадеживает потребителя, скорее, порождает новые вопросы: «электроотопление не предусмотрено в жилых помещениях многоквартирных домов в связи с дефицитом электроэнергии». В то же время специалисты ТашгорПЭС разъясняют, что для использования электричества в целях отопления потребителям необходимо получить разрешение ГИ «Узгосэнергонадзор», а для использования альтернативных источников отопления взамен централизованного теплоснабжения необходимо разрешение Госкомархитектстроя и пересмотр действующих КМК 2.04.17-98 «Электрооборудование жилых и общих зданий»4. Так запрещено или можно?
К ВОПРОСУ – С РЫНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ?
Получается, что документа, четко регулирующего механизм и саму возможность демонтажа теплового оборудования, сегодня нет. Запретительно-разрешительные мероприятия, скорее, касаются общих случаев переоборудования инженерных сетей. Но эти нормы не детализированы в отношении возможности демонтажа радиаторов.
С одной стороны – статья 4 Закона «О защите прав потребителей» (от 26 апреля 1996 года N 221-I) устанавливает право потребителя на свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги). То есть, если он получает некачественную услугу, может от нее отказаться и, в нашем случае, выбрать другой источник теплоснабжения. В принципе, среди альтернативных источников отопления в многоквартирном доме могут быть локальная котельная, солнечная батарея, гелиоустановка в сочетании с котлом, электро- и газовые установки и прочее. Но у нас в многоквартирном жилом фонде доминирует централизованная система теплоснабжения, представляющая единое целое, и исключение из нее одного маленького звена может нарушить работу всей цепочки. Для тепловиков цена вопроса – это не только технические возможности, но и экономическая целесообразность. Демонтаж отопительного оборудования связан не только с массой технических нюансов, но и с сокращением подачи объемов тепла для дома, в котором кто-то из жителей желает перейти на самоотопление. Другими словами, это потеря потребителей. Поэтому в подходе к вопросу тепловики, скорее, придерживаются рыночных позиций, выступают как продавцы коммунального продукта, не желая потерять покупателей. Где гарантия, что, разрешив демонтаж теплового оборудования в квартирах, это не обретет массовый характер и собственники вместо того, чтобы решать проблему с отоплением в своих домах, начнут в массовом порядке резать батареи? Поэтому в позиции Таштеплоэнерго присутствует определенная доля лукавства: вроде бы нельзя, но вообще-то можно. Совершенно определенно то, что если сегодня возникают вопросы, на которые законодательство не дает четкого, однозначного ответа, значит, этот регламент пробуксовывает, требует корректив и эти пробелы необходимо восполнить.
ВОССТАНОВИМ РАДИАТОРЫ – ЧТО ДАЛЬШЕ?
В обращениях в Антимонопольный комитет потребители задают резонный вопрос: «Хорошо, мы восстановим демонтированное оборудование, как того требуют тепловики, а что дальше? Будет ли у нас тепло или поставщики по-прежнему будут необоснованно производить начисления за неполученный коммунальный продукт? Это приведет к обострению противоречий с тепловиками, бесконечным требованиям перерасчетов».
Потребитель должен знать, что поставщик тепла производит перерасчет начисления тепловой энергии в связи с ее недопоставкой на основании акта, в соответствии с пунктом 22 Положения об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан5. В нем говорится, что акт составляется собственником или нанимателем жилья и юридическим лицом, осуществляющим поставку коммунальной услуги, с участием представителя органа самоуправления граждан (махаллинский комитет) и ТЧСЖ после прекращения оказания услуги более 24 часов. При отказе поставщика коммунальных услуг от подписи акта он обязан письменно мотивировать причины отказа от подписи данного акта. В противном случае собственник или наниматель жилья вправе прекратить оплату коммунальных услуг до принятия судебного решения.
Конечно, потребитель должен платить за полученную услугу. Но нет услуги – нет оплаты. Надо разобраться, почему в доме нет тепла. Если поставщики доводят его до входа в домовые сети в полном объеме, оно может теряться и не доходить до потребителя из-за отсутствия хозяйского подхода к общему имуществу руководителей ТЧСЖ да и самих собственников. Например, в доме никуда не годятся стояки (забиты, давно требуют замены); ТЧСЖ не проводит профилактику теплового оборудования к осенне-зимнему периоду; не заботится об энергосбережении (двери в подъезде не закрываются, окна наполовину без стекол); крыша течет; коммуникации и оборудование в подвале давно нуждаются к капремонте. Тогда вопрос с отоплением не к тепловикам, а к товариществу и решать его надо жителям дома сообща. Ведь и в Договоре говорится, что поставщик обязуется обеспечить температуру внутри квартиры не менее +18 градусов С при условии выполнения потребителем требований по остеклению, утеплению квартиры, исправности внутридомовой и внутриквартирной системы теплоснабжения (пункт 2.1).
Очень часто при отсутствии в доме тепла обе стороны – товарищество и поставщики – переводят стрелки друг на друга. В этом случае законодательство предусматривает решение спора в судебном порядке. Договор на поставку тепловой энергии поставщик заключает с потребителем. Но при возникновении разногласий с Таштеплоэнерго собственники могут поручить товариществу (или управляющей компании) выступать от имени своих членов в судебных органах. Для этого должны быть представлены грамотно составленные акты, свидетельствующие о недопоставке или отсутствии тепла, его качественных параметрах, если потребуется – результаты экспертизы, проведенной специализированными организациями. Чтобы знать свои права и обязанности, а также обязательства другой стороны – потребители должны иметь под рукой Договор. Это поможет избавить их от многих вопросов и проблем.
1 Утверждены приказом Госкомархитектстроя от 23 марта 2006 года N 20.
2. Зарегистрированы МЮ 20 февраля 1999 года N 648.
3. Зарегистрированы МЮ 1 февраля 1999 года N 616.
4. Утверждены приказом Госкомархитектстроя от 1 апреля 1998 года N 32.
5. Утверждено приказом гендиректора Агентства «Узкоммунхизмат», зарегистрированным МЮ 13 сентября 2002 года N 1173.
По материалам газеты «НОРМА» No.44 (329) от 31.10.2011 г
Комментарии