В Таджикистане строят современные автодороги

01 января 1970

В Таджикистане подходит к концу крупный проект в области транспорта, который может повысить уровень жизни и экономики.

В начале июля произошла стыковка южного и северного порталов Шахристанского тоннеля, строящегося на стратегической автотрассе «Север-Юг». Это второе подобное сооружение на горных перевалах, находящихся между севером и югом страны. Первый тоннель был построен на горном перевале Анзоб в 2006 году. На 25 сентября запланирована сдача в эксплуатацию Шахристанского тоннеля, который расположен на высоте 2700 метров над уровнем моря. Пятикилометровый транспортный тоннель обеспечит круглогодичное транспортное сообщение между Согдийской областью и южными регионами страны, сообщает centralasiaonline.com.

«Строительство современных автодорог... является частью национальной стратегии государства, направленной на развитие экономического потенциала и повышение благосостояния людей, - сказал глава Согдийской области Кохир Расулзода. – Особенно важен этот тоннель для жителей Зеравшанской долины, которые испытывают большие затруднения в зимний и весенний периоды с передвижением, торговлей, продовольственным обеспечением».

По информации администрации области, строителям еще предстоит вывезти из тоннеля полторы тонны грунта, произвести отделку подземного сооружения, асфальтировать участки дорог как внутри тоннеля, так и у его южного и северного порталов.

Зеравшанская долина вышла из тупика

Таджикистан еще в советский период испытывал зимой большие затруднения в обеспечении продовольствием населения двух крупных регионов - Горно-Бадахшанской автономной области и Зеравшанской долины в Согдийской области. Это связано с тем, что с ноября по май автодороги через горные перевалы закрывались из-за угрозы схода снежных лавин, а дорожные хозяйства не могли постоянно расчищать их от снега.

В 1970-х годах были сделаны неудачные попытки бурения тоннеля через Гиссарский хребет на участке Анзобского перевала. Только в годы независимости, когда были привлечены инвестиции и специалисты, удалось пробурить пятикилометровый тоннель, связавший Душанбе с Зеравшанской долиной. После этого внимание было уделено Шахристанскому тоннелю, который соединяет долину с административным центром Согдийской области – Худжандом и сокращает расстояние до Душанбе на 20 км.

«Это уникальное сооружение, отвечающее самым современным мировым стандартам, - сказал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Джумахон Зухуров. – Будет обеспечено безопасное двустороннее движение при хорошем качестве дороги, освещении и вентиляции, что частично не удалось обеспечить при строительстве Анзобского тоннеля».

По данным Согдийского штаба Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданкой обороне, ежегодно в результате схода снежных лавин на Шахристанском перевале происходят от 5 до 10 чрезвычайных ситуаций, некоторые из них заканчиваются трагически. Не стал исключением и текущий год. С января по июнь зарегистрировано шесть случаев схода снежных лавин и шесть смертей.

«Участками повышенной опасности мы считаем те высоты, где накапливаются огромные запасы снега, которые при небольшом потеплении могут сорваться в ущелье, - сказал сотрудник штаба МЧС Зафар Ашрапов. - Эти участки в основном находились на высоте 3000 метров. Многие водители, несмотря на запрет, пытались проехать через перевал».

По Шахристанскому тоннелю можно будет безопасно проезжать горные перевалы, сказал Зухуров.

Экономическое преимущество тоннелей

Транспортные тоннели важны с экономической точки зрения, считают специалисты.

«С вводом двух тоннелей не только на 20 километров сократилось расстояние между Душанбе и Худжандом, но и время в пути, - сказал начальник отдела эксплуатации дорог управления дорожного хозяйства Согдийской области Рахмонберди Туйчиев. – Раньше, чтобы пройти этот путь на легковых автомобилях нужно было 12 часов времени, на грузовом автотранспорте - до одних суток. Сейчас время в пути сокращается значительно - 4,5 часа и 7 часов, соответственно. В условиях энергетического кризиса это очень ощутимая экономия».

Шахристанский тоннель и другие транспортные коридоры, построенные в стране после обретения независимости, дают более легкий доступ к морским портам Пакистана, что может значительно повысить объем торговли Таджикистана, у которого нет выхода к морю.

«Мы намерены представить правительству рекомендации о необходимости развития транспортной инфраструктуры вдоль автодорог и совершенствования законодательной базы с целью развития торгового потенциала страны», - сказала директор общественного объединения «Союз профессиональных консультантов Таджикистана» Анна Шукурова.

На фотографии, сделанной в мае, изображен Шахристанский тоннель, который уже почти готов.

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2025 Stroyka.uz. Все права защищены.