Первый на постсоветском пространстве

01 января 1970

В Узбекистане продолжается строительство нового завода по производству широкого спектра видов синтетического топлива и других продуктов переработки  газа на базе очищенного метана Шуртанского  газохимического комплекса.

Речь пока что идет об объектах внешней инфраструктуры, на вторую половину 2013 года запланировано начало строительства непосредственно самого производственного комплекса.

Пуск первого на постсоветском  пространстве промышленного предприятия, специализирующегося на глубокой переработке природного газа на основе GTL-технологии, состоится в ближайшие годы.

Наиболее распространенным до сих пор методом доведения  природного газа до стандартов, применимых в промышленности и в быту, является  разделение полученного природного сырья на фракции, а также очистка его от серы. Процесс, осуществляемый на газоперерабатывающих заводах, относительно прост. Среди его основных конечных продуктов — газообразный метан, сжиженные легкие углеводороды и комковая техническая сера.

Конечно, такого рода производства появляются, образно говоря, не на голом  месте. При строительстве ещё  в советское время в Кашкадарьинской  области Узбекистана газоперерабатывающих предприятий в Мубарекском, а  затем в Гузарском районах  были учтены  наличие  большого количества скважин с высоким газовым фактором, доступность магистрального газопровода и относительная близость густонаселенных районов.

И это дало ожидаемые результаты. Ветераны газоперерабатывающей промышленности республики до сих пор играют важную роль в обеспечении топливно-энергетической независимости страны, выполнении взятых её на себя обязательств по экспорту природного газа и продуктов его переработки.  Надо отметить, что выбывающие мощности этих производств компенсируются. И не только. Расширяется и ассортимент выпускаемой ими товарной продукции.

Растет потенциал и  такого важного хозяйствующего субъекта отрасли, как Шуртанский газохимический комплекса – одного из первенцев  экономики Узбекистана в годы его независимого развития. На базе получаемого им метана и будет работать будущий завод, получивший брендовое наименование «Олтин йул GTL» («Золотой путь GTL»).

Именно здесь впервые  на постсоветском пространстве найдет свое применение  новейший вид технологии получения синтетического топлива из природного газа. Она (английская аббревиатура GTL , что значит gas-to-liquid, т. е. «газ-в-жидкость»), как известно,  включает два основных этапа:  первый — частичное окисление углеводородного газа в так называемый синтез-газ, второй -  получение синтетических жидких углеводородов из синтез-газа на катализаторе в так называемом процессе  Фишера — Тропша.

Собственно, технологии GTL как таковой скоро сто лет, и развивалась она долгие годы как вынужденная альтернатива нефтедобыче для стран, лишенных непосредственного доступа к этому важному виду углеводородного сырья. Продукт  первого поколения GTL был широко известен во время второй мировой войны в качестве  немецкого в целом и японского в частности эрзац-бензина;  продукт второго  поколения GTL был получен  в ЮАР как ответ на международное эмбарго этой страны за проводимую правительством белого меньшинства  политику расовой сегрегации коренного населения;  продукт третьего поколения был инициирован  в странах Запада после печально известного  мирового энергетического кризиса 1973 г.

Надо подчеркнуть, что  с каждое  новое поколение рассматриваемой  технологии приносило и  уменьшение капитальных затрат, и увеличение  выхода моторного топлива из расчета  на  тонну исходного сырья. Со временем все более важную роль стали и играть и другие, не менее  существенные факторы.

По мнению большинства  специалистов, первым важным фактором следует назвать стоимость доставки газа из отдаленных, за редким исключением,  районов добычи углеводородного  сырья. Это означает, что прокладка газопроводов к ним не оправдывает себя с экономической точки зрения. То есть газ есть, но затраты на его доставку до конечного потребителя слишком высоки.  Однако, существует вариант выхода из этого непростого положения. Этот газ следует преобразовывать в жидкость, а его транспортировка до потребителя, без сомнения, сравнительно выгодна с экономической точки зрения.

Второй важный фактор -  растущие цены на нефть, третий важный фактор -  неизбежное истощение большинства  мировых месторождений нефти, как минимум, через 10-15 лет. Это требует компенсации, так как в настоящее время стержнем мировой экономики является растущее с каждым годом потребление топливно-энергетических источников, полученных  на основе углеводородного сырья.

Четвертый фактор – его значение, кстати, растет с каждым годом, — экологический фактор. В синтезируемых продуктах несравненно  легче контролировать уровень содержания примесей. Это  актуально в первую очередь не только для европейских производителей дизельного топлива, которые были вынуждены были резко увеличить издержки на его очистку, в связи с введением ограничений на содержание серы и ароматических составляющих топлива.  В ближайшей перспективе это будет важно и для других мировых регионов, постепенно  вводящих все более жесткие экологические стандарты. Проще говоря, синтетическое топливо горит чисто, практически без сажи. В густонаселенных регионах, мегаполисах, словом, во всех местах, отличительным признаком которых является  проблема загрязнения окружающей среды, новый  продукт не может приобрести особую ценность.

Пятый фактор. Синтетическое дизельное топливо, производимое из сжиженных углеводородов, имеет более высокое цетановое число — около 70 (55 — у топлива, полученного обычным путем). Несколько слов о цетановом числе. Это основной показатель дизельного топлива. Он определяет мощностные и экономические характеристики работы двигателя. Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объемному содержанию цетана в смеси с метилнафталином. Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

Очевидно, при принятии стратегически важного решения о строительстве в Узбекистане нового завода по производству синтетических видов топлива учитывались и вышеприведенные факторы, наряду с теми, что диктовали и диктуют высокие темпы социального и экономического развития республики. На протяжении ряда лет НХК «Узбекнефтегаз», компании «Sasol» (ЮАР) и «Petronas» (Малайзия)  — учредители совместного предприятия Uzbekistan GTL  — осуществляли большую  подготовительную работу. Так, в апреле 2009  года в рамках визита в Узбекистан президента и главного исполнительного директора «Petronas» Тан Сри Мохд Хассан Марикана и главного исполнительного директора «Sasol» Пета Девиса представители НХК «Узбекнефтегаз» и этих компаний подписали трехстороннее соглашение «Об основных принципах по реализации проекта по производству синтетических жидких топлив в Республике Узбекистан». С этого момента компании приступили к непосредственной работе по созданию совместного предприятия.

23 июля 2012 года  реализация перспективного проекта,  первого в этом роде на евразийском  пространстве и шестого по  счету в мире, вступила в одну  из решающих фаз. На  площадке  будущего промышленного гиганта  состоялась церемония закладки  первой символической капсулы в основание одного из важных объектов внешней инфраструктуры. Строительство технологического цикла запланировано начать во второй половине 2013 года. В этот же день в Ташкенте состоялась презентация  бренда  и логотипа  совместного предприятия Uzbekistan GTL  — «Олтин йул GTL» («Золотой путь»). «Sasol» и национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» принадлежат по 44,5 процента  в совместном проекте, договоренность о котором была, как уже отмечалось выше,  достигнута в 2009 году. Остальные 11 процентов  — у малазийской компании «Petronas».

Строительство нового завода, как известно, является важной составной частью  приложения  №2 «Перечень реализуемых и подготовленных к реализации инвестиционных проектов в промышленности, по которым определены и согласованы источники финансирования» постановления Президента Республики Узбекистан от 15 декабря 2010 года «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах». Согласно этому важному документу,  производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК в конкретных цифрах должно составить в год  671 тыс. тонн дизтоплива, 278 тыс. тонн авиакеросина, 370 тыс. тонн нафты, 65 тыс. тонн сжиженного газа.

Несколько слов о нафте. Как правило, этот термин мало что говорит современному читателю. Это легкий дистиллят с границами кипения бензина. Выход нафты составляет около 15-18% по массе в расчете на исходную нефть. Это компонент товарных бензинов, осветительных керосинов и реактивных топлив, широко используется как сырье для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония.

Коснемся еще  одного важного момента. О квалификации основного исполнителя проекта. Компания Sasol является одним из пионеров в сфере промышленного синтеза Фишера-Тропша. Первое производство  синтетического топлива с использованием данного синтеза при конверсии газифицированного угля датируется  1955 г. В более современный период истории Sasol,  в связке с не менее известной мировой компанией Chevron, выступила инициатором  разработок  нового поколения GTL-производств на возведении установок в Катаре и Нигерии.

И последний важный штрих. Как сообщили информационные агентства республики, компания «Узбекуголь» приступила к подготовке технико-экономического обоснования строительства завода по синтезу дизельного топлива, рассчитанного на переработку 700 тыс.  тонн угля в год.

Мощности CTL-завода (Coal-to-Liquid) планируется разместить на базе буроугольного разреза Апартак  в Ташкентской области, подготовку ТЭО проекта завершить к концу 2012 года, а в 2013 году приступить  к проектированию технологической части проекта. В настоящее время такого рода производство на постсоветском пространстве действует в российском городе Кемерово.

«Узбекуголь»  планирует осуществить финансирование проекта предварительной стоимостью $640 млн.  за счет займов зарубежных финансовых институтов, кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана и средств участников проекта. В настоящий момент вопрос реализации проекта прорабатывается  с южноафриканской «Clean Coal Technology», немецкими «Alphakat Avermann GmbH» и «Takraf».

Республика  Узбекистан одной из первых в мире совершила прорыв в высокие технологии в сфере получения важных источников энергии. Этому шагу история еще  даст достойную оценку, а пока что неоспорим один, но важный аргумент: республика сделала очередной шаг по пути укрепления собственной топливно-энергетической независимости,  укрепления своего экспортного потенциала и неуклонного повышения уровня жизни собственного населения.


Источник


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2025 Stroyka.uz. Все права защищены.