По словам работников ПТЭС, хищение электронных электросчетчиков практически исключено. При установке они проходят регистрацию, вносятся в реестр, электронную базу данных. Использование их повторно другими абонентами невозможно – тут же появится информация об этом. Но нас предупредили, что во избежание проблем счетчики должны быть недоступны для посторонних, электрощиты на лестничных клетках – закрываться на замок. Наш электрощит давно требует ремонта. Кто должен привести его в порядок?
– Электрощиты на лестничных площадках в многоквартирных жилых домах являются общим имуществом членов ТЧСЖ. Значит, содержание их в надлежащем состоянии – прерогатива товарищества. На общем собрании членов ТЧСЖ собственники квартир могут включить ремонт щитов в план работ и требовать от правления выполнения этой работы. Но общая практика такова, что у товариществ до щитов часто не доходят руки – многим из них не хватает средств на приоритетные работы. Чтобы обеспечить сохранность счетчиков, соседи по лестничной клетке зачастую приводят щиты в порядок сообща, за свой счет. Но если они требуют капитального ремонта, это может повлечь ощутимые затраты. Тогда решением общего собрания ТЧСЖ может произвести жителям частичный перерасчет обязательных взносов. Это позволяет статья 30 Закона «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2006 г. N ЗРУ-32), но при соблюдении определенного механизма.
Пунктом 98 Правил пользования электрической энергией (приложение N 1 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245) ответственность за сохранность электронных электросчетчиков возложена на ТЧСЖ. В случае их повреждения или хищения оно обязано восстановить приборы учета за свой счет. Но на практике эта норма не работает.
Когда поверять электросчетчик?
Мне установили электронный электросчетчик в июне 2013 года. Дата его выпуска и проведенной поверки, указанная в техническом паспорте, – ноябрь 2012 года. Как мне определить срок следующей поверки: с момента установки счетчика или с момента метрологических испытаний, проведенных производителем?
– Поверка – это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Необходимость ее проведения предусматривают Закон «О метрологии» (от 28.12.1993 г. N 1004-XII), Правила пользования электрической энергией (приложение N 1 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245, далее – Правила).
Пункт 48 Правил устанавливает, что периодическая поверка приборов учета электроэнергии проводится в установленные Агентством «Узстандарт» сроки за счет потребителя с обязательным участием представителя предприятия территориальных электрических сетей.
Межповерочный интервал для электронных счетчиков устанавливает Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке (утвержден гендиректором Агентства «Узстандарт» 1.02.2007 г.). Он составляет 4 года. Если в техпаспорте указано, что первая государственная поверка счетчика проводилась заводом-изготовителем в ноябре 2012 года, значит, следующую поверку потребитель должен проводить за собственный счет в ноябре 2016 года.
«Умный» счетчик. Как разобраться в его показаниях?
Установила электронный электросчетчик за свой счет. Электромонтер показал, как снимать показания потребления электроэнергии. Но на экране дисплея прибора учета отображаются и другие данные. Что они означают и какие из них могут быть полезными для потребителя?
– В отличие от старых громоздких индукционных электросчетчиков, современные электронные приборы учета очень компактны и многофункциональны. Они, скорее, напоминают небольшой калькулятор, который помогает абоненту разобраться в структуре потребления электроэнергии, а работникам ПТЭС – осуществлять эффективный контроль ее использования. Старые индукционные электросчетчики выдавали один показатель – сколько «нагорело». Современные электронные – целый комплекс параметров для точного учета потребляемой электроэнергии. Эти «вундеркинды» в исправном рабочем состоянии имеют 2 вида воспроизведения данных: автоматическое и ручное. На его дисплее с интервалом в несколько секунд отображаются различные позиции: номер счетчика, его мощность, текущее время, дата, общее количество потребляемой электроэнергии и т.д. Электроника создает архив данных, обладает хорошей памятью: например хранит данные потребления прошлого и позапрошлого месяцев. При отключении электроэнергии в памяти сохраняется вся основная информация. Необходимые параметры можно получить и вручную, нажав кнопку, после чего счетчик переходит в автоматический режим.
Перехитрить «умный» счетчик практически невозможно. Вмешательство потребителей в современный электросчетчик для уменьшения показаний исключено. А при обрыве проводов и соединении посторонних, хищениях по фазному и нулевому проводам электронное «всевидящее око» тут же выявляет и предотвращает эти нарушения. Счетчик записывает общее время хищений, начало последних 5 событий воровства электроэнергии.
При нормальной его работе потребителю вполне достаточна одна позиция – текущее потребление электроэнергии. При возникновении проблем разобраться помогут показания за предыдущие месяцы. А вот остальные параметры – красноречивая и исчерпывающая информация для работников ПТЭС, контролирующих потребление электроэнергии и состояние счетчика.
Отказывают в перерасчете
В 2009 году на базе нашего дома было создано самостоятельное товарищество. Через 3 года я выяснила, что мне неправильно начисляли обязательные взносы на содержание общего имущества. По моим подсчетам, переплата за это время составила более 130 000 сумов.
Я написала в ТЧСЖ заявление о выявленной переплате, приложила к нему ксерокопию плана квартиры из БТИ и квитанции начиная с 2009 года по I квартал 2013-го. В заявлении просила сумму переплаты включить в счет обязательных взносов за 2013 год. Несмотря на то, что факт переплаты руководство ТЧСЖ признало, мне было отказано в перерасчете. Мотивировали это тем, что в течение 2012 года в товариществе трижды менялось руководство и за его ошибки нынешние руководители ТЧСЖ отвечать не обязаны. Но получается, что коммунальные службы производят потребителям перерасчет при допущении ошибок, а товарищество – нет. Должна ли я оплачивать халатное отношение к своим обязанностям работников ТЧСЖ? Правомерны ли мои требования и как вернуть мои деньги?
– В письме не указано четко, по какой причине была допущена переплата ежемесячных обязательных взносов на содержание общего имущества. Вы пишете, что, обосновывая факт переплаты, представили руководству товарищества план своей квартиры из БТИ и квитанции по оплате взносов. Есть основание полагать, что ошибка в начислениях связана с неверно указанным размером площади помещения. Скорее всего, в бухгалтерии товарищества площадь жилого помещения указана больше, чем в документах БТИ. В таком случае отказ руководства товарищества произвести перерасчет неверно начисленных взносов из-за того, что сменилось руководство, необоснован. Ведь вы предъявляете требования не к должностному лицу, которое находится неизвестно где, а к юридическому – ТЧСЖ, в которое исправно вносите взносы, добросовестно выполняя свои обязанности члена товарищества.
Вы должны составить заявление в товарищество в 2 экземплярах с обоснованием переплаты и требованием произвести перерасчет. Второй экземпляр, зарегистрированный в ТЧСЖ, оставьте у себя. В заявлении следует указать, что в случае отказа произвести перерасчет товарищество должно обосновать его в письменной форме и передать вам. Можно указать в письме, что в случае отказа вы оставляете за собой право обратиться в суд.
Устанавливаем электросчетчик: инструкция для потребителей
ШАГ 1. Вы решили установить электронный электросчетчик за свой счет. Что делать и с чего начать? Не стоит полагаться на советы соседей, знакомых или работников ТЧСЖ. Поезжайте в РЭС своего района, где вам предоставят полную информацию о механизме установки прибора учета электроэнергии.
ШАГ 2. К применению допускаются электросчетчики, прошедшие сертификацию в Агентстве «Узстандарт». Потребителям – физическим лицам работники электроснабжающих организаций рекомендуют приобретать однофазный многофункциональный электронный счетчик электрической энергии DDS28u, совместимый с Автоматизированной системой контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Купить его лучше всего у производителя. В Ташкенте – это СП ООО «Elektron Xisoblagich» (тел. 191-79-01).
Некоторые устанавливают промежуточный вариант – российский однофазный электросчетчик «Меркурий–201», который обходится дешевле. Но эти счетчики не стыкуются с АСКУЭ, и в будущем придется опять нести затраты, устанавливая прибор учета, совместимый с автоматизированной системой.
Вместе со счетчиком вам должны предоставить инструкцию по применению, технический паспорт, сертификат соответствия (счетчик должен пройти сертификацию в органах Госстандарта), которые гарантируют качество, защиту при ремонте или замене прибора учета. Не забудьте взять кассовый чек – он может понадобиться при возникновении проблем.
Не стоит покупать счетчик на рынке у случайных людей, которые могут предложить его дешевле. Решив сэкономить, можно нарваться на мошенников, создать себе серьезную головную боль – на рынке могут быть некачественные, несертифицированные, контрафактные приборы учета.
ШАГ 3. Едем в РЭС. Берем с собой счетчик, сертификат соответствия, технический паспорт и последние квитанции по оплате за электроэнергию.
ШАГ 4. Отправляемся в абонентский отдел. Оператор проверяет, нет ли у вас задолженности по оплате за электроэнергию. Если имеется, необходимо ее погасить – иначе вам будет отказано в установке счетчика. После погашения задолженности инженер РЭС открывает наряд на установку прибора учета. Один экземпляр передается потребителю, другой – электромонтерам.
ШАГ 5. Работник РЭС проверяет счетчик на соответствие заводскому номеру, наличие сертификата соответствия, регистрирует его. С этого момента ваш электросчетчик поставлен на учет.
ШАГ 6. Установка счетчика производится в течение недели после подачи заявления. Предварительно электромонтеры информируют об этом абонента по телефону.
Перед тем как установить счетчик, позаботьтесь, чтобы электрощит, расположенный на лестничной площадке в подъезде, был в порядке, закрывался на замок от посторонних. Имейте в виду, что установка нового и демонтаж старого электросчетчиков – исключительно прерогатива работников РЭС. Если за это берутся другие лица – это нарушение законодательства, и у вас могут возникнуть серьезные проблемы.
При установке счетчика электромонтеры составляют акт в 2 экземплярах, один из них передают потребителю. В нем отражают все данные о демонтируемом и новом счетчиках (тип, номер, показания на момент снятия-запуска, номера пломб Госстандарта и РЭС). Последний этап – пломбировка прибора учета. С этого момента ваш счетчик разрешен к эксплуатации.
Далее электромонтеры проверяют работу нового счетчика, фиксируют в акте, что он работает нормально. Объясняют абоненту, как снимать показания за потребление электроэнергии, что означают другие данные, которые отражаются на его дисплее.
ШАГ 7. Едем в РЭС для сверки или перерасчета (при авансовых платежах) оплаты за электроэнергию.
Комментарии