01 января 1970
Как правило, часто мы не замечаем происходящих вокруг нас положительных перемен, будто они сами собой разумеются, а вот недостатки, наоборот, быстро приковывают всеобщее внимание. Сказанное в полной мере относится и к градостроительству. В результате поэтапной реализации долговременной государственной программы неузнаваемо, в лучшую сторону меняется облик наших городов и населенных пунктов. По масштабам проделанной работы особое место занимает столица страны. О Ташкенте восторженно отзываются прежде всего гости нашей республики.
Но, подчеркнув положительные изменения, достигнутые результаты в градостроительной сфере, в этой статье все же хочется поднять вопрос об одном негативном явлении, ставшем серьезной проблемой последних лет. Это размещение в микрорайонах городов между многоквартирными жилыми домами отдельно стоящих объектов производства, торговли, общественного питания, сервисного обслуживания и рыночной инфраструктуры, не предусмотренных утвержденными генеральными планами застройки территории. Из-за таких незаконных застроек ухудшаются санитарно-гигиенические, противопожарные и другие эксплуатационные условия проживания на территории жилых микрорайонов. Неправомерное строительство осуществляется в основном физическими и юридическими лицами, не знающими требований действующих градостроительных норм и правил (нередко и игнорирующими их).
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одним из основных нормативных документов, регламентирующих строительство объектов в городах и населенных пунктах, является ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство. Планирование развития и застройки территории городских и сельских населенных пунктов».
Согласно пункту 20.7 этого нормативного документа при реконструкции жилой застройки должна быть, как правило, сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускается строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространств при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных, конструктивных, строительных и других требований градостроительных норм и правил.
По требованию пункта 21.1 (для нового строительства) расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, зрительной изоляции основных жилых помещений и приквартирных двориков, а также в соответствии с противопожарными требованиями.
Между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий следует принимать расстояния (исходя из требования непросматриваемости помещений):
для жилых зданий высотой 2 или 3 этажа – не менее 15 метров;
для 4-х и 5-этажек – не менее 25–30 метров.
Между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 метров.
Расстояния между длинными сторонами для 9-этажек и зданий с большей высотностью – не менее 40–45 метров. Между торцами этих зданий с окнами из жилых комнат – не менее 20–25 метров.
В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.
На площадках сейсмичностью 8 баллов и выше расстояние между длинными сторонами жилых зданий должно быть не менее двух высот наиболее высокого здания.
Не допускается размещение в существующих микрорайонах объектов любого назначения между многоквартирными жилыми зданиями, за исключением специальных зданий и сооружений (спортплощадок, игровых площадок для детей, площадок для сушки белья, временных стоянок для автомобилей).
Несмотря на наличие таких нормативных требований и принятие соответствующими органами мер по выявлению и пресечению многочисленных фактов нарушений в этой сфере (в силу объективных и субъективных причин), не всегда удавалось достичь ожидаемых результатов. Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях обеспечения строгого соблюдения утвержденных генеральных планов застройки территорий было принято Постановление Президента «О мерах по наведению должного порядка в проектировании и строительстве объектов социального и гражданского назначения» (от 27.12.2011 г. N ПП-1666).
Пункт 2 Постановления содержит очень важное требование о категорическом запрете на:
строительство и реконструкцию объектов, независимо от источников их финансирования, одновременно с параллельной разработкой проектно-сметной документации и финансированием;
вмешательство лицам, не наделенным соответствующими полномочиями, в ход строительства и процесс внесения изменений в утвержденную проектно-сметную документацию;
размещение, проектирование и строительство отдельно стоящих объектов производства, торговли, общественного питания, сервисного обслуживания и рыночной инфраструктуры, не предусмотренных утвержденными генеральными планами, на территории завершенных строительством массивов, жилых многоэтажных микрорайонов (кварталов) в городах, поселках и районных центрах.
Следует особо подчеркнуть, что пункт 3 этого же Постановления Президента определяет для нарушителей жесткие меры ответственности: лица, допустившие нарушение установленного порядка проектирования и строительства объектов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством, вплоть до уголовной.
Необходимо отметить, что за истекший период после принятия Постановления Президента N ПП-1666 наметились положительные тенденции в наведении должного порядка по вопросу размещения отдельно стоящих объектов между домами в микрорайонах. Так, соответствующими надзорными органами с начала 2013 года выявлено более 50 случаев нарушений генеральных планов застроек территорий. Из них документы по 9 нарушениям переданы в судебные органы, 42 направлены для принятия мер в рабочие группы хокимиятов районов. Кстати сказать, решение хокима г.Ташкента «О благоустройстве строений для хранения автомототранспортных средств и приведении их в соответствие с правилами градостроительства в городе Ташкенте» от 8.04.2013 г. также направлено на исполнение положений Постановления Президента N ПП-1666.
Вместе с тем для успешной реализации в жизнь решений, принятых государственными органами в сфере градостроительства, наряду с усилиями надзорных органов, требуется и активное участие общественности – жителей микрорайонов, ТЧСЖ, махаллей с обязательным привлечением средств массовой информации.
Миркодир ХИДОЯТОВ,
наш эксперт.
NORMA.UZ
Комментарии