17 октября 2013
УЧИТЫВАЕМ И ХРАНИМ
Подрядная организация несет материальную ответственность перед заказчиком за сохранность полученных возвратных материалов до передачи их заказчику или повторного использования на строительстве. Она должна обеспечить их хранение на приобъектном складе в соответствии с правилами хранения новых материалов и изделий до предъявления представителям заказчика для определения фактического количества возвратных ресурсов в общем объеме демонтированных материалов.
Учет возвратных материалов начинается с составления акта фактического выхода демонтированных ресурсов. Если подрядная организация будет использовать их в строительстве, то они должны быть оприходованы в ее складском и бухгалтерском учете по ценам новых материалов за вычетом затрат по приведению их в годное состояние. У подрядчика они учитываются как давальческий материал заказчика.
Возвратные материалы, не используемые повторно в строительстве, подрядная организация должна передавать заказчику по акту приема-передачи. В этом случае их будет приходовать заказчик в своем бухгалтерском учете в указанном выше порядке. В договоре подряда необходимо конкретизировать порядок и сроки передачи подрядчиком заказчику возвратных материалов и порядок возмещения не переданных.
Необходимо отметить, что любое передвижение возвратных материалов сторонним организациям должно проходить через баланс заказчика.
Внимание! Согласно пункту 3.10 КМК 1.04.04-99 «Повторное использование изделий, оборудования и материалов в строительстве» (утверждены приказом Госкомархитектстроя от 1.12.1998 г. N 81) порядок реализации возвратных ресурсов населению, их переоценка, доставка покупателю регулируются местными органами управления (хокимиятами). Вероятнее всего, Госкомархитекстрой здесь имел в виду лицензирование торговой деятельности хозяйствующих субъектов.
ПО ФАКТУ И ПО АКТУ
Фактический выход возвратных ресурсов после демонтажа или сноса зданий и сооружений (конструкций) определяет комиссия, в которой участвуют уполномоченные представители заказчика, технического надзора и подрядчика, назначенные приказом. Результат совместной работы сторон оформляется актом фактического выхода материалов и изделий от разборки (демонтажа) строительных конструкций (образец см. на сайте norma.uz), завизированным представителями сторон. Он утверждается руководством (уполномоченным лицом) заказчика и подрядчика, датируется.
В акте фактического выхода материалов в табличной форме указываются:
наименование подобъекта строительства, виды демонтажных работ;
демонтированные материалы (с указанием вида, марки, класса или других опознавательных свойств);
общее количество демонтированного материала;
единица измерения;
количество материалов, которые предположительно можно повторно использовать;
количество материалов, непригодных для повторного использования;
описание фактического состояния, характеристики, свойства возвратных ресурсов, не позволяющих их повторно использовать.
Подрядная организация должна показать членам комиссии все демонтированные материалы, даже их обломки. Именно комиссия решает, сколько среди них годных и сколько не годных материалов.
Сведения об общем количестве демонтированных за отчетный период материалов комиссия получает из актов выполненных работ подрядной организации за последний отчетный период. Конечно, цифры в акте фактического выхода не должны быть больше отраженных в акте выполненных работ.
Комиссия определяет визуально физическое и качественное состояние демонтированных материалов и результаты осмотра фиксирует в акте. Материалы могут быть только годными или не годными для повторного использования.
Подрядная организация в последующем возвращает заказчику указанные в акте фактического выхода возвратные материалы по акту приема-передачи. В случае их недопоставки подрядчик компенсирует ему нанесенный ущерб по рыночной стоимости.
Нетипичная ситуация. Нередко бывает, нужно срочно освободить строительную площадку от скопившихся возвратных материалов, хотя установленный договором подряда срок представления актов выполненных работ еще не наступил. В таком случае можно оформить промежуточный акт об объемах демонтированных материалов. В нем указываются объем, вид и место выполненных работ, количество и наименование демонтированных материалов за конкретный период отчетного месяца. Акт подписывают представители подрядной организации и технадзора. В течение месяца можно по мере надобности оформить несколько подобных актов.
Для недопущения скопления демонтированных материалов на стройплощадке необходимо требовать от подрядчика вместе с актами выполненных работ дополнительно представить акт фактического выхода материалов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ
Работу комиссии обычно организует служба технадзора заказчика. Она устно или письменно оповещает членов комиссии, представляющих заказчика. Представители подрядной организации обычно всегда присутствуют на строительной площадке.
Служба технадзора представляет на рассмотрение комиссии предстоящий объем работ. Целесообразно документально оформить объяснение в виде акта демонтажа за предыдущий отчетный период.
После этого члены комиссии в сопровождении представителя подрядной организации осматривают и считают демонтированные материалы, включая сломанные и битые. Подрядчик должен показать, где они находятся на стройплощадке. К сожалению, обычно они лежат где попало и как попало, вперемешку со строительным мусором.
Заказчику следует знать, что в сметной документации в состав демонтажных работ, как правило, включаются затраты подрядчика по очистке возвратных материалов от растворов и грязи, их сортировка, транспортировка, складирование на приобъектный склад. Кроме этого, подрядная организация еще должна обеспечить хранение возвратных ресурсов и хранить их надо как новые материалы. За все это заранее уплачено заказчиком. А значит, комиссия вправе требовать от подрядчика представить очищенные от мусора, разделенные по видам и наименованиям возвратные ресурсы. На ее рассмотрение должны быть представлены даже отходы или разломанные демонтированные материалы. Подрядчик должен складывать их отдельно в стороне от строительного мусора. Если подрядчик не выполнил свои обязанности, то комиссия имеет право не подтверждать факт демонтажа материалов. Тогда подрядчику не следует платить деньги за их очистку и перенос до приобъектного склада.
Если подрядчик не смог должным образом представить комиссии все или часть демонтированных ресурсов, то заказчик имеет право требовать от него материального возмещения их стоимости или не производить оплату за демонтаж непредставленных демонтированных материалов. Обычно одного наказания бывает достаточно. В следующий раз подрядчик не повторит такую ошибку. Службу технадзора также можно привлечь к материальной ответственности, так как она должна следить за выполнением подрядной организацией строительных норм.
Чтобы один и тот же демонтированный материал не был представлен комиссии более одного раза, ей следует тщательно организовать свою работу. Комиссия должна осмотреть указанные в акте места демонтажа материалов, сверить данные акта с фактически выполненной работой. Рекомендуется провести фотосессию рассматриваемых материалов.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД МАТЕРИАЛОВ?
Предъявленные подрядчиком представителям заказчика демонтированные материалы не являются фактическим выходом годных для повторного использования материалов. Он зависит от многих факторов: от соблюдения подрядчиком технологии строительства (демонтажа), выполнения технадзором договорных обязательств перед заказчиком, состояния охраны стройплощадки. Поэтому заказчика (проверяющих) всегда волнует вопрос: сколько на самом деле должно было образоваться возвратных материалов по итогам демонтажа (сноса) зданий, сооружений?
Согласно действующим нормативным документам заказчик должен в ходе строительства определять и уточнять фактический выход возвратных материалов. Но в некоторых отечественных правовых актах сохранилось понятие «нормативный выход годного материала от демонтажа». Так, в ШНК 4.02.46-04 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» (утверждены Госкомархитектстроем от 14.09.2004 г. N 60) есть норма «Разборка покрытий полов в зданиях и сооружениях с агрессивными средами» (46-04-011). ШНК указывает, что даже в агрессивных средах в смету по разборке полов включены такие затраты, по которым выход годного штучного материала (например, плитки и кирпича, очищенных от раствора) составляет 50% (пункт 1.26 ШНК 4.02.46-04).
Необходимо отметить, что действовавшие ранее нормы выхода определенных материалов при демонтаже или сносе конструкций (зданий, сооружений) основывались на результатах исследований. Если идут реконструкция и снос зданий и сооружений, построенных в дореформенный период, то можно предполагать, что фактический выход возвратных материалов не должен быть ниже нормативного, предусмотренного действующими в тот период нормативными документами. Если фактический выход окажется ниже, то заказчик (подрядчик) должен обосновать причину отклонения от нормы.
Если подрядчик не согласен на такой порядок, то заказчик должен организовать технические или специальные обследования конкретного участка демонтируемых или сносимых при строительстве объектов (конструкций). Затраты заказчика на проведение исследований снижают стоимость возвратных материалов, на которую полагается начислять прочие затраты подрядчика. Количество необходимых актов зависит от числа обследуемых участков и ценности демонтируемого материала.
Р.ХАЙДАРОВ,
председатель
Палаты аудиторов
Узбекистана.
NORMA.uz
Комментарии