01 января 1970
Можно сколько угодно говорить о преимуществах профессионального управления и обслуживания многоквартирного жилого фонда. Но если у товарищества нет выбора или близлежащие управляющие компании (УК) оставляют желать лучшего, все рекомендации так и останутся теорией. Прежде всего на рынке должна быть сформирована конкурентная среда. А руководителю управляющей компании следует понимать, если она работает спустя рукава, то товарищество-заказчик в лучшем случае уйдет в другую УК, где цены более приемлемы, качество услуг выше, ответственности больше. И такие успешные управляющие компании – профессионально работающие коммерческие структуры у нас есть. В одной из них – ташкентской УК «Береза коммунал сервис» – мы и выясняем, почему многие однодомные и малые товарищества не горят желанием заказывать компаниям услуги и как убедить их в плюсах профессионального содержания дома.
СУХА ТЕОРИЯ, МОЙ ДРУГ,
НО ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕЕТ
– Товарищества, предпочитающие самообслуживаться, не видят экономической выгоды в профессиональном обслуживании многоквартирного жилого фонда, – говорит директор УК «Береза коммунал сервис» Валентина Азимова. – Даже однодомные ТЧСЖ стремятся организовать маленькое натуральное хозяйство, обзаводятся штатом, что увеличивает затраты. Одни из них имеют опыт неудачного заказа услуг УК, безответственность которых отбила желание иметь с ними дело. Другие рады возложить заботы о домовом хозяйстве на плечи УК, да нет ее поблизости.
Из совокупности субъективных и объективных причин можно выделить несколько доминирующих. Прежде всего – это неинформированность жителей о возможностях профуправления домом; отсутствие конкуренции на рынке жилищных услуг, ограничивающее выбор; профессиональный уровень УК. Давайте остановимся на первой причине. Решение о способе управления и обслуживания домовым хозяйством принимают члены ТЧСЖ. Поэтому мы ведем разъяснительную работу не столько с правлением товарищества, сколько с жителями. Для них, как правило, важны две позиции – цена и качество услуг. Часто видим, что люди хотят получить как можно больше, а платить за это как можно меньше. Так не бывает. Но можно минимизировать и оптимизировать их затраты, сэкономить, если они поручат заботу о доме специалистам, которые сделают это лучше, качественнее. Конечно, при условии, что это успешно работающая компания.
НЕПРАВИЛЬНАЯ СМЕТА.
НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЗНОС
К нам часто приходят жители соседних домов, члены правления товариществ, которые обслуживают многоэтажки своими силами. Просят помочь рассчитать размер взносов или посмотреть, правильно ли составлена смета. И здесь УК должна сказать свое слово, потому что однодомные товарищества – ее потенциальные клиенты. Заинтересованные в заказчиках компании должны грамотно разъяснить им все плюсы профобслуживания. Проблемы однодомников очень похожи.
Вот очень типичная ситуация. Жители девятиэтажки ни в какую не соглашались повышать обязательный взнос, считая, что правление составило неправильную смету. В то же время требовали выполнения серьезных работ, которое никак не покрывал взнос, равный 200 сумам за 1 м2 площади.
Мы просчитали каждую позицию сметы, и получилось, что для выполнения требуемых работ необходимо поднять размер взноса до 300 сумов. Пришли на собрание, стали объяснять, что к чему. В подвале надо сделать тепловой узел, кровля требует ремонта – это существенные затраты. В доме 63 квартиры, а в штате ТЧСЖ 4 человека: председатель, дворник, сантехник, бухгалтер. На их зарплату уходит 45% взносов. Заняты работники максимум 2 часа в день, а оплачивают им за 7 часов. У сантехника 1 тепловой узел. От силы он работает в товариществе 1,5–2 часа в день, а летом ему вообще делать нечего. То же самое с дворником: уборка небольшой территории у дома занимает полчаса, не больше. Бухгалтерия этой девятиэтажки тоже не занимает много времени: час в день. Посчитали, получилось, что затраты труда работников ТЧСЖ более чем в 2,5 раза меньше объема, оплаченного жителями. Все это утяжеляет взносы. Как тут набрать денег на капитальные затраты, не поднимая взнос, если штат съедает почти половину платежей членов ТЧСЖ? Если бы это тварищество заказывало услуги нашей компании, то можно было бы ограничиться взносом в 230–250 сумов за 1 м2. Но жители никак не могут созреть для этого.
Члены другого товарищества тоже пришли с «неправильной» сметой. У них также не хватает средств на содержание девятиэтажки. И также на зарплату штатных работников уходит почти 50% всех начислений обязательных взносов. Если учесть, что 30% взносов перечисляется в счет будущего капремонта, 5% – на канцтовары, 10% – на мелкое оборудование, то на обслуживание дома остается… 5%.
Содержать штат в товариществе на базе одного дома неэффективно и по другим причинам. В результате неполной занятости тот же сантехник, бухгалтер, дворник или исполнительный директор работают в 2–3 местах. Бегают из одного товарищества в другое, а когда понадобятся – никого на месте не найдешь. Работу выполняют кое-как, жители недовольны, дома содержатся плохо.
ЧЕМ ТОВАРИЩЕСТВУ ПОЛЕЗНА УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ?
Если товарищество заказывает нашей УК полный комплект услуг, его стоимость в зависимости от технического состояния дома составляет 30–35% от суммы начислений. В ТЧСЖ только на зарплату персонала уходит 40–45% и больше, а у нас в этих 35% «сидит» все. В результате большого оборота компании ее услуги доступны заказчикам. Поэтому наши заказчики-товарищества рентабельны. В их распоряжении остается порядка 35% взносов (помимо аккумулируемых 30% на капремонт), а это большие деньги.
Чтобы быть привлекательной для товариществ, УК очень важно определиться с тарифной политикой. Жители должны видеть стоимость каждой услуги, знать, за что они платят, иметь право выбирать. Такая прозрачность обеспечивает доверие к УК. Фиксированная цена пакета без расценки каждой услуги и отсутствие возможности заказывать их отдельно отталкивают заказчиков.
Мы составляем калькуляцию на каждый вид услуг, и каждая из них имеет свою цену. Можно заказать ее отдельно, можно заключить договор на полное обслуживание. Полный пакет состоит из отдельно расцененных услуг. В последнее время расшифровываем и делаем для жителей распечатку, из чего складываются обязательные взносы. Они видят стоимость 1 часа той или иной услуги, затраты на 1 м2 площади, сколько это будет в процентном отношении. Потихоньку начинают разбираться в азах бухгалтерии, знание которых снимает противоречия между ТЧСЖ и УК.
Некоторые товарищества опасаются, что управляющая компания начнет распоряжаться их средствами. Но деньги ТЧСЖ находятся на его расчетном счете. Они распоряжаются ими, перечисляя УК оплату за услуги по акту выполненных работ. Правление контролирует их исполнение. Мы отчитываемся перед своими заказчиками на общих собраниях.
За счет чего еще выигрывает товарищество, обслуживаемое УК? Однодомное ТЧСЖ не в состоянии сформировать прочную материально-техническую базу, не всегда может привлечь квалифицированных специалистов, подрядчиков. Стараясь экономить, оно нанимает для выполнения работ случайных людей, которые не несут ответственности за их исполнение. В УК взаимная ответственность сторон определяется договором.
Услуги, которые мы оказываем широкому кругу заказчиков, обходятся им дешевле. 1 час работы сантехника стоит у нас 10 000 сумов, бухгалтера – 12 000, электрика – 7 000, дворника – 7 000. В одном ТЧСЖ они работают 0,5–2 часа в день, в месяц – 2–6 полных рабочих дней. В УК им оплачивают по фактическим затратам труда, что также составляет экономию. Здесь они заняты полный рабочий день, получают достойную зарплату и всегда находятся под контролем.
Экономит средства ТЧСЖ и оснащенность УК оборудованием. Например, у однодомных товариществ нет своего компрессора для промывки систем горячего водоснабжения. Его аренда обходится им порядка 80 тысяч за час. У нас же 1 час промывки стоит 45 тысяч сумов – почти в два раза меньше. Или проблема с вывозом смета. УК заключила договор на его вывоз с ООО «Омад сервис». Мы 1 раз в неделю заказываем шеститонник, уплачиваем за него 114 тысяч сумов и вывозим смет с придомовых территорий всех наших ТЧСЖ. Если бы товарищества заказали эту услугу сами, она обошлась бы им в 30–40 тысяч сумов в зависимости от количества квартир – в 3–3,5 раза больше, чем получаемая через УК.
ДОСЬЕ: УК «Береза коммунал сервис» работает с 2006 года. Сфера деятельности: управление, обслуживание, ремонт многоквартирных жилых домов. 4 товарищества (312 квартир) заказывают УК полный пакет услуг, 4 ТЧСЖ – отдельные услуги. Обслуживает лифтовое хозяйство 25 товариществ. УК является одним из учредителей Ассоциации организаций профессиональных управляющих и обслуживающих жилищный фонд республики. Победитель республиканских конкурсов на лучшее управление многоквартирным жилым фондом.
Благодаря грамотному управлению наши товарищества не жалуются на нехватку средств. В этом году они получили неплохую экономию электроэнергии – 10–15% от запланированных расходов. Удалось это за счет энергосберегающих лампочек. Дети стали меньше гонять лифты, потому что в подъездах установили двери с домофонами. Сейчас серьезные работы в домах уже выполнены, занимаемся текущим их обслуживанием. Устанавливаем металлические двери, стеклопакеты с условием, что жители сами отремонтируют подъезды. В будущем году не думаем повышать размер обязательных взносов. Между жителями и нашей управляющей компанией не возникает конфликтов и противоречий по поводу размера взносов, расходования их средств. Потому что все прозрачно, понятно, доходчиво и в интересах заказчика.
Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.
Комментарии