Законодатель расширил права и усилил гарантии иностранным инвесторам

01 января 1970

 

 

20 января 2014 года Президент страны И.Каримов подписал Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-365. Этим Законом внесены изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. № 609-I), «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» (от 30.04.1998 г. № 611-I), «О таможенном тарифе» (от 29.08.1997 г. № 470-I) и в Налоговой кодекс (статьи 376-377). Они коснулись деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

 

Во-первых, упрощены процедуры государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, а также оформления необходимых разрешительных документов. На уровне закона установлено, что они будут осуществляться по принципу в «одно окно». Ранее порядок создания и государственной регистрации указанных предприятий определялся Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Во-вторых, расширены обязательства государства по иностранным инвестициям. В частности, министерствам, государственным комитетам, ведомствам, органам государственной власти на местах, правоохранительным и контролирующими органам, банкам запрещается устанавливать дополнительные требования и ограничения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

 

Кроме того, законодательно закреплено право иностранных инвесторов – физических лиц и должностных лиц юридических лиц – иностранных инвесторов въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период существования их долей (вкладов, акций) в предприятиях с иностранными инвестициями с получением соответствующих многоразовых виз.

 

А право на беспошлинный ввоз имущества для личных нужд, наряду с иностранными инвесторами и гражданами иностранных государств, получили  лица без гражданства, при условии, что все обозначенные лица постоянно проживают за пределами Республики Узбекистан и находятся в нашей стране в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами. 

 

Также установлено, что иностранные инвесторы  могут распоряжаться своими доходами, включая их репатриацию, а также реинвестицию (понятие которой дано в новой редакции) только после уплаты налогов и других обязательных платежей.

 

Так, реинвестициями признается  любой доход, полученный от иностранных инвестиций в Республике Узбекистан и вкладываемый иностранными инвесторами на территории Республики Узбекистан в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.

 

С этими положениями связаны и изменения, внесенные в Налоговый кодекс. Льготы в виде освобождения от уплаты налогов на прибыль, на имущество,  на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд,  по-прежнему предоставляются  на определенный срок исходя из внесенного объема инвестиций в соответствии с законодательством. Но условия применения льгот приведены в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (от 11.04.2005 г. УП-3594).

 

В налоговом законодательстве отражена норма, ранее прописанная в законодательстве об иностранных инвесторах. Теперь, согласно Налоговому кодексу,  вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями в денежной форме не менее 5 млн долл. США, вправе, несмотря на изменения налогового законодательства, применять действовавшие на дату их государственной регистрации нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей  еще в течение 10 лет.

 

Дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам также предоставляются при инвестировании во внедрение высоких современных технологий и развитие высокотехнологичных производств. Как и ранее, во всех установленных законодательством случаях они предоставляются на основании решений Президента или правительства Республики Узбекистан, которыми предусматриваются условия и порядок вложения, использования и обеспечения окупаемости иностранных инвестиций, но теперь и утверждение инвестиционных договоров, заключаемых между правительством Узбекистана и иностранным инвестором, с закреплением в них инвестиционных обязательств иностранного инвестора.

 

Законодательным актом предусмотрено, что дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам могут включать:

 

предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан;

 

оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов;

 

создание специального налогового и платежного режима;

 

осуществление государственного мониторинга реализации проектов;

 

обеспечение внешних инженерно-коммуникационных сетей и иные меры в соответствии с законодательством.

 

Согласно Закону, помимо ранее установленных законодательством форм, иностранные инвестиции могут осуществляться и в виде приобретения права на поиск, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участках недр в соответствии с соглашениями о разделе продукции.

 

Вместе с тем теперь установлено, что иностранными инвесторами не могут признаваться граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей, а также не относятся к иностранным инвестициям долговые обязательства, эмитированные (выпущенные) резидентами Республики Узбекистан.

 

Изменения и дополнения, касающиеся иностранных инвесторов, вступили в силу со дня официального опубликования Закона в газете «Народное слово» – 21 января 2014 года.

NORMA.uz

 



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.