В США принят закон о запрете поддержки строительства плотин и крупных гидроэнергетических объектов

30 января 2014

 

947b6a2c5da5ef381757d849842b4879

 

В январе 2014 года Конгресс и Сенат США приняли, а Президент США Барак Обама подписал закон, предусматривающий введение законодательных норм, принятия которых долгое время добивались международные экологические организации, а также специалисты и эксперты по техногенным угрозам.

Принятый закон прямо обязывает представителей США в Советах директоров международных финансовых институтов выступать против одобрения любого займа или документа, которые направлены на поддержку проектов строительства крупных плотин и гидроэнергетических объектов.

На сегодняшний день США являются крупнейшими акционером и донором основных международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международную ассоциацию развития, Азиатский банк развития, Азиатский фонд развития и другие аналогичные финансовые институты, и Соединенные штаты ввели законодательно закрепленный запрет на поддержку предложений о финансировании и одобрении любых проектов, направленных на строительство плотин и крупных гидроэнергетических объектов во всех международных финансовых институтах, где США являются акционером.

Решение законодательной и исполнительной властей США вполне закономерно, так как за последние годы исследования специалистов-экологов, экспертов по техногенным угрозам, инженеров и правоведов, неоднократные обсуждения указанных вопросов на международном уровне внесли ясность в вопросы, связанные с негативным эффектом, угрозами и вызовами вследствие строительства высотных плотин, которые особенно усугубляются в горных условиях и могут вызвать непредсказуемые последствия и непоправимый ущерб по многим направлениям.

Поэтому указанные нормы, принятые по инициативе экологических организаций и поддержанные всеми ветвями власти США, являются ясным и недвусмысленным сигналом о недопущении реализации проектов по строительству гигантских гидроэнергетических объектов, несущих огромные риски масштабных экологических, техногенных и социально-экономических катастроф.

Для региона Центральной Азии вопрос недопущения строительства крупных плотин и гидроэнергетических объектов является особенно актуальным, так как в последнее время предпринимаются настойчивые попытки реанимировать запланированные еще с советских времен проекты строительства на основных трансграничных реках региона — Амударье, Сырдарье и их притоках — гигантских гидроэлектростанций, в том числе Рогунской ГЭС (Таджикистан) и Камбаратинской ГЭС-1 (Кыргызстан).

Основные угрозы подобных проектов состоят в том, что до сих пор попытки решения проблем дефицита электроэнергии и создания новых генерирующих мощностей предпринимаются без учета долгосрочных катастрофических последствий при их реализации для всего региона.

Главным из них является необратимое изменение экологии и сложившейся системы природопользования региона, что может привести к дальнейшему разрастанию серьезной экологической катастрофы в Центральной Азии. Строительство гигантских плотин нарушит хрупкое экологическое равновесие в регионе, полностью изменит сезонное распределение и многолетнее регулирование основных водотоков, а также доведет до катастрофического уровня уже имеющийся в регионе дефицит водных ресурсов.

В результате для стран, лежащих ниже по течению Амударьи и Сырдарьи (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), строительство плотин обернется системным жесточайшим летним маловодьем, сильнейшей многолетней засухой, катастрофическими зимними паводками, засолением и резким снижением плодородия сельскохозяйственных земель, что может вызвать голод, безработицу и массовое переселение миллионов людей. Еще более усугубится состояние региона, прилегающего к Аральскому морю, являющемуся зоной глобальной экологической катастрофы.

Не менее опасными являются и риски масштабных техногенных катастроф, связанные с использованием полностью устаревших на сегодняшний день, разработанных еще в советское время более 40 лет назад проектных решений и норм, не удовлетворяющих современным требованиям по безопасности и устойчивости.

Строительство самых высоких в мире плотин предполагается осуществлять на месте расположения сложных тектонических разломов с постоянной угрозой разрушительных землетрясений сейсмичностью до 10 баллов, при этом в основании места предполагаемого строительства Рогунской плотины лежит мощный солевой слой, который неизбежно будет постепенно размываться проникающей водой.

Возможное разрушение подобных плотин вызовет образование гигантских волн, которые на своем пути полностью сметут существующие гидротехнические сооружения, что приведет к полному или частичному затоплению сотен населенных пунктов, приводя к гибели сотен тысяч людей и другим неисчислимым трагическим последствиям в нижнем течении этих рек.

Говоря о масштабных рисках строительства высотных плотин на трансграничных реках, следует учитывать нормы международного права, в том числе соответствующие конвенции ООН (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду 1997 года, Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, Конвенция о праве использования международных водотоков), в которых четко определены требования об обязательной международной независимой экспертизе, ненанесении ущерба и согласовании подобных проектов со всеми заинтересованными странами.

Безусловно, что принятие в США закона, который однозначно выражает принципиальную позицию парламента и правительства этой страны в данном вопросе, еще раз говорит о том, что со стороны мировой общественности идет осознание колоссального характера угроз, которые несет строительство гигантских плотин и гидроэлектростанций.

Это решение должно отрезвляюще подействовать на тех, кто настойчиво проталкивает и лоббирует проекты строительства крупных плотин и гидроэлектростанций в Центральной Азии.

Учитывая, что указанные выше международные финансовые институты являются основным инвестором в регионе Центральной Азии, принятое решение поможет еще раз дать здравую оценку всем угрозам и последствиям реализации подобных гигантских проектов, а также предоставляет новую возможность сконцентрироваться на альтернативных вариантах решения существующих проблем энергодефицита, которые не нарушают экологических норм, не несут рисков техногенных катастроф, а также не идут вразрез с нормами международного права, определенными Организацией Объединенных Наций.

Автор: Сергей Жигарев, директор института «Гидропроект»

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.