В Узбекистане разработают Концепцию реформирования системы теплоснабжения

03 апреля 2014

 

307_m

Реформа в сфере коммунального обслуживания населения является неотъемлемой составной частью проводимых в республике социально-экономических преобразований. Она нацелена на совершенствование законодательной базы в соответствии с современными требованиями, создание конкурентной среды в области оказания коммунальных услуг хозяйствующим субъектам и населению. 

В годы независимости принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на ускорение реформирования коммунальной сферы, предотвращение необоснованного роста тарифов. Его смыслообразующим ядром стала передача права собственности на жилье гражданам нашей страны. Правовой статус нового класса собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах определили Жилищный кодекс, а также законы «О приватизации государственного жилищного фонда» и «О товариществах частных собственников жилья».

Собственники жилья получили право объединяться и эффективно управлять имуществом. В Законе «О товариществах частных собственников жилья» закреплены порядок формирования товариществ частных собственников жилья, их правовой статус, права и ответственность государства, членов ТЧСЖ и другие вопросы. А постановлением Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности товариществ частных собственников жилья» от 10 февраля 2005 года и указом «О дополнительных мерах по развитию деятельности товариществ частных собственников жилья» от 26 февраля 2002-го усовершенствована система организаций по обслуживанию жилых домов — товариществ частных собственников жилья. На местах созданы ассоциации ТЧСЖ, определены их задачи.

Курс на развитие сферы продолжило постановление Президента «О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги» от 11 февраля 2005 года. В документе нашли отражение задачи по усовершенствованию механизма и повышению ответственности за своевременные и полные расчеты потребителей за коммунальные услуги, недопущению необоснованного роста тарифов, а также мобилизации необходимых средств для осуществления эксплуатации, технической модернизации и перевооружения коммунальных сетей, укрепления материально-технической базы предприятий коммунального обслуживания.

Целенаправленно внедряются информационно-коммуникационные технологии для предоставления интерактивных государственных услуг населению и юридическим лицам через веб-сайты государственных органов и правительственный портал. В качестве эффективных элементов «электронного правительства» реализовано более 20 проектов. В их числе портал «E-Kommunal.uz» — общая информационная инфраструктура в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая упрощает обмен информацией между населением, контролирующими органами, ТЧСЖ и коммунальными службами. Здесь в удобной форме размещены сведения по всем вопросам жилищного и коммунального хозяйства Узбекистана, а также информер тарифов и даже интерактивный калькулятор всех коммунальных услуг. Каждый желающий может разместить информацию с фотографией о той или иной проблеме в области коммунального хозяйства, которая будет рассмотрена соответствующими госорганами.

Уточнены функции органов самоуправления граждан по общественному контролю в области регулирования жилищных отношений. Так, в начале этого года внесены изменения и дополнения в Земельный и Жилищный кодексы, Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Вместе с госорганами махалли уполномочены проводить общественный контроль использования и охраны земель в пределах своей компетенции, качества оказания коммунальных услуг организациями коммунального обслуживания, соблюдения правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий, контролировать санитарное и экологическое состояние соответствующих территорий, источников водоснабжения, жилищ, образовательных учреждений.

Также следует отметить, что при Кабинете Министров действуют республиканские комиссии по координации подготовки отраслей экономики республики к устойчивой работе в осенне-зимние периоды, по тарифам и мониторингу выполнения Программы реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, рабочая группа по разработке Концепции реформирования системы теплоснабжения и Программы модернизации и развития системы теплоснабжения в республике на период 2009-2015 годы.

На современном этапе среди актуальных направлений реформирования коммунального обслуживания можно назвать повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем, привлечение инвестиций в этот комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения. Для этого реализуются меры по финансовому оздоровлению жилищно-коммунальных предприятий, созданию условий для формирования инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции и привлечения частного бизнеса, осуществлению системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, внедрению систем учета и регулирования потребления ресурсов (воды, газа, электроэнергии).

Немаловажным является изучение передового опыта зарубежных стран. Например, во Франции, Нидерландах, США, Канаде, Польше, Словакии, Чехии, Мексике, Сингапуре, Малайзии и других государствах управление в сфере ЖКХ рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющая организация получает вознаграждение от собственников помещений. А ответственность перед ними за содержание здания несет объединение, ассоциация или товарищество собственников жилья. Основные управленческие решения по распоряжению финансами и заключению договоров на закупку товаров и услуг и другие принимаются руководящими органами объединений, ассоциаций и товариществ.

Что же касается тарифов, в Европе их рост контролируется с двух сторон — как самим рынком, так и государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен. Вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и так далее) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний. В одних странах она национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит государство, или же сами компании. В других инфраструктура передана частным организациям, но в то же время они законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии.

Изучение передового зарубежного опыта выявляет такие возможности для его применения в условиях Узбекистана, как создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования, разделение функций заказчика и подрядчика, целевое использование средств, контроль собственников жилья, привлечение частного капитала в сферу обслуживания и предоставления коммунальных услуг. Эти решения могут послужить дальнейшему совершенствованию законодательства, а также улучшению оказания коммунальных услуг населению.

Авторы: Есмурза Айтжанов, Озод Исмаилов, сотрудники главного управления по контролю за соблюдением законодательства Министерства юстиции Республики Узбекистан


Источник


Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.