Построить «с нуля», нельзя ремонтировать?

06 июня 2014

 

 

За последние 20 лет в секторе жилищно-коммунального хозяйства произошли большие изменения, которые затронули, в основном, институты управления сектором. Принципиальных изменений в технологической структуре жилищно-коммунальной инфраструктуры не произошло. Ее архитектура уходит корнями в прошлое столетие, опирается на фундамент технологий прошлого века и создана для удовлетворения потребностей промышленности и жилищного хозяйства прошлого века.

 

 

С точки зрения сегодняшнего дня даже в первозданном виде вся эта инфраструктура будет чрезмерно «прожорливой» и расточительной. А при высоких значениях физического износа основных фондов «аппетиты» ЖКХ на ресурсы еще выше. Поэтому удовлетворение растущего спроса на инфраструктурные услуги со стороны экономики и населения будет сопровождаться ростом потерь.

 Было

  Большинство существующих инженерных и коммунальных коммуникаций строились под нужды и, в большей степени, на средства крупных промышленных предприятий. Их мощь позволяла создавать вокруг себя целые жилые массивы со всей необходимой социальной инфраструктурой. Соответственно, значительная часть жилого фонда и коммунальной инфраструктуры финансировалась за счет промышленности. Развитие и текущая эксплуатационная деятельность отрасли финансировались за счет госбюджета. Такая система отличалась высокой централизацией. Ее работоспособность обеспечивалась правом директивного распределения ресурсов.

 

Разрыв производственных связей, вызванный распадом СССР, повлек за собой снижение объемов производства, а также замедление темпов роста промышленности. Финансирование со стороны предприятий сократилось до минимума. Условия переходного периода 90-х не позволяли наращивать бюджетное финансирование ЖКХ, с одной стороны, и резко повышать  тарифы на услуги сектора, с другой.

 

В конце 90-х начался процесс разукрупнения ЖЭКов. Ответственность за содержание и работоспособность  ЖКХ утратила четкую вертикаль. К этому моменту многоквартирный жилищный фонд был приватизирован. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры передавались с баланса предприятий на баланс органов государственной власти на местах вплоть до середины «нулевых».

 Стало

  Суммируя значение для сектора жилищно-коммунального хозяйства тех изменений, которые произошли за 23 года в стране, можно выделить серию трендов, изменивших характер потребления услуг ЖКХ и точки основных нагрузок.

 1. Естественный прирост населения. Население страны за 20 лет увеличилось в 1,5 раза.

 2. Урбанизация. Доля городского населения возросла с 40% в 1991 году до 51% в 2012-м. Жилищный фонд за этот же период увеличился в 1,5 раза.

 3. Рост благосостояния населения и обеспеченности бытовой техникой и электроникой. С 1990 по 2010 годы число единиц техники на 100 домохозяйств возросло: телевизоров — с 90 до 132 ед.; холодильников — с 80 до 100 ед.; стиральных машин — с 67 до 75 ед.; пылесосов — с 29 до 37 ед.; видеотехники — с 1 до 64 ед.; кондиционеров — с 9 до 18,5 единицы. Это неполный перечень бытовой техники, рост вооруженности которой за последние 20 с лишним лет значительно повысил нагрузку на электросети.

 4. Повышение планки качества уровня жизни на селе. Жители сел стали предъявлять спрос на те же коммунальные услуги, которые прежде были свойственны только городу — отопление, канализация, горячее водоснабжение, газификация.

 5. Развитие малого частного предпринимательства. Поскольку самостоятельно субъекты малого бизнеса не способны создавать собственные коммуникации, они вынуждены подключаться к существующим.  В результате масса небольших и мелких индустриальных производств, разбросанных по территории городов и поселков, создает такую нагрузку на водопроводные, тепловые и газовые сети, на которую последние изначально не были рассчитаны.

 В результате на фоне снижения нагрузки на промышленные инженерные коммуникации наблюдался рост нагрузки на сети жилищно-коммунального хозяйства.

  Централи против автономий

 

Помимо смещения центра нагрузки с промышленных на гражданские инженерные коммуникации ЖКХ, уровень их физического износа достигает высоких значений. Износ основных фондов отрасли колеблется от 50 до 70%. Более 25% протяженности сетей холодного и горячего водоснабжения и отопления требуют замены.

 Более того, применение нового оборудования и технологий  требует пересмотра принципов построения коммунальных сетей в свете быстрорастущего спроса на услуги. Существующие городские и поселковые коммунальные системы опираются на централизованную подачу пяти основных видов услуг. Поставка каждого из них имеет свои «плюсы» и «минусы», оценивая которые можно задаваться вопросами замещения одних услуг другими (см. вставку «Бывают ли незаменимыми услуги?»).

 Основной вопрос, который возникает после развертывания централизованных сетей, – наличие средств для поддержания их надлежащего технического состояния.

 Чем больше централизованных инженерных коммуникаций, тем хуже/дороже масштабируемость инфраструктурных услуг. Для обеспечения услугами новых районов, возникающих по мере роста городов, требуется подведение всех типов коммуникаций. Причем этот процесс сопровождается ростом нагрузки на старые узлы и каналы, через которые подключаются новые массивы. Соответственно, вероятность аварий возрастает, а их последствия распространяются по цепи и на старые массивы, и на новые.

 Проблема устойчивости инфраструктуры не является новой. Ее решение заключается в минимизации числа первичных централизованных каналов, подводимых до конечных потребителей — населения, субъектов хозяйственной деятельности. В идеале — государство, или муниципалитеты, не затрачивает ни копейки для создания инфраструктурных коммуникаций. Но такое возможно лишь в случае создания примитивных производств в сельской местности. Современные промышленные производства предъявляют высокие требования к надежности и мощности ресурсных сетей — электрических, водопроводных, канализационных, транспортных. Остальные условия — горячее водоснабжение, отопление и вентиляция — предприятия генерируют собственными силами. По мере прогресса в использовании возобновляемых источников энергии снижается спрос даже на централизованные электрические сети.

 Таким образом, фокус государства должен быть сконцентрирован вокруг электро-, водоснабжения, а также канализации и выброса твердых отходов. Остальные коммунальные блага, так или иначе, могут быть компенсированы электроэнергией.

 

Бывают ли незаменимыми услуги?

 

1. Отопление.

 Система централизованного отопления строилась по принципам, сформированным в 30-х годах прошлого столетия. Главным теплоносителем является вода. В случаях, когда жилой массив находился за радиусом эффективного действия ТЭЦ, в его центре возводилась котельная только для производства горячей воды.

 В силу специфики технологии, конечные потребители не имеют возможность регулировать объем поступающего в помещение тепла. Это еще больше снижает КПД централизованного отопления, поскольку в относительно теплые дни население вынуждено открывать окна для охлаждения помещения. Дешевизна топлива была главной причиной выгодности централизованного отопления. К сегодняшнему дню, когда стоимость углеводородов многократно возросла, централизованное отопление не выглядит таким привлекательным.

 На балансе централизованного отопления находятся десятки тысяч километров тепловых магистралей. Для снижения теплопотерь теплотрассы должны регулярно обновляться и ремонтироваться, что само по себе подразумевает большие накладные расходы.

 2. Горячее водоснабжение.

 Централизованное горячее водоснабжение подается из тех же источников, что и отопление, с той лишь разницей, что подача горячей воды производится круглый год. По уровню расточительности энергии оно не сильно уступает централизованному отоплению.

 3. Электроэнергия.

 Электроэнергия занимает все большую долю в энергоресурсах и, в силу масштабов применения, практически незаменима. Альтернативой централизованным электросетям могут быть автономные электростанции и генераторы, возможность и целесообразность использования которых определяется в каждом индивидуальном случае.

Основными источниками электроэнергии в Узбекистане являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Для этого типа электростанций подача отопления и горячего водоснабжения является сопутствующим продуктом, производство которого повышает общий КПД электростанции. Экономическая и технологическая эффективность подачи тепла и горячей воды ограничена определенным расстоянием, дальше которого «тянуть» теплосети смысла нет. Соответственно, в пределах эффективного радиуса имеет смысл сохранить централизованную подачу тепла и горячей воды.

 4. Газоснабжение.

 Экономическая эффективность централизованной газификации жилищного хозяйства обеспечивается только при условии а) низкой стоимости природного газа и б) наличия ископаемых запасов газа в достаточном объеме. В многоквартирных домах природный газ используется только с одной целью – приготовление пищи. В индивидуальных домах добавляется функция отопления.  Обе функции могут быть замещены электроэнергией. 

 5. Холодное водоснабжение и канализация.

 Данный вид централизованных сетей является наиболее важным по значимости для комфорта, гигиены и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах. Самое главное, они не могут быть замещены на альтернативное водоснабжение.

 

Новая архитектура: баланс между централизацией и автономией

  Перед Узбекистаном стоит задача ускорения индустриализации с постоянным наращиванием конкурентоспособности. Одним из ключевых условий решения этой задачи является создание точек роста в регионах,  обеспеченных необходимыми ресурсами и коммуникациями. С позиции сокращения эксплуатационных расходов инфраструктура населенных пунктов должна стремиться к минимизации централизованной подачи ресурсов. Централизованными остаются только сети электроснабжения, водопровод и канализация — услуги, легко поддающиеся учету и контролю потребления.

 Сектор ЖКХ должен состоять из следующих ключевых отраслей:

 городские и сельские электроэнергетические сети — сферы, которые сегодня курируются ГАК «Узбекэнерго», но на самом деле должны расти в соответствии с планами развития населенных пунктов;

 ·         водоснабжение, канализация и дренаж – сети, которые должны развиваться в тесной взаимосвязи;

 ·         городской транспорт и дорожное хозяйство — транспортные коммуникации, связывающие промышленные зоны с населенными пунктами, должны подкрепляться маршрутами общественного транспорта;

 ·         жилищное хозяйство;

 ·         сбор, утилизация и переработка твердых отходов;

 ·         благоустройство и озеленение.

 Формирование и реализация сопряженных планов развития данных отраслей должны стать приоритетными зонами ответственности местных органов власти.

 Составление планов должно производиться в режиме обратной связи с отраслевыми органами управления.

 С одной стороны, они учитывают планы по развитию отраслевых производств, а затем предлагают оптимальные варианты размещения производственных сил и формируют планы по  развертыванию инфраструктуры.

 С другой — формируют требования и заказы к отраслям промышленности в части поставки электроэнергии, машин и оборудования, приборов и устройств, сырья и материалов, которые затем используются отраслями ЖКХ.

 Реализация такой схемы позволит запустить серию мультипликативных эффектов (см. вставку «Локомотив» промышленной политики»).

 ЖКХ будущего в Узбекистане — это система, где параллельно существуют централизованные сети и автономные, локальные генераторы услуг. Особенно важно это для регионов приоритетного промышленно-экономического развития.

 Автономные решения должны опираться на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Это ставит новые задачи перед развитием альтернативной энергетики в Узбекистане. Главное условие — это набор вариантов решений в связке «централизованная + автономная поставка энергии».

 При этом должно обеспечиваться гармоничное сосуществование двух сегментов. Потому что при всех своих проблемах  нынешние централизованные сети в один момент поменять невозможно.

 Реализация новых принципов требует предварительной проверки на практике. Получить практический опыт можно будет в ходе пилотных проектов, реализуемых в малых промышленных городах. В качестве пионеров можно рассматривать такие города, как Ангрен, Ахангаран, Чирчик.

 Полученный опыт позволит выявить слабые и сильные зоны, которым в будущем следует уделить особое внимание.

 

«Локомотив» промышленной политики

 

Переход к новым принципам развития жилищно-коммунальной инфраструктуры потребует постановки четких задач промышленной политики по целому ряду направлений.

 1. Развитие электротехнической промышленности и приборостроения.

 Производство широкой номенклатуры автоматизированного водонагревательного оборудования.

 Для этого потребуется первоочередная локализация а) проектных и опытно-конструкторских работ по разработке принципиальных схем и прочей технической документации для запуска производства; б) разработки программного обеспечения, управляющего работой приборов, а также позволяющего человеку взаимодействовать с прибором.

 2. Развитие электроэнергетики.

 a) Строительство новых ТЭЦ, работающих на угле, а также перевод газовых ТЭЦ на уголь.

 б) Запуск государственных программ использования ветро- и гелиоэнергетического потенциала Узбекистана, а также потенциала малой гидроэнергетики.

 В первую очередь, программы должны предусматривать i) стимулирование проектных работ для создания ветро- и гелиоэнергетических установок различной мощности, ii) содействие развитию локальных производств ветро- и гелиоэнергетических установок, комплектующих изделий и узлов, а также автоматов управления и программного обеспечения к ним.

 3. Ревизия основных принципов и правил градостроительства.

 Разработка вариантов типовых проектов по комплексному развитию инфраструктуры малых городов, устанавливающих процедуры сопряжения этих планов с планами индустриального, экономического и социального развития городов, районов, областей, экономических регионов Узбекистана.

 4. Модернизация жилищного хозяйства.

 Разработка проектной документации по различным вариантам модернизации типовых многоквартирных домов, возведенных в Узбекистане. Главная цель:

 a) реализация возможности использования владельцами квартир индивидуальных электрических водогрейных систем параллельно с централизованной системой горячего водоснабжения;

 б) реализация возможности отключения от централизованного горячего водоснабжения и отопления путем переоборудования внутриквартирной отопительной системы на электрические водогрейные системы либо использования сплит-систем типа «зима-лето»;

 в) разработка типовых комплексов работ по минимизации теплоутечек через конструкционные швы, фасады, подъезды, шахты, кровлю и другие части зданий;

 г) формирование номенклатуры строительных материалов, применяемых при выполнении типовых комплексов работ, для последующей локализации их выпуска.

 5. Гибкость в выборе технологий отопления и вентиляции.

 Введение в соответствующие строительные нормы и правила требований, обеспечивающих конструкционную гибкость зданий и сооружений для применения различных систем отопления и вентиляции – индивидуальной, подъездной, домовой либо с подключением к центральным отопительным системам.

 6. Постановка четких векторов для раскрытия имеющегося научно-технического потенциала.

 Стимулирование НИОКР в перечисленных выше сферах и в первую очередь в направлениях а) ветро- и гелиоэнергетики, б) органической и неорганической химии с целью разработки технологий производства материалов, не подверженных коррозии для последующего их применения в магистральных системах центрального водоснабжения.

 ***

 Развитие сферы ЖКХ способно обеспечить масштабный мультипликативный эффект. Развитие отрасли будет генерировать спрос на продукцию смежных отраслей промышленности, способствуя тем самым соответствующим структурным изменениям. В частности, если объем выпуска в отрасли ЖКХ будет увеличен на 1000 сумов, соответствующий рост производства в смежных отраслях экономики составит 1530 сумов; суммарная добавленная стоимость в других отраслях увеличится на 870 сумов.

 При этом важно отметить, что отрасль ЖКХ является относительно трудоемкой: на 1 сум выпуска продукции отрасли приходится 0,08 рабочих мест, более того, каждое дополнительное рабочее место в отрасли ЖКХ создает 0,07 рабочих мест в других отраслях. 

Азат Ирманов

Источник: доклад ЦЭИ «Занятость в Узбекистане: вызовы и перспективы», 2013

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.