Смета определяет вектор движения

05 февраля 2015

 

Планирование работ и разработка сметы доходов и расходов неразрывно связаны между собой. План работ по содержанию общего имущества собственников помещений, земельного участка и имущества ТЧСЖ должен быть подкреплен затратами на его исполнение. Для этого составляется смета доходов и расходов. Она оценивает объем финансовых средств, которые должны покрывать запланированные работы. Вместе с планом это самые важные документы, которые будут определять вектор движения ТЧСЖ в течение всего года. Если они составлены грамотно, тогда товариществу не страшны никакие жилищные неурядицы. Это тот документ, который поведет его к цели, минуя мели и рифы, подводные течения и штормы.

 

К сожалению, правления многих ТЧСЖ не придают значения профессиональному подходу в разработке сметы. Они либо не хотят, либо не могут, либо составляют ее наспех, кое-как. Конечно, в таких товариществах не возникает вопросов о том, чтобы ознакомить с ней жителей, разъяснить им каждую позицию, утвердить ее проект на общем собрании. Это все равно что двигаться вслепую, на ощупь. В таких сообществах собственников никогда не будет порядка. Но есть и ТЧСЖ, которые заказывают разработку этих документов обслуживающим организациям, сознавая необходимость грамотного подхода к ним.

 

ТЧСЖ СОСТАВЛЯЕТ СМЕТУ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Грамотные жилищники рекомендуют составлять 2 варианта проекта сметы доходов и расходов. Точно так же, как и при составлении плана, первый вариант будет включать в себя полный перечень работ, необходимых для дома в будущем году, а также предложенных жителями. Затем надо определиться с исполнителями этих работ: будут ли они выполняться силами штатного персонала, профессиональной организацией или привлеченными по разовым договорам работниками. (Например, в некоторых товариществах, чтобы сэкономить, жители берут на себя уборку подъездов и придомовой территории.)

 

ЭТО ВАЖНО!

Многие товарищества часто используют ­статью 30 Закона, предусматривающую в отдельных случаях замену денежной формы внесения части обязательных взносов собственником помещения на другие виды его участия в общих расходах. Такая возможность должна быть заложена в уставе товарищества. Решение об этом принимается на годовом общем собрании. Членам ТЧСЖ необходимо уточнить, какую часть ежегодных обязательных взносов можно заменять другими видами работ. Этот объем следует учесть при расчете сметы доходов и расходов, а также ежемесячного обязательного взноса.   

 

Просчитав затраты на выполнение полного перечня работ, правление должно определиться, смогут ли члены ТЧСЖ покрыть их своими взносами. Если затраты слишком высоки, то размер обязательного взноса тоже будет высоким. Люди должны оценить свои финансовые возможности. Чтобы удешевить смету, какие-то работы исключаются из нее и переносятся на перспективу. Тогда членам ТЧСЖ будет ясно, что их мнения учтены, но весь объем работ не может быть выполнен из-за больших расходов, которые они не могут обеспечить. Тем не менее работы включены в план и смету и будут выполнены по мере накопления средств. Такой подход обеспечивает доверие людей. Когда смета является понятной и прозрачной, они могут стать помощниками правления в ее реализации.

 

СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Смета должна содержать производственные и непроизводственные затраты. В нее следует включить также резервный фонд. Это затраты на непредвиденные ситуации: например, аварии, компенсации задержки поступления обязательных взносов и так далее.

Производственные расходы

Они связаны с обслуживанием дома и придомовой территории, текущим и капитальным ремонтами, амортизацией основных средств и нематериальных активов. Производственные расходы включают в себя зарплату техперсонала; социальные начисления на фонд зарплаты; затраты на мелкий хозинвентарь, инструменты и спецодежду; затраты на электроэнергию в местах общего пользования: плату за обслуживание лифтов и вывоз сметного мусора; санэпидемобработку. При расчете расходов на текущий и капремонты следует определиться, каким способом они будут выполняться: собственными силами, управляющей организацией, подрядчиками и т.д. Исходя из этого рассчитывается зарплата производственного персонала (электриков, слесарей, кровельщиков, сантехников и т.д.); начисления соцстрахования на зарплату; затраты на материалы и инвентарь для производства капремонта, прочие затраты.

Непроизводственные расходы

К ним относятся административные расходы: зарплата административного персонала (управляющего или председателя, бухгалтера, делопроизводителя и т.д.); отчисления на соцстрахование; прочие расходы (канцтовары, копирование документов, оплата за телефон и Интернет, арендная плата за офис товарищества, оплата в нем коммунальных услуг; банковское обслуживание, проценты по кредитам и т.п.). В структуре непроизводственных расходов – операционные расходы: обязательные платежи в бюджет (налоги и сборы); аудиторские и информационные услуги (подписка на газеты, приобретение специальной литературы и т.п.); членские взносы в Ассоциацию ТЧСЖ; резервный фонд на случай непредвиденных ремонтов и затрат и т.п.

 

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ СМЕТЫ

Она формируется из ежемесячных обязательных взносов членов товарищества и собственников нежилых помещений. К ним относятся доходы из других источников. Например, спонсорская помощь, кредиты. Кроме того, доходы товарищества могут складываться из поступлений, полученных от сдачи в аренду нежилых помещений или части общего имущества (в том числе части фасада или кровли для размещения рекламы, оборудования сотовой связи и т.п.). Это будет предпринимательская деятельность ТЧСЖ. Оно может также сдавать в аренду оборудование (например, компрессор) или автотранспорт соседнему товариществу и т.п., что также обеспечит рост доходной части.

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

 NORMA.uz



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.