Покупать и продавать недвижимость в Узбекистане стало легче

01 января 1970

До недавнего времени, купля-продажа недвижимого имущества представляла из себя достаточно трудоемкий процесс как для покупающей, так и для продающей стороны. Так, Всемирный Банк, в рейтинге «Ведение Бизнеса 2015», присвоил Узбекистану 143 место из 189, в категории регистрация собственности.

Такой низкий рейтинг обусловлен длинными сроками (55 дней) и многочисленными процедурами (13 шагов), требуемыми для осуществления сделки по продаже нежилого недвижимого имущества между двумя юридическими лицами. Однако, ситуация значительно изменилась с развитием системы межведомственного информационного взаимодействия в Узбекистане, благодаря которой, заявители экономят свое время и затраты на сбор части необходимых документов.

Следует напомнить, что с 1 января 2015 года организована система межведомственного взаимодействия между государственными органами и организациями при предоставлении государственных услуг. Теперь по законодательству работники государственных органов не имеют права запрашивать у граждан и предпринимателей, обратившихся за государственными слугами, документы и справки, которые они могут получить самостоятельно посредством связи из других ведомств (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.12.2014 г. № 377 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства»). Система межведомственного взаимодействия упростила и порядок оказания нотариальных услуг субъектам предпринимательства. Во исполнение данного постановления, с 11 марта 2015 года (Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции за №2090 от 30.03.2010 г.), при совершении нотариальных действий, связанных с куплей-продажей нежилого недвижимого имущества, от предпринимателей не будут требоваться документы, имеющиеся в других государственных органах и ведомствах.В соответствии с изменениями, исключается необходимость представления нотариусу следующих документов:

- справки об отсутствии задолженности по обязательным взносам в ТЧСЖ, платежам за коммунальные услуги, платежам за услуги телефонной связи;

- решения хокима района (города) о разрешении на изменение, перестройку или снос недвижимого имущества;

- справку Госкомземгеодезкадастра;

- справку налогового органа;

- справку органа самоуправления граждан или ТЧСЖ.

Благодаря этому, вместо 13 шагов, определенных исходя из методики Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015», при купле-продаже нежилого недвижимого имущества предпринимателям необходимо пройти всего три шага:

1- Сначала, продавец получает справку (о принадлежности и характеристиках недвижимого имущества) по установленной форме в территориальном предприятии кадастра.

2- Далее, продавец вместе с покупателем записываются на прием к нотариусу, приходят в назначенное время для регистрации сделки. При этом, установлено, что нотариусу необходимополучитьсведения из других организаций в течение суток.

3- И наконец, покупатель регистрирует право собственности на приобретенную недвижимость в территориальном предприятии кадастра.

Таким образом, нотариусы будут напрямую получать документы и информацию, необходимые им для оказания нотариальных услуг, посредством межведомственного (в том числе и электронного)взаимодействия с соответствующими государственными органами и предприятиями. Такой непосредственный информационный обмен не только упростит, но и ускорит совершение сделок купли-продажи имущества предпринимателями. Благодаря сокращению количества процедур, можно ожидать улучшения положения Узбекистана в следующем международном рейтинге «ВедениеБизнеса-2016» по индикатору «Регистрация собственности». Помимо сокращения шагов, необходимых для регистрации прав на имущество, согласно методике рейтинга Всемирного Банка, сроки продажи (на примере коммерческого склада)сократятся с 55 до 17 дней, а затраты с 1.3% до 0.5% от стоимости собственности, которая, как предполагается в методике, в 50 раз превышает доход на душу населения.

Торгово-промышленная палата Узбекистана, при содействии проекта ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-3)»,принимала участие в разработке предложений и рекомендаций в данном направлении. Проектом планируется дальнейшая совместная работа с Палатой и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в целях совершенствования бизнес климата Узбекистана и развития предпринимательства.

Источник



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.