Спасти киловатт-час

01 января 1970

Энергоэффективная стратегия — это как Олимпийские игры. Надо участвовать? Надо! Потому что в мировой конкуренции снижение энергоемкости экономики — залог победы. Кто сэкономил, тот и победил!

 

Все громче звучит набат: энергоресурсы истощаются, а энергопотребление растет. На этом фоне формулировка «энергоэффективные технологии» — уже не просто красивые слова, а неизбежный инструмент борьбы с вполне очевидным риском.

 

Несмотря на ряд мер по повышению энергоэффективности зданий и сокращению среднего потребления энергии (на 5–10% на 1 м2 за 1990–2012 гг.), фактическое потребление энергии в административных зданиях и жилых помещениях почти в три раза превышает их технический потенциал (см. рис. 1). В масштабах страны удельное потребление энергии в Узбекистане все еще выше соответствующих показателей в других странах (см. рис. 2).

 

По результатам энергообследования зданий, значительные потери тепла происходят через кровлю — 25%, фасад — 35, входные группы — 15, оконные проемы — 10, подвал — 15. В системах отопления и вентиляции зданий излишне расходуется почти 60% топливных энергетических ресурсов; в системах горячего водоснабжения теряется 11%.

 

Излишние потери энергии, в первую очередь, связаны:

 

  • с несовершенными технологиями, применяемыми при строительстве и реконструкции зданий;
  • с материалами с низкими теплозащитными свойствами, применяемыми при строительстве зданий;
  • с низкоэффективными системами отопления и кондиционирования;
  • с высоким удельным весом построек предыдущих лет (более 90% всех имеющихся в стране зданий было построено более 25 лет назад), которые по своим техническим характеристикам не отвечают современным требованиям энергоэффективности.

 

Достичь энергоэффекта

 

В то же время энергоэффективная стратегия может оправдать себя уже в ближайшее десятилетие. Согласно подсчетам, ежегодная экономия за счет внедрения энергосберегающих технологий в жилых и общественных зданиях в Узбекистане может составить 2 194 тыс. т.н.э. в год к 2020 году и порядка 8,6 млн. т.н.э. к 2030 году. Одно лишь применение тепловой изоляции обеспечит более 70% экономии энергии (см. рис. 3).

 

Международными экспертами подсчитано, что энергоэффективное строительство с использованием современных утеплителей, включая затраты на их разработку и строительство заводов, в 3–4 раза эффективнее традиционного. Тем более, что экономические предпосылки для того, чтобы развивать производство соответствующих материалов, в Узбекистане есть. Природные недра (базальт, перлит, вермикулит, пр.), развитая нефтегазовая и химическая промышленность (пенополиуретан, пенополистирол, вспененный полиэтилен) и строительная индустрия (ячеистые бетоны) могут стать отличной базой для производства различных видов теплоизоляционных, композиционных и армирующих материалов (см. табл. 1).

 

 

 

 

Затраты тронутся, доход останется

Наиболее эффективными по теплозащитным качествам являются пенополиуретан, пенополистирол, жесткая минеральная вата и ячеистые бетоны (пенобетон, газобетон). Согласно расчетам, проведенным проектным институтом «Узагросаноатлойиха», прямой экономический эффект при применении ячеистых бетонов как теплоизоляционного и теплоконструкционного материала только в отопительный сезон (6 месяцев) составляет от 500 до 1 800 сум. на 1 м2. При использовании ячеистых бетонов на территории 150 000 м2 (или 1% от общего объема строительства в год) экономия энергоресурсов составит от $35 000 до $125 000 в год, а за счет сокращения материальных ресурсов (металл, цемент и пр.) — $130 000.

 

Одно лишь применение тепловой изоляции обеспечивает более 70% экономии энергии

 

Общая потребность страны в теплоизоляционных материалах составляет примерно 50 тыс. тонн. Если организовать соответствующее производство, то инвестиции, которые, по предварительным подсчетам, могут составить $100 млн., окупятся уже в течение 2–3 лет.

 

Другой пример — внедрение в новое строительство технологий пассивно-солнечных домов. Их преимущество заключается в том, что, благодаря специальному архитектурному замыслу и особым конструктивным решениям, само здание приобретает свойства улавливать солнечное тепло. Гелиодом потребляет тепловую энергию в 8–10 раз меньше, чем обычный.

 

Если в традиционном индивидуальном доме, к примеру, на 160 кв. м тратится на отопление 5 тонн дизеля в год на сумму $3 000 (цена дизеля — $0,6/литр), то в «пассивном доме» стоимость отопления электричеством составляет до $430. Экономия составит $2 570 в год. Но учитывая, что цены на топливо будут расти быстрее, чем тарифы на электроэнергию, реальная экономия может составить не менее $ 50 тысяч за 20 лет.

 

И это не говоря о таких «бытовых» технологиях энергоэкономии, как светодиодные лампы, солнечные коллекторы, тепловые насосы, фотоэлектрические панели (см. табл. 2).

 

 

Культура энергосбережения

Как и любой инновационный процесс, переход к энергоэффективности должен строиться на тесном взаимодействии нескольких составляющих: производство энергосберегающих материалов, пересмотр и включение в СНиПы обязательного — а не рекомендательного — применения энергоэффективных технологий в строительстве, проведение соответствующих институциональных реформ (например, децентрализация управления инфраструктурой энергоснабжения, пересмотр тарифной политики на коммунальные услуги, создание условий для обеспечения конкурентной среды проектировщиков и т.д.) и пропаганда принципов энергосбережения среди населения.

 

Спрос на теплоизоляционные материалы с учетом перспективных объемов строительства и реконструкции зданий может достичь $820,5 млн. в год

 

Другими словами, необходимо формировать культуру энергосбережения. Тогда рывок в развитии энергоэффективного строительства может оказаться в разы сильнее. Причем важно сформировать сбалансированный подход к интересам производителей теплоизоляционных материалов и потребителей. Это может послужить хорошей отдачей в виде дополнительного эффекта от развития сопутствующих производств. Уже к 2030 году спрос на теплоизоляционные материалы с учетом перспективных объемов строительства и реконструкции зданий* может достичь $820,5 млн. в год.

 

К тому же, за последнее десятилетие стоимость теплоизоляционной продукции выросла в 10–12 раз, а стоимость оборудования и капвложения в организацию ее производства — только в 3–4 раза. В таких странах, как Швеция, Финляндия, Германия, США, объем выпуска теплоизоляционных материалов на душу населения в 5–7 раз превышает выпуск утеплителей на одного жителя в странах СНГ. Чем не перспективный рынок для экспорта?

 

Энергоэффективная стратегия — это как Олимпийские игры. Надо участвовать? Надо! Потому что в мировой конкуренции снижение энергоемкости экономики — залог победы. Кто сэкономил, тот и победил!

 

Примечание:

*Согласно расчетам на основе инвестиционных программ и программ по строительству жилья, объемы нового строительства и реконструкции составят соответственно 10 млн. м2 и 2,5 млн. м2 общей площади в год в период 2014–2018 гг., 12 млн. м2 и 10 млн. м2 в период 2018–2020гг., 14 млн. м2 и 20 млн. м2 в период 2020–2030 годов.

 

Экономическое обозрение



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.