01 января 1970
В Парламенте обсуждается проект закона «Об охране труда» (в новой редакции)*.
Необходимость подготовки проекта продиктована тем, что Закон «Об охране труда»1 уже не соответствует требованиям рыночной экономики и развитию предпринимательской деятельности, сложившемуся государственно-частному партнерству, – комментирует проект Полянте СВЕШНИКОВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли. – Принятие ряда законов, таких как «О техническом регулировании», «О промышленной безопасности», «О радиационной безопасности», «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция) также требует пересмотра действующих норм в соответствии с требованиями этих законодательных актов.
Поэтому Министерством труда и социальной защиты населения в соответствии с пунктом 3 Комплекса дополнительных мероприятий по реализации в 2014-2016 гг. конвенции Международной организации труда (МОТ) разработан проект закона «Об охране труда» (в новой редакции), который вобрал в себя предложения заинтересованных министерств и отраслевых ведомств, крупных промышленных предприятий, а также международные стандарты в этой области2.
Ежегодно, по данным МОТ, по причинам, связанным с трудовой деятельностью, погибает около 2 миллионов человек, около 160 миллионов человек по всему миру страдают от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Общее количество несчастных случаев на производстве по всему миру оценивается в 270 миллионов в год.
Принятие закона в предлагаемом формате позволит:
- повысить ответственность работодателя и работников за исполнение требований охраны труда, в том числе за сокрытие, несвоевременное расследование несчастных случаев, неисполнение предписаний госорганов;
- укрепить ресурсную поддержку мероприятий по охране труда;
- определить функции и задачи специального уполномоченного госоргана, органов госуправления и ведомств по обеспечению надлежащего контроля за состоянием условий и охраны труда.
В проекте изменена структура Закона «Об охране труда», и он дополнен 16 статьями, в которых:
- определяются полномочия Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления по определению и обеспечению реализации государственной политики в области охраны труда;
- вводятся дефиниции специального уполномоченного госоргана в области охраны труда – Министерства труда и социальной защиты населения и определяются его полномочия по обеспечению госнадзора за соблюдением законодательства;
- определяются полномочия иных госорганов управления (Минздрав, органы госвласти на местах) по охране труда и по обеспечению общественного контроля за ее состоянием;
- установлены требования по приостановлению деятельности и ликвидации организаций за нарушение требований охраны труда;
- вводится понятие услуг в области охраны труда, включающего такие услуги, как выполнение в организациях функций и задач службы охраны труда, издание, размножение и реализация книг, брошюр, плакатов по этой теме, проведение аттестации и оценка травмоопасности рабочих мест, обучение и повышение квалификации специалистов и проведение аудита в области охраны труда;
- для организаций с малым риском несчастных случаев и профзаболеваний, а также не имеющих возможности создать соответствующие службы выполнение функций и задач по охране труда на основе аутсорсинга предлагается передать предпринимателям, оказывающим услуги в этой области;
- для предотвращения несчастных случаев и профзаболеваний вводится механизм добровольного проведения в организациях аудита охраны труда;
- вводятся нормы по установлению Правительством квалификационных требований к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда;
- определяются обязанности и права работодателя и работников по исполнению требований охраны труда;
- конкретизируются отношения с социально-уязвимыми категориями населения (женщинами, несовершеннолетними, лицами с ограниченной трудоспособностью и т.д.);
- вводятся нормы по обязательной госэкспертизе и мониторингу в области охраны труда;
- даются дефиниции норм по определению ответственности организаций за возмещение вреда работнику в случае ликвидации юрлица;
- пересматривается механизм общественного контроля, расширены права профсоюзов по защите прав работников на охрану труда.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2016 года.
Принятие закона:
обеспечит оптимальную и эффективную организацию охраны труда на республиканском, отраслевом и региональном уровнях;
повысит ответственность как работодателя, так и работника по исполнению требований по охране труда;
без вмешательства органов госнадзора в области охраны труда повысит заинтересованность работодателя в правильной организации мероприятий в этой области;
будет способствовать предупреждению и снижению уровня несчастных случаев на производстве, травматизма и профзаболеваний, что приведет к повышению экономической состоятельности предприятий, усилению социальной защищенности работников, в т. ч. несовершеннолетних.
*Размещен на сайте www.norma.uz.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
Комментарии