Вот такой у нас Rezon

01 июня 2016

 

Наша редакция не участвует в разборе конфликтных ситуаций и не полномочна содействовать их разрешению (тем более по анонимным обращениям). Но жалоба на ТЧСЖ «Rezon Servis Plus», что в Мирзо-Улугбекском районе столицы, заставила отойти от этого принципа. Уж очень типичное мы получили обращение – хрестоматия жилищно-коммунального жанра. Такими заявлениями завалены хокимияты, прокуратура, другие органы, на помощь которых рассчитывают жители, но не всегда ее получают. Названия товариществ разные, а содержание жалоб, похоже, снято под копирку: плохая работа ТЧСЖ; проблемы домов годами не решаются; взносы растут; денег на выполнение работ нет; работы приходится выполнять за свой счет; отопление зимой еле дышит; уберите плохого председателя и найдите хорошего и так далее.

 

Если оценить в целом хор не довольных работой ТЧСЖ голосов, то все они описывают беспредел. Есть ситуации, когда, безусловно, необходима помощь хокимията, прокуратуры. Но при «разборе полетов» нередко приходишь к выводу, что жалуемся-то мы часто на самих себя… Люди тратят нервы, время, здоровье, энергию, которые можно было направить на то, чтобы попробовать самим наладить дела в своем товариществе. Жалоба же, пройдя по кругу, бумерангом возвращается в то же ТЧСЖ к тем, на кого жалуются. Как правило, жители получают стандартные ответы «В соответствии с Законом «О товариществах частных собственников жилья» собственники жилых помещений содержат общее имущество за свой счет. Решением общего собрания, которое является высшим органом в ТЧСЖ, квартировладельцы должны утверждать план работ, смету доходов и расходов, размер обязательного взноса, избирать правление и председателя и так далее». То есть главные в ТЧСЖ – жители. Законодательство определило им роль первой скрипки. Но чтобы быть довольным работой своего товарищества, необходимо владеть азами права.

 

 

Проверьте, накажите, заставьте

 

Но как же не хочется менять что-то самим. Сложно, хлопотно, время, нервы. А большинство и не знает, с чего начать, что предпринять, когда дом разваливается, а руководству товарищества до этого нет никакого дела. Но чей это дом? Наш. Кого остро волнуют зимний холод в квартирах, текущие крыши и прочие «прелести» коммунального быта, исполнительного директора или жителей дома? Конечно, нас, жителей, потому что мы в нем живем. Поэтому, нравится нам или не нравится, Законом определено, что мы должны быть в курсе всех важных решений по содержанию нашего общего имущества; утверждать их на общем собрании; избирать правление и председателя, которым доверяем; ревизионную комиссию, через которую будем контролировать работу товарищества. Если мы этого не сделаем, во главе ТЧСЖ могут встать случайные недобросовестные люди, которых не будут волновать наши заботы. Значит, будут нарушения, злоупотребления, пренебрежение интересами жителей. Как следствие – жалобы, недовольство, противоречия.

Наша читательница пишет, что полгода назад обратилась с заявлениями на плохую работу ТЧСЖ аж в 5 инстанций: Генеральную и городскую прокуратуры, Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генпрокуратуре, Федерацию обществ по защите прав потребителей и ее городскую структуру, но ситуация так и осталась без изменения. «Начинаю понимать апатию жителей к проблемам общего имущества дома», – отмечает она. Но если активность жителей выражается только в написании жалоб и ожидании, что придет кто-то со стороны и все изменит, то на самом деле ожидания не оправдают надежды. Да и на каком основании эти структуры должны проводить проверку? Заявление на злоупотребления руководства товарищества должно быть обоснованным. Изначально проверку хозяйственной деятельности ТЧСЖ должна провести ревизионная комиссия товарищества. Если она выявит нарушения, то результаты проверки направляются в компетентные органы, которые принимают меры.

Конечно, во многих товариществах ревизоров избирают либо формально, либо их вообще нет, либо эта «карманная» ревкомиссия защищает интересы руководства. Ну так переизберите ее на общем собрании, чтобы у вас был действенный контролирующий орган. Не устраивает членов ТЧСЖ председатель правления – выберите на общем собрании нового. Если прежний руководитель не хочет добровольно покидать свой пост, то на основе протокола с решением собрания, давшего большинством голосов ему отвод, можете обратиться в прокуратуру, суд, призвать на помощь махаллинский комитет, хокимият.

Но для этого надо собрать общее собрание. В реальности же нередко у одного жителя – дела, у второго – работа, третий болеет, четвертый не хочет и так далее. То же самое с избранием председателя. Трудно уговорить грамотного, честного, уважаемого соседа возглавить ТЧСЖ. Потому что многие жители не поддерживают председателя, не платят взносы, но требуют от него многого, а чуть что – жалуются везде и всюду.

«Кто, когда, на основе каких документов создавал наше ТЧСЖ?» – вопрошает читатель. Но кто должен разбираться в этом, если не вы? Кого это волнует больше чем вас? Вы оказались в неизвестно кем и когда созданном товариществе. Платите (или не платите) взносы. На что расходуются ваши деньги – тоже не в курсе. Ими распоряжаются люди, которым вы не доверяете и которых не избирали. Прежде чем писать жалобу, постарайтесь сами разобраться в домовом хозяйстве, предпринять шаги, прописанные для таких ситуаций законодательством. Если же все возможности исчерпаны, а нарушения и злоупотребления продолжаются, тогда обоснованно обращайтесь в соответствующие структуры. И, конечно же, ни в коем случае этого не надо делать анонимно.

Конечно, каждому из нас хочется просто платить взносы, знать, что их расходуют по назначению, видеть, как дом приводят в порядок, а не заниматься разборками с руководством. Но любой, даже самый идеальный механизм надо запустить и не бросать на самотек – проверять, как он работает. Необязательно погружаться с головой в дела товарищества (все мы люди занятые). Важно избрать из соседей членов правления, которое будет выполнять решения общего собрания и отчитываться перед жителями.

 

 

А что сделал ты сам?

 

В лучших традициях анонимного творчества, позволяющего написать все, что угодно, не отвечая за свои слова, автор нашего обращения сообщает о миллионных доходах председателя и бухгалтера, недешевом ремонте их квартир. Что касается работы ТЧСЖ, то «за свой счет убираем подъезды и вкручиваем лампочки. Председатель навязывает кредит на установку камер видеонаблюдения. Все вопросы жильцы решают за собственный счет. ТЧСЖ заменило тепловой узел, а с отоплением лучше не стало. В шахтах постоянно рвутся проржавевшие тонкостенные шовные трубы горячего и холодного водоснабжения. Кровлю в доме покрыли самым дешевым материалом. Взносы увеличиваются…». Уверена, что больше половины членов этого ТЧСЖ ходят в неплательщиках (в том числе и автор обращения). Тем не менее они не задумываются, на какие средства товариществу приводить дома в порядок.

«Для чего нам ТЧСЖ, если в нем нет ни электрика, ни сантехника, ни дворника. Нет договора на обслуживание с управляющей компанией. Для выполнения работ нанимают специалистов из соседнего товарищества.» Но «Rezon Servis Plus» объединяет 2 небольших дома, в которых всего 54 квартиры. Содержать полный штат работников в таком небольшом сообществе неэффективно. Их зарплата будет «съедать» более половины начислений, что повлечет увеличение размера обязательного взноса. Это нормальная практика, когда в маленьких ТЧСЖ нет штатного технического персонала. Для выполнения работ они могут по договору привлекать работников соседних ТЧСЖ или обходиться силами живущих в доме электриков, слесарей либо заказывать услуги управляющей компании. Какую выбрать форму управления и обслуживания общедомового имущества, нужно обсудить и утвердить на общем собрании членов ТЧСЖ.

Заключительный аккорд обращения – настоящий апофеоз иждивенчеству, отстраненности, потребительскому подходу. «Мы прекрасно понимаем, что решение о переизбрании председателя и членов правления, выходе из состава ТЧСЖ и т.п. – прерогатива общего собрания. Но необходима тщательная проверка ТЧСЖ, председателя и бухгалтера компетентными органами, призванными стоять на страже интересов государства и общества.» А что сделал ты сам, чтобы что-то изменить в своем товариществе?

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк.

NORMA

 



Комментарии
Оценка:
Комментарий будет опубликован после проверки модератором

© 2005-2024 Stroyka.uz. Все права защищены.