ПРЕДСТАВЛЯЕМ
КОМПАНИИ
ООО «OPTIMA BEST PLAST» специализируется на выпуске пластмассовой продукции и впервые в Узбекистане освоила производство пластмассовых дюбелей фасадных для крепления теплоизоляционных материалов, размер 10x100мм и 10x150мм. Звоните 99890 1881909 Дорожные ограждения и дорожные конусы со светоотражающей пленкой 500 мм и 750 мм, контейнеры мусорные на 120 л., евро-поддоны, контейнер-поддон 800л., вазоны. Телефоны: +998 71 2499627 +99893 5032404 +99890 1783920
"Benefit Prof Solution" ООО - поставка оборудования для Вашего бизнеса, только лучшие производители! +99871 267 38 33 - «горячая линия», + 99890 977 48 07, +99890 359 44 87 Поставки и сервисное обслуживание следующего оборудования: стационарные и мобильные бетонные, цементные, асфальтовые заводы; оборудованмие для производства строительных материалов; спецтехника; генераторы и силовые индустриальные установки;
"EPS" ("Energy Power Solution" ООО)-качественные товары и услуги в сфере электрооборудования и насосного оборудования от мировых производителей ABB, ФиФ Евроавтоматика и ORTEA в Узбекистане! (99871) 205-09-11 Низковольтное оборудование, Приводы, Контрольно-измерительное и аналитическое оборудование, Двигатели, Программируемые логические контроллеры, Защита и автоматизация энергосистем, Трансформаторы и компоненты
ШОУРУМ ЕВРОПЕЙСКОЙ САНТЕХНИКИ "VITRA"- абсолютно все изделия для ванной комнаты. Телефон: (99871) 252-75-00, 252-76-00 Керамическая плитка, сантехника, оборудование для бассейнов, мебель для ванной комнаты, ванны, смесители и аксессуары для ванных комнат.
Логистическая компания Optima Transit - Международные грузоперевозки, автомобильные перевозки, железнодорожные перевозки, авиа перевозки, мультимодальные перевозки ОТПРАВЛЯЙТЕ Ваши запросы почта: optimatransit.uz@gmail.com, +99899 888 91 36 Телеграмм  Транспортные услуги по перевозке грузов из Китая и Европы в Узбекистан. Наши специалисты бесплатно проконсультируют Вас по всем вопросам, а также в кратчайшие сроки предоставят расчет стоимости
"Aglay Uz"-Производство и монтаж фасадного материала - Изосайдинг «теплый аглай» — восьмикомпонентный материал, который отлично подойдет для фасадной облицовки, как для высокоэтажных зданий, так и для частных домов, магазинов, различных учреждений. Изосайдинг применим для разных форм и этажности зданий, долговечнее других декоративных панелей и достигает срока службы всего здания. Также Вы можете не только купить наш изосайдинг, но и заказать фасадные работы: +998974006553 Офис: +998712525718

НАШИ ПАРТНЕРЫ
 »  Энциклопедия строительства и ремонта1572  »  Недвижимость207
24.04.2018

Нужна ли частная собственность на землю

Земля – стратегический ресурс и должна принадлежать государству. Такое мнение доминирует в Узбекистане сотню лет. Но рыночная экономика не может развиваться без частной собственности. Пришло ли время ввести ее на землю – обсуждаем в этом обзоре.

Статья 55 Конституции гласит: земля и другие природные ресурсы – общенациональное богатство. Согласно статье 214 Гражданского кодекса, статье 19 закона «О собственности в Республике Узбекистан» земля находится в республиканской собственности. Но не вся.

В середине 90-х годов XX века шла приватизация объектов торговли и сферы услуг вместе с земельными участками, на которых они размещены. Это проводилось в соответствии с:

В результате в принятом позднее Земельном кодексе (ст. 18) отразили право собственности на земельные участки за юридическими и физическими лицами, участвовавшими в этой приватизации. Кроме того, право собственности могут получить:

  • диппредставительства и приравненные к ним организации, аккредитованные в Узбекистане – при реализации им зданий или частей зданий, используемых под помещения представительств, включая резиденцию его главы, вместе с участками, на которых они размещены, а также участков для строительства зданий этих представительств;

 

  • сотрудники дипкорпуса, аккредитованные в Узбекистане представители прессы, сотрудники постоянных представительств фирм, компаний и международных организаций, иностранные лица, постоянно работающие на предприятиях с иностранными инвестициями, а также лица, постоянно проживающие в республике и имеющие вид на жительство – при реализации им жилых помещений вместе с земельными участками, на которых они размещены.

 

Указанные случаи – редкое исключение. Подавляющему большинству юридических и физических лиц иметь землю в частной собственности не разрешается. Взамен этого действуют:

 

 

  • право постоянного владения – дается предприятиям, учреждениям и организациям в отношении земель под сельское и лесное хозяйство (кроме фермерских и дехканских хозяйств);

 

  • право постоянного или срочного (временного) пользования – дается гражданам Узбекистана, промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям; иностранным юридическим и физическим лицам (преимущественно для предпринимательской деятельности на онлайн-аукционе, подробнее – здесь);

 

 

В 2006 году была предпринята попытка провести второй этап приватизации. Принят указ Президента от 24.07.2006 г. № УП–3780 «О приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических лиц и граждан». Планировалось предоставить право собственности на участки, занятые зданиями, сооружениями и объектами производственной инфраструктуры, а также индивидуальными домами граждан (о сельскохозяйственных землях речь не шла – ред.). Для этого Кабинет Министров даже начал подготовительную работу. Однако практических шагов не последовало.

 

По мнению автора, реформа тогда не состоялась потому, что по законодательству нет особой разницы в гарантиях прав на землю у собственников и не собственников.

 

Во-первых, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земли одинаково платят земельный налог (для арендаторов внесение арендных платежей по ставке земельного налога признается его уплатой, см. раздел XII Налогового кодекса). Таким образом, экономического смысла выкупать землю не было.

 

Во-вторых, и собственники, и не собственники одинаково не защищены от одностороннего изъятия (выкупа) земли для государственных и общественных нужд (ст. 37 Земельного кодекса). Т.е. статус собственника – не гарантия сохранности земельного участка.

 

Возможность такого изъятия (выкупа) является особенностью нашего законодательства и сильно отличается от принятого понимания национализации и реквизиции. Во всех 3-х случаях имущество забирается возмездно. Но при национализации, например, оно переходит в собственность государства. Если в дальнейшем государство решает избавиться от этого актива, прежний собственник вправе требовать возврата имущества (ст. 202 Гражданского кодекса). А реквизиция допускается только в условиях чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф и т.д.). После окончания этих обстоятельств бывший собственник реквизированного имущества, как и при национализации, вправе требовать его обратно (ст. 203 Гражданского кодекса).

 

Изъятие (выкуп) проводится совсем по другому – участок могут забрать у одного предпринимателя и передать другому, либо снести индивидуальные дома граждан, чтобы на их месте осуществлялась коммерческая деятельность (строился многоквартирный жилой дом с дорогими квартирами, работал торговый центр и т.д.). А расплывчатая формулировка для «государственных и общественных нужд» вполне позволяет это сделать (см. ст. 37 Земельного кодекса). Как видно, нет четко определенной границы между государственными и общественными нуждами, с одной стороны, и коммерческими интересами частных лиц (застройщиков, инвесторов), с другой стороны. Они смешиваются. При этом новый владелец земельного участка также юридически не застрахован, во-первых, от того, что изъятие в дальнейшем не случится с ним самим, а во-вторых, что он сможет предъявить такому же инвестору экономические требования для освобождения земли.

 

Для справки: в соседнем Казахстане изъятие земельных участков допускается только в исключительных случаях, к которым отнесены:

 

1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

 

2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

 

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

 

4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;

 

5) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств.

 

Такое положение дел в законодательстве Узбекистана – наследие командно-административной системы хозяйствования. Ведь, по сути, современный правовой режим в этой сфере во многом схож с положениями Декрета о земле 1917 года: частной собственности на землю нет, запрещается покупать и продавать землю, сдавать ее в аренду, залог и т.д. Вместе с тем, до революции на территории Узбекистана существовала частная собственность на землю, и ученые подтверждают, что она вполне гармонично сосуществовала с государственной.

 

Конечно же, можно сказать, что в те времена еще не было проблемы роста населения и ограниченности земельно-водных ресурсов. Действительно, на первый взгляд обеспечить продовольственную безопасность страны можно только путем контроля за каждым квадратным метром плодородной земли, и здесь государственная собственность на землю – гарантия ее целевого и рационального использования. Однако в развитых странах аграрный сектор не является локомотивом экономики. Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения можно вообще рассматривать в последнюю очередь. Современная экономика – экономика городов, именно здесь происходят рост и развитие.

 

В частной собственности на землю и ее надежной защите нуждаются, в первую очередь, промышленность, торговля, сфера услуг и простые жители городов, кишлаков и аулов. Ее отсутствие – лишний тормоз на пути мобилизации внутренних инвестиций в экономику. Никто не будет инвестировать, если нет гарантий сохранности вложений. А любые вложения в бизнес и недвижимость, так или иначе, связаны с правами на землю. И над этим пора задуматься.

 

Самир Латыпов.

norma.uz




Прочитано: 446 раз(а)  |  Комментариев: 0
Еще по теме:


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.
Гость_
Антибот:
- Сайт модерируется. Из комментариев удаляются бессмысленные, оскорбительные или не относящиеся к теме обсуждения.
Добавить ОБЪЯВЛЕНИЕ Ищу ПАРТНЕРА
НЕДВИЖИМОСТЬ
аренда продажа
Тарифы на коммунальные услуги
для физических лиц для юридических лиц
Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Регистрация